Скачать 323.37 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Пантелеева Л.А., доцент_ (должность) Москва-2013 Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ДПП.В.01 Организация логопедической помощи в России 70 (ч) Учебный предмет является обязательной дисциплиной и относится к дисциплинам предметной подготовки Основные направления становления логопедической помощи в России. Сеть логопедической помощи в России на современном этапе. Преемственность в работе отдельных учреждений. Структура и деятельность логопедической помощи в системе Здравоохранения. Структура и деятельность логопедической помощи в системе образования. Организация логопедической службы в дошкольных образовательных учреждениях. Организация логопедической службы в общеобразовательных учреждениях. Организация логопедической службы в специальных образовательных учреждениях. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов и диагностическая помощь населению. Аттестация логопедов. Правовые и нормативные документы, содержащие информацию о нагрузке, отпуске, о порядке исчисления заработной платы, о надбавках и т.д. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основное назначение изучения данной дисциплины – предметная (теоретическая и методическая) подготовка к профессиональной деятельности логопеда в образовательных, медицинских учреждениях и учреждениях социального обеспечения. Целью данного курса является формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме организации логопедической помощи населению в различных учреждениях. В задачи курса входит:
формировать у студентов профессионально-значимые умения оформлять документацию логопеда, в зависимости от возраста ребенка и типа учреждения, в котором он обучается. На очно-заочном отделении логопедии учебный курс рассчитан на 16 часов аудиторных занятий: 12 часов лекционных, 4 часов практических занятий отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы.
I.I Общеобразовательная и учебно-методическая направленность программы
1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования (2005 г.) и типовыми учебными планами факультетов МГГУ им. М.А.Шолохова программа учебной дисциплины включает: на очно-заочном и заочном отделении – 16 часов аудиторных занятий, из которых 12 часов отводится на лекционные, 4 часа - на практические занятия;. Отдельные учебные вопросы программы предлагаются студентам для самостоятельного углубленного изучения (подготовка письменных рефератов и устных сообщений, изучение и конспектирование специальной учебно-методической литературы, дистанционное обучение и др.). Внутрисеместровая аттестация проводится в виде аудиторной контрольной работы и выполнения практических заданий по обследованию больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Форма отчетности – зачет. Учебная работа по данному курсу на дефектологическом факультете проводится в форме лекционных, практических занятий. Лекционный материал курса состоит из четырех разделов. Первый раздел: “Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России”; он включает 3 тематические части: (I) Основные периоды становления и развития логопедии как науки, (II) Логопедическая помощь в России на современном этапе развития (III) Преемственность в работе отдельных учреждений. В первой части первого раздела дается периодизация зарождения и становления логопедии как самостоятельной науки, дается определение логопедии, раскрываются направления организованного оформления и развития системы логопедической помощи в стране. Тематика первого раздела предполагает рассмотрение различных направлений сети логопедической службы в стране и преемственность в работе учреждений здравоохранения и образования. Второй раздел курса предусматривает знакомство студентов с особенностями организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций. Он также подразделяется на две основные части: (1) структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения и (2) структура и деятельность логопедической службы в системе образования. В каждом из внутренних разделов курса основными тематическими блоками являются: - организация логопедической службы в детской поликлинике; - организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере; - организация работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами; - работа логопеда в Доме ребенка; - организация работы логопеда в стационарном отделении; - логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях: детские образовательные учреждения для детей с нарушениями речи, детские учреждения комбинированного вида, детские учреждения компенсирующего вида, центры развития ребенка, дошкольные учреждения общеобразовательного вида, дошкольные учреждения для детей с отклонениями в развитии; - логопедическая помощь в общеобразовательных учреждениях: специальные общеобразовательные школы для детей с ТНР, общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения; - логопедическая помощь в Центрах помощи: консультативно-диагностические центры, центры профилактики и реабилитации. Третий раздел «Организация психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий и диагностической помощи населению» раскрывает принципы отбора детей, комплектование групп для детей с нарушениями речи, знакомство с документацией МПМК и МПМк. Четвертый раздел «Аттестация логопедов. Правовые и нормативные документы о работе логопеда» Ознакомление с содержанием документов Минобразования СССР и России, Минздрава СССР и России, Департамента образования и Департамента здравоохранения г. Москвы и информацией о нагрузке, отпуске, о порядке исчисления заработной платы, о надбавках и т.д.» При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического образования: основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, речевые и сенсорные системы, основы невропатологии, физиология высшей нервной деятельности, педагогическая и возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика и др. Это относится, например, к вопросам о строении и функциях центральной нервной системы, основных анализаторов, о динамической локализации высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность, о возрастных этапах речевого развития человека в норме, о закономерностях формирования и реализации речевой деятельности, ее специфических особенностях, процессах речевой коммуникации и др. В содержание практических занятий со студентами входит изучение следующих основных вопросов: - практическое знакомство с методикой логопедического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций; - овладение методами и приемами логопедического обследования состояния речи больных с нарушениями речи и других высших психических функций, методическим и наглядно-дидактическим материалом специально-педагогического исследования; - просмотр папок документации, которые ведут логопеды в учреждениях; - практическое знакомство с организацией и предметным содержанием коррекционной логопедической работы по формированию и развитию речи детей с ТНР; - просмотр и анализ логопедических занятий с детьми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций; - организация взаимосвязи в работе логопеда и педагогов общего профиля в работе с детьми, имеющими ТНР; - знакомство с организацией работы логопеда с родителями по закреплению полученных знаний, умений и навыков у детей в домашних условиях. Межпредметные связи: Психолингвистика (общая). Психолингвистика развития. Логопедия (дошкольная). Логопедия (школьная) Общая педагогика. Дошкольная педагогика Методика развития речи детей дошкольного возраста Методика развития устной речи учащихся массовой школы. Общая психология. Возрастная и педагогическая психология. Специальная психология. Логопсихология. Анатомия и возрастная физиология. Речевые и сенсорные системы и др. 1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ При определении содержания занятий учитывается, что студенты очно-заочного и заочного отделений в большинстве своем совмещают обучение с работой в образовательных (дошкольных и школьных) учреждениях разного профиля и имеют возможность выполнения ряда практических заданий в этих учреждениях. Целесообразным является выполнение студентами некоторых практических заданий (в частности, по логопедическому и психолого-педагогическому обследованию детей и составлению речевых карт, сбора и оформлению документации логопеда в зависимости от учреждения) в период прохождения обучающимися педагогической практики в образовательных учреждениях. На практических занятиях, помимо разъяснений преподавателя, организуемой им беседы по изучаемому вопросу, большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выполнение индивидуальных и коллективных контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; выполнение практических заданий по обследованию речи детей, оформлению логопедической документации, выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; составление практических рекомендаций для воспитателей и родителей и др.). Рекомендуется организация выступлений студентов по изучаемым вопросам не только на основе проработки специальной учебно-методической литературы, но и материалов, накопленных в период прохождения педагогической практики или опыта самостоятельной работы в образовательных учреждениях. Ряд практических занятий по данному учебному курсу рекомендуется проводить на базе коррекционных практических учреждений (коррекционные ДОУ, логопедические группы при ДОУ общего и комбинированного вида, специальная школа V вида, общеобразовательные школы, детские поликлиники). При проведении практических занятий на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений предусматриваются разнообразные организационные формы работы с активным участием студентов в мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях (участие в методических семинарах, конференциях, заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк); посещение открытых занятий педагогов-дефектологов и др.). Помимо просмотра занятий в учебно-воспитательном учреждении, процедуры обследования детей логопедом и педагогом-психологом, рекомендуется демонстрация студентам видеофильмов и фотоматериалов соответствующей тематики на практических занятиях в вузе. На итоговых практических занятиях для студентов целесообразно проведение контрольных работ по некоторым, наиболее важным темам (например: «Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Состав и организация работы медико-психолого-педагогической комиссии», «Специфика работы логопеда в детской поликлинике», «Взаимосвязь работы логопеда с родителями и педагогическим персоналом» и др.) Программа по курсу «Организация логопедической помощи в России» составлена в соответствии с программой соответствующей учебной дисциплины для педагогических вузов. Своевременное выявление и коррекция нарушений речевого развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Достаточный уровень сформированности речи является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, залогом успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами – будущими логопедами – основ знаний о возможностях оказания логопедической помощи населению нашей страны в условиях медицинских и образовательных учреждений, методических подходов к формированию и развитию речи, освоения студентами соответствующих специально-педагогических технологий логопедической работы. Особое значение это имеет для учителей-логопедов общеобразовательных учреждений, особенности в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда закладываются основы системного образования, в период, который является определяющим этапом познавательного, речевого, социального и личностного развития подрастающего поколения. 1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ Возможные виды деятельности: самостоятельная работа с теоретическим материалом, промежуточное тестирование, электронная консультация, электронный семинар, индивидуальные задания, итоговое тестирование и др.
1.5.2. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ
2. Объем дисциплины и виды учебной работы (по формам обучения)
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация логопедической помощи в России |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа... Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... | ||
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |