Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)»





Скачать 331.77 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)»
страница1/3
Дата публикации09.11.2014
Размер331.77 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.







______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 02.09.2013 г.

Учебно-методический комплекс
ДПП.Ф.02 Логопедия (Афазия)
Факультет дефектологический

Направление: 050715 Логопедия

Кафедра логопедии

Составитель: Ларина О.Д.

доцент
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)»


Направление: 050715 Логопедия
Составители: _Ларина О.Д. доцент_

(должность)


Москва-2013
Введение. Основное содержание программы.

(Выписка из ГОС):


ДПП.Ф.02

Логопедия

Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Нарушения голоса. История, статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.

Нарушение темпа речи. История, определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика.

Заикание. История, определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.

Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.

Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.

Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.

Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.


1400


Введение. Основное содержание программы.


  1. Цели и задачи дисциплины.

Содержание курса строится с учетом того, что предшествует изучению других разделов логопедии. Программа курса содержит как теоретическую подготовку студентов по данному разделу логопедии, так и практическую, представленную в виде посещения студентами медицинских учреждений.

Цель дисциплины: ознакомление студентов с современными тенденциями изучения такого нарушения как афазия, последовательное изложение закономерностей речевого развития лиц, страдающих афазией, формирование у будущих логопедов представлений о системе лечебно-педагогического мероприятия, реализуемых в условиях учреждений специального типа.

Задачи:

- ознакомить студентов с актуальными аспектами проблемы афазии и особенностях ее проявления;

- раскрыть этиопатогенез и клиническую картину данного нарушения;

- изучить специфику двигательных, речевых и психических нарушений, имеющих место в структуре сложного нарушения – афазия;

- обучить студентов основам обследования лиц с афазией, анализа полученных данных;

- наметить стратегию коррекционно-педагогического воздействия и применения реабилитационных технологий.

Курс разработан в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности логопедия.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

  • структура речевого нарушения при афазии, его причины и механизмы;

  • психолого-педагогические критерии дифференциации основ­ных форм афазии;

  • содержание и методики комплексного психолого-педагогичес­кого обследования лиц с афазией;

  • основные направления и содержание дифференцированной ле­чебно-педагогической работы в условиях медицинского стационара;

  • особенности речи больных с афазией и системы коррекционно-педагогической работы;

- содержание и методы логопедической работы по преодолению афазии;

  • профилактики рецидивов и организации системы логопедичес­кой помощи лицам, страдающим афазией.



Студенты должны уметь:

- проводить обследование лиц с афазией;

- обосновывать основные направления дифференцированного
коррекционного воздействия в работе с лицами, страдающими афазией;

- анализировать результатов комплексного исследования:

  • составлять развернутые планы-конспекты логопедических занятий на разных этапах коррекционного обучения;

  • ана­лизировать структуру и содержание занятий.


Объем дисциплины и виды учебной работы (по формам обучения)

Факультет/

специаль-

ность

Название дисциплины

Отде­ление

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр




Аудитор­ные

Самост. Работа

Дефекто-логический/ логопедия

«Логопедия» раздел «Афазия»




Лекции

18

36







Практические / Семинарские













Лабораторные

18










Консультации













Курсовые /рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль: зачет, экзамен







зачет




Общий объем часов по дисциплине:

72






Содержание дисциплины

1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий)

№№

п/п

Раздел дисциплины

(или темы дисциплины)

Лекции

Практические/семинарские

Лабораторные

1.

Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия.

3




3

2.

Акустико-мнестическая афазия.

3




3

3.

Афферентная моторная афазия.

3




3

4.

Амнестико-семантическая афазия.

3




3

5.

Эфферентная моторная афазия.

3




3

6.

Динамическая афазия.

3




3


2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в проблему. Акустико-гностическая сенсорная афазия.

При акустико-гностической афазии нарушается восприятие речи, понимание речи, обусловленное нарушением фонематического слуха.

Больные с этой формой афазии наиболее перспективны в плане восстановления речи, чтения и письма по сравнению с другими формами афазии и их можно вернуть к работе или учебе.
Тема 2. Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия - нарушается речевая память, при тестировании восприятия 2-3 слов, они удерживают 1-е и 3-е слово, 2-е пропускают.

Тема 3. Афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных полей левой теменной доли, при которой возникает апраксия артикуляционного аппарата, проявляющаяся в трудностях нахождения пространственных поз языка и других органов артикуляции, которые сопровождаются грубым нарушением чтения и письма.

Тема 4. Амнестико-семантическая афазия.

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении третичных полей теменной доли, связанных с глубинными отделами мозга проводящими путями.
Тема 5. Эфферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении задних нижнелобных отделов мозга и бывает разной степени тяжести - от трудности нахождения звукового состава слова до незначительных трудностей экспрессивного аграмматизма.

Тема 6. Динамическая афазия.

Динамическая афазия возникает при поражении третичных полей лобной доли, связанных с проводящими путями глубинных отделов головного мозга.
3. Лабораторный практикум

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

Афазия


Особенности проявления афазии.

2.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих акустико-гностической сенсорной афазией.

3.

Характеристика лиц, страдающих акустико-мнестической афазией.

4.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика взрослых, страдающих афферентной моторной афазией.

5.

Психолого-педагогическая и клиническая характеристика лиц, страдающих амнестико-семантической афазией.

6.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих эфферентной мотроной афазией.

7.

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих динамической афазией.

8.

Особенности реабилитации лиц, страдающих афазией.

9.

Коррекционное психолого-педагогическое воздействие при афазии.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа...
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Логопедия (Афазия)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск