Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи»





Скачать 323.37 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи»
страница1/3
Дата публикации13.01.2015
Размер323.37 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи»


Направление: 050715 Логопедия

Составители: _Пантелеева Л.А., доцент_

(должность)
Москва-2013
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ




ДПП.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом

200


ДПП.В.01 Организация логопедической помощи в России 70 (ч)


Учебный предмет является обязательной дисциплиной и относится к дисциплинам

предметной подготовки

Основные направления становления логопедической помощи в России. Сеть логопедической помощи в России на современном этапе. Преемственность в работе отдельных учреждений. Структура и деятельность логопедической помощи в системе Здравоохранения. Структура и деятельность логопедической помощи в системе образования. Организация логопедической службы в дошкольных образовательных учреждениях. Организация логопедической службы в общеобразовательных учреждениях. Организация логопедической службы в специальных образовательных учреждениях. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов и диагностическая помощь населению. Аттестация логопедов. Правовые и нормативные документы, содержащие информацию о нагрузке, отпуске, о порядке исчисления заработной платы, о надбавках и т.д.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основное назначение изучения данной дисциплины – предметная (теоретическая и методическая) подготовка к профессиональной деятельности логопеда в образовательных, медицинских учреждениях и учреждениях социального обеспечения.

Целью данного курса является формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме организации логопедической помощи населению в различных учреждениях.

В задачи курса входит:

  • проанализировать этапы становления и развития логопедии как науки;

  • проанализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению в России;

  • сформировать четкие представления о работе логопеда в учреждениях системы здравоохранения;

  • систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях оказания логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях;

  • сформировать у студентов навыки работы с логопедической документацией дошкольных учреждений;

  • систематизировать и обобщить знания студентов о работе логопеда в образовательных учреждениях;

  • познакомить студентов с логопедической документацией, которая ведется в общеобразовательных и специальных общеобразовательных учреждениях;

  • сформировать у студентов навыки организации и проведения консультативных и диагностических мероприятий логопеда в различных учреждениях;

формировать у студентов профессионально-значимые умения оформлять документацию логопеда, в зависимости от возраста ребенка и типа учреждения, в котором он обучается.

На очно-заочном отделении логопедии учебный курс рассчитан на 16 часов аудиторных занятий: 12 часов лекционных, 4 часов практических занятий отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

I.I Общеобразовательная и учебно-методическая направленность программы





№ п/п

Цели и задачи изучения дисциплины на данном факультете

По окончании изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими:

знаниями

умениями

навыками

Определены и установлены гос. Стандартом высшего профессионального образования (ВПО) для дефектологических факультетов (факультетов специальной педагогики и психологии) педагогических и гуманитарных вузов.



Основами теоретических знаний о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования, направленной на формирование, коррекцию и совершенствование речи детей и взрослых; овладение знаниями нормативных и правовых документов, касающихся работы логопеда в различных учреждениях; овладение знаниями об организации психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов и диагностической помощи населению.


Овладение специальными педагогическими технологиями коррекционной логопедической работы по следующим направлениям:

- проведение логопедического обследования состояния речи; оформление логопедической документации; определение дальнейшей коррекционной работы.

Проведения диагностического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций; подготовки пособий, оформление документации логопеда в зависимости от учреждения, в котором оказывается логопедическая помощь населению; использования методической литературы при планировании коррекционно-логопедической работы.




1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования (2005 г.) и типовыми учебными планами факультетов МГГУ им. М.А.Шолохова программа учебной дисциплины включает: на очно-заочном и заочном отделении – 16 часов аудиторных занятий, из которых 12 часов отводится на лекционные, 4 часа - на практические занятия;. Отдельные учебные вопросы программы предлагаются студентам для самостоятельного углубленного изучения (подготовка письменных рефератов и устных сообщений, изучение и конспектирование специальной учебно-методической литературы, дистанционное обучение и др.).

Внутрисеместровая аттестация проводится в виде аудиторной контрольной работы и выполнения практических заданий по обследованию больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Форма отчетности – зачет.

Учебная работа по данному курсу на дефектологическом факультете проводится в форме лекционных, практических занятий.

Лекционный материал курса состоит из четырех разделов.

Первый раздел: “Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России”; он включает 3 тематические части: (I) Основные периоды становления и развития логопедии как науки, (II) Логопедическая помощь в России на современном этапе развития (III) Преемственность в работе отдельных учреждений. В первой части первого раздела дается периодизация зарождения и становления логопедии как самостоятельной науки, дается определение логопедии, раскрываются направления организованного оформления и развития системы логопедической помощи в стране. Тематика первого раздела предполагает рассмотрение различных направлений сети логопедической службы в стране и преемственность в работе учреждений здравоохранения и образования.
Второй раздел курса предусматривает знакомство студентов с особенностями организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций. Он также подразделяется на две основные части: (1) структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения и (2) структура и деятельность логопедической службы в системе образования.

В каждом из внутренних разделов курса основными тематическими блоками являются:

- организация логопедической службы в детской поликлинике;

- организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере;

- организация работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами;

- работа логопеда в Доме ребенка;

- организация работы логопеда в стационарном отделении;

- логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях: детские образовательные учреждения для детей с нарушениями речи, детские учреждения комбинированного вида, детские учреждения компенсирующего вида, центры развития ребенка, дошкольные учреждения общеобразовательного вида, дошкольные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

- логопедическая помощь в общеобразовательных учреждениях: специальные общеобразовательные школы для детей с ТНР, общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения;

- логопедическая помощь в Центрах помощи: консультативно-диагностические центры, центры профилактики и реабилитации.

Третий раздел «Организация психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий и диагностической помощи населению» раскрывает принципы отбора детей, комплектование групп для детей с нарушениями речи, знакомство с документацией МПМК и МПМк.

Четвертый раздел «Аттестация логопедов. Правовые и нормативные документы о работе логопеда» Ознакомление с содержанием документов Минобразования СССР и России, Минздрава СССР и России, Департамента образования и Департамента здравоохранения г. Москвы и информацией о нагрузке, отпуске, о порядке исчисления заработной платы, о надбавках и т.д.»

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического образования: основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, речевые и сенсорные системы, основы невропатологии, физиология высшей нервной деятельности, педагогическая и возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика и др. Это относится, например, к вопросам о строении и функциях центральной нервной системы, основных анализаторов, о динамической локализации высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность, о возрастных этапах речевого развития человека в норме, о закономерностях формирования и реализации речевой деятельности, ее специфических особенностях, процессах речевой коммуникации и др.

В содержание практических занятий со студентами входит изучение следующих основных вопросов:

- практическое знакомство с методикой логопедического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций;

- овладение методами и приемами логопедического обследования состояния речи больных с нарушениями речи и других высших психических функций, методическим и наглядно-дидактическим материалом специально-педагогического исследования;

- просмотр папок документации, которые ведут логопеды в учреждениях;

- практическое знакомство с организацией и предметным содержанием коррекционной логопедической работы по формированию и развитию речи детей с ТНР;

- просмотр и анализ логопедических занятий с детьми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций;

- организация взаимосвязи в работе логопеда и педагогов общего профиля в работе с детьми, имеющими ТНР;

- знакомство с организацией работы логопеда с родителями по закреплению полученных знаний, умений и навыков у детей в домашних условиях.
Межпредметные связи:
Психолингвистика (общая).

Психолингвистика развития.

Логопедия (дошкольная).

Логопедия (школьная)

Общая педагогика.

Дошкольная педагогика

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Методика развития устной речи учащихся массовой школы.

Общая психология.

Возрастная и педагогическая психология.

Специальная психология.

Логопсихология.

Анатомия и возрастная физиология.

Речевые и сенсорные системы и др.


1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

При определении содержания занятий учитывается, что студенты очно-заочного и заочного отделений в большинстве своем совмещают обучение с работой в образовательных (дошкольных и школьных) учреждениях разного профиля и имеют возможность выполнения ряда практических заданий в этих учреждениях.

Целесообразным является выполнение студентами некоторых практических заданий (в частности, по логопедическому и психолого-педагогическому обследованию детей и составлению речевых карт, сбора и оформлению документации логопеда в зависимости от учреждения) в период прохождения обучающимися педагогической практики в образовательных учреждениях.

На практических занятиях, помимо разъяснений преподавателя, организуемой им беседы по изучаемому вопросу, большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выполнение индивидуальных и коллективных контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; выполнение практических заданий по обследованию речи детей, оформлению логопедической документации, выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка; составление практических рекомендаций для воспитателей и родителей и др.). Рекомендуется организация выступлений студентов по изучаемым вопросам не только на основе проработки специальной учебно-методической литературы, но и материалов, накопленных в период прохождения педагогической практики или опыта самостоятельной работы в образовательных учреждениях.

Ряд практических занятий по данному учебному курсу рекомендуется проводить на базе коррекционных практических учреждений (коррекционные ДОУ, логопедические группы при ДОУ общего и комбинированного вида, специальная школа V вида, общеобразовательные школы, детские поликлиники). При проведении практических занятий на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений предусматриваются разнообразные организационные формы работы с активным участием студентов в мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях (участие в методических семинарах, конференциях, заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк); посещение открытых занятий педагогов-дефектологов и др.).

Помимо просмотра занятий в учебно-воспитательном учреждении, процедуры обследования детей логопедом и педагогом-психологом, рекомендуется демонстрация студентам видеофильмов и фотоматериалов соответствующей тематики на практических занятиях в вузе.

На итоговых практических занятиях для студентов целесообразно проведение контрольных работ по некоторым, наиболее важным темам (например: «Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Состав и организация работы медико-психолого-педагогической комиссии», «Специфика работы логопеда в детской поликлинике», «Взаимосвязь работы логопеда с родителями и педагогическим персоналом» и др.)

Программа по курсу «Организация логопедической помощи в России» составлена в соответствии с программой соответствующей учебной дисциплины для педагогических вузов.

Своевременное выявление и коррекция нарушений речевого развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Достаточный уровень сформированности речи является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, залогом успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами – будущими логопедами – основ знаний о возможностях оказания логопедической помощи населению нашей страны в условиях медицинских и образовательных учреждений, методических подходов к формированию и развитию речи, освоения студентами соответствующих специально-педагогических технологий логопедической работы. Особое значение это имеет для учителей-логопедов общеобразовательных учреждений, особенности в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда закладываются основы системного образования, в период, который является определяющим этапом познавательного, речевого, социального и личностного развития подрастающего поколения.


1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ

Возможные виды деятельности: самостоятельная работа с теоретическим материалом, промежуточное тестирование, электронная консультация, электронный семинар, индивидуальные задания, итоговое тестирование и др.




Наименование тем и разделов

Виды активности студента

Форма контроля

1.

Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России. Логопедическая помощь в России на современном этапе развития. Преемственность в работе отдельных учреждений.

самостоятельная работа с теоретическим материалом

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточное тестирование



2.

Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

3.

Организация логопедической службы в дошкольных образовательных учреждениях.



самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов, выполнение практических заданий по обследованию детей

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

4.

Организация логопедической службы в общеобразовательных школах.


самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов,

выполнение практических заданий по обследованию детей; анализ и обсуждение выполненных заданий

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

5.

Организация логопедической службы в специальных образовательных учреждениях.


самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов;


Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование



6.

Организация работы медико-психолого-педагогической комиссии. Отбор детей и комплектование групп.


самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов;

выполнение тестовых проверочных заданий

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


7.

Задачи и содержание логопедического обследования детей школьного возраста в образовательных учреждениях.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов;

выполнение практических заданий по подготовке к коррекционным занятиям

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


8.

Задачи и содержание логопедического обследования детей в дошкольных учреждениях.

самостоятельная работа с теоретическим и методичес- ким материалом, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий к проведению занятий

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


9.

Взаимосвязь логопеда и родителей в дошкольных учреждениях.

самостоятельная работа с методическими материала-ми, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий по подготовке и проведению коррекционных занятий

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование



1.5.2. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ

  • выполнить практические и контрольные работы;

  • выполнение тестовых заданий и др.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы (по формам обучения)

Факуль-тет/ спе- циаль-ность

Название дисциплины

Отделение

Вид учебной работы

Количество часов

Семе-стр






















Аудиторные

Самостоя-тельная работа



Дефек-тологи-ческий,
Логопе-дия

Организация логопедической помощи в России


Очно-заочное

Лекции





VII

Практические/ Семинарские




Лабораторные




Консультации




Курсовые /рефераты




Контрольные работы (аудиторные)




Всего:



Итоговый контроль: зачет, экзамен



Зачет

Общий объем часов по дисциплине:



Дефектологи-ческий,

Логопе-дия

Организация логопедической помощи в России


Заоч-ное

Лекции






VII

Практические/ Семинарские




Лабораторные

-

Консультации

-

Курсовые /рефераты

-

Контрольные работы

+

(межсессион-

ные)

Всего:



Итоговый контроль: зачет, экзамен



(Зачет)

Общий объем часов по дисциплине:





Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация логопедической помощи в России

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа...
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Организация логопедической помощи» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск