Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)»





Скачать 467.99 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)»
страница1/4
Дата публикации20.03.2015
Размер467.99 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.







______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 02.09.2013 г.

Учебно-методический комплекс
ДПП.Ф.02 Логопедия (Заикание)
Факультет дефектологический

Направление: 050715 Логопедия

Кафедра логопедии

Составитель: Шевцова Е.Е.

доцент

Москва-2013

Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)»


Направление: 050715 Логопедия
Составители: _Шевцова Е.Е. доцент_

(должность)

Москва-2013

Введение. Основное содержание программы.

(Выписка из ГОС):


ДПП.Ф.02

Логопедия

Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Нарушения голоса. История, статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.

Нарушение темпа речи. История, определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика.

Заикание. История, определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.

Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.

Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.


1400

Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 5 – го курса (9 – й семестр) отделения логопедии и направлена на усвоение понятий, фактов, закономерностей, связанных с характеристикой такой сложной формы речевой патологии как заикание.

В содержании курса предусмотрено:

1) получение студентами знаний о структуре речевого дефекта при заикании, причинах и механизмах речевого расстройства, психолого-педагогических критериях дифференциации основных клинических форм заикания;

2) формирование у студентов теоретических и практических представлений:

– обследование детей и взрослых с заиканием;

– анализ данных анамнеза и результатов комплексного обследования;

– определение структуры речевого дефекта и умение делать диагностические и прогностические выводы;

– составление психолого-педагогической характеристики на ребенка и взрослого с заиканием; существования, таких как: интегрируемость непрерывной

– разработка комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия и составление планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционно-формирующего воздействия;

– осуществление обоснованного выбора методических средств и предметов коррекции и компенсации речевого дефекта, нарушения моторной сферы, познавательных и эмоционально-волевых процессов у детей с заиканием.

Курс рассчитан на 180 часов, в том числе лекционные, лабораторные занятия; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы на дневном отделении.

Цели и задачи дисциплины.

Содержание курса строится с учетом того, что предшествует изучению других разделов логопедии. Программа курса содержит как теоретическую подготовку студентов по данному разделу логопедии, так и практическую, представленную в виде посещения студентами медицинских учреждений.

Цель дисциплины: формирование у студентов многопланового видения проблем речевого развития у дошкольников, школьников и взрослых с заиканием.

Задачи:

- сформировать представления о речевом нарушении – заикании и особенностях его проявления;

- обучить студентов основам обследования лиц с заиканием, анализа полученных данных, разработка и применения реабилитационных технологий.

Курс разработан в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности логопедия.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

  • структура речевого нарушения при заикании, его причины и механизмы;

  • психолого-педагогические критерии дифференциации основ­ных клинических форм заикания;

  • содержание и методики комплексного психолого-педагогичес­кого обследования заикающихся;

  • основные направления и содержание дифференцированной ле­чебно-педагогической работы с заикающимися детьми, подростками и взрослыми в условиях медицинского стационара;




  • особенности речи заикающихся дошкольников и системы коррекционно-педагогической работы в условиях детского сада;

содержание и методы логопедической работы по преодолению заикания у учащихся общеобразовательной и специальной шко­лы;

  • содержание и методы логопедической работы по преодоле­нию заикания у взрослых;

  • мероприятия по предупреждению возникновения заикания у детей, профилактики рецидивов и организации системы логопедичес­кой помощи заикающимся.



Студенты должны уметь:

- обследование заикающегося ребенка;

- обоснование основных направлений дифференцированного
коррекционного воздействия в работе с заикающимися;

- анализ результатов комплексного исследования:

  • составление развернутого плана-конспекта логопедического занятия с заикающимися детьми на разных этапах коррекционного обучения;

  • целенаправленное наблюдение логопедических занятий, ана­лиз их структуры и содержания.


Объем дисциплины и виды учебной работы (по формам обучения)

Факультет/

специаль-

ность

Название дисциплины

Отде­ление

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр




Аудитор­ные

Самост. Работа

Дефекто-логический/ логопедия

«Логопедия» раздел «Заикание»




Лекции

42

96







Практические / Семинарские













Лабораторные

54










Консультации













Курсовые /рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль: зачет, экзамен







экзамен




Общий объем часов по дисциплине:

192




Содержание дисциплины

1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий)

№№

п/п

Раздел дисциплины

(или темы дисциплины)

Лекции

Практические/семинарские

Лабораторные

1.

Введение в проблему. Клинические и психологические особенности проявления заикания

2




3

2.

Исторический обзор

проблемы заикания

2




2

3.

Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

2




3

4.

Современные представления о заикании. Клинический аспект в изучении заикания

2




3

5.

Невротическая форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих

невротической формой заикания

2




4

6.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей до-школьного и школьного возраста и взрослых, страдающих

невротической формой заикания

2




3

7.

Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания

4




4

8.

Современные представления о патогенетических механизмах

заикания. Нейрофизиологический аспект изучения заикания

2




3

9.

Нейрофизиологические исследования заикающихся с невротической формой речевой патологии в сопоставлении с клиническими и психолого-педагогическими

Данными

2




4

10.

Нейрофизиологические исследования заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии в сопоставлении с клиническими и психолого-педагогическими данными

2




4

11.

Принципы дифференцированного психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности

реабилитации заикающихся с

невротической формой

речевой патологии

4




3

12.

Принципы коррекционных психолого-педагогических воздействий при неврозоподобном заикании

2




3

13.

Психологический аспект изучения проблемы заикания

2




3

14.

Заикание - коммуникативное

Расстройство

2




3

15.

Особенности личностных реакций в общении заикающихся

2




3

16.

Психолого-педагогическая система комплексной диагностики личностных реакций заикающихся в условиях общения, как основа личностно-ориентированного

подхода к реабилитации

4




3

17.

Методы адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям, применяющиеся в комплексе

различных систем реабилитации

4




3

Межпредметные связи:

Нейрофизиология.

Неврология.

Психолингвистика (общая).

Психолингвистика развития.

Логопедия (дошкольная).

Логопедия (школьная).

Общая педагогика.

Дошкольная педагогика.

Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Методика развития устной речи учащихся массовой школы.

Общая психология.

Специальная психология.

Логопсихология.

Анатомия и возрастная физиология.

Речевые сенсорные системы и др.


2. Содержание разделов дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа...
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Заикание)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск