Скачать 0.75 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс ДПП.В.03 Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями речи Факультет дефектологический Направление: 050715 Логопедия Кафедра логопедии Составитель: Соболева А.В.. к.п.н.. доцент Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Соболева А.В., доцент_ (должность) Москва-2013 I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
1.1 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями речи» является одной из важных междисциплинарных учебных дисциплин предметной профессиональной подготовки логопеда. Она может быть использована в качестве уникальной учебной модели, расширяющей и углубляющей представления студентов о специально педагогических технологиях обследования и формирования экспрессивной речи детей с комплексными нарушениями речи, овладения ребенком психофизиологическими механизмами осуществления речевой деятельности. Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач: в области коррекционно-развивающей деятельности: - коррекционное обучение детей с комплексными нарушениями речи; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с комплексными нарушениями речового развития; в области диагностико-аналитической деятельности: - дифференциальная диагностика типа , характера и степени тяжести отмечаемого нарушения речи; - проведение логопедического и психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, его соответствия возрастным нормам; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической исследовательской работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области организационно-управленческой: - ведение документации логопеда, речевых карт; в области консультативной деятельности: - консультирование детей с отклонениями в речевом развитии; консультирование родителей и педагогов общего профиля по проблемам обучения и развития детей с нарушениями речи.
Цель данной дисциплины — практическое знакомство студентов с методологией и практикой изучения структуры дефекта детей с комплексными нарушениями речи и оказание логопедической помощи данному контингенту детей при проведении коррекционно-педагогической работы с ними. Основные задачи изучения дисциплины: 1) ознакомление студентов с теоретическими основами проблемы сложных нарушений речевого развития; 2) обеспечение студентов общетеоретическими знаниями и практическими навыками по организации логопедической и психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями речи; 3) формирование практических навыков организации комплексной – лечебной, психолого-педагогической и логопедической помощи детям с комплексными нарушениями речи, определения индивидуальных образовательных траекторий коррекционного обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями речи (КНР); 4) реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с комплексными нарушениями речи. 5) создание условий для овладения студентами технологиями обследования различных сторон речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий. 6) обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования различных компонентов речевой функциональной системы у детей с КНР; 7) создать условия для овладения студентами технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирова- ния и проведения индивидуальных коррекционных занятий. 8) Выработать профессиональные умения и навыки в организации и проведении логопедической коррекции и профилактики комплексных речевых нарушений в детском возрасте. 9) Познакомить с методами психолого-педагогической и логопедической коррекции и профилактики сложных речевых нарушений в детском возрасте. 10) Познакомить с особенностями сопровождения в образовательной среде и воспитания в семье детей с комплексными речевыми нарушениями. 11) Познакомить с особенностями готовности к обучению в школе детей, имеющих комплексные речевые нарушения. 2. Требования к уровню подготовки студента В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими знаниями:
Студент должен уметь:
владеть навыками: – ведения протоколов обследования; – анализа материалов, полученных в ходе обследования (по заранее определенным дифференциально-диагностическим параметрам); – обобщения результатов обследования, формулирования выводов и логопедического заключения; – оформления речевой карты (ее основных разделов) по результатам анализа и обобщения материалов обследования; – сопоставления полученных результатов обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования; – установления индивидуальных особенностей речевого развития детей; – планирования и организации логопедической работы при разных вариантах комплексных нарушений речи; – организации и проведения логопедических занятий (разного вида) с детьми, имеющими комплексные нарушения развития. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы (по дневной форме обучения)
I.3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной форме обучения
I.3.2 Заочная форма обучения
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
5.2. Содержание разделов дисциплины Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общие вопросы теории обучения детей с комплексными нару шениями речи Предмет и задачи курса. Актуальность данной проблематики. Место данного курса в системе коррекционно-педагогического образования и подготовки логопеда-практика. Значение смежных дисциплин для изучения и коррекции отклонений в речевом развитии при комплексных нарушениях речи. Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений развития речи в отечественной и зарубежной логопедии. Раздел 2. Современный подход к проблеме комплексных (сложных) нарушений развития детского возраста. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития. Современное понимание сущности комплексного (сложного) дефекта. Этиология комплексных (сложных) нарушений. Понятие об осложненном нарушении развития. Проблема дифференциальной диагностики детей с комплексными нарушениями развития. Раздел 3. Классификатор комплексных нарушений речевого развития. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре дефекта развития. Современное понимание сущности комплексного (сложного) речевого дефекта. Этиология комплексных (сложных) нарушений речи. Виды и формы комплексных нарушений речи. Комплексные нарушения формирования устной экспрессивной и импрессивной речи (фонологические нарушения): дизартрия, ринолалия, алалия, детская афазия. Системное недоразвитие речи как вариант комплексных нарушений речи: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие. Понятие сочетанных нарушениях речи. Сочетанные формы нарушений речи как вариант сложного речевого дефекта. Общая характеристика сложного речевого дефекта при при ОНР и ВФФН. Раздел 4. Группы детей с комплексными нарушениями развития. Дети со сложным речевым дефектом, обусловленным дизартрией. Дети со сложным речевым дефектом, обусловленным ринолалией. Варианты комплексных нарушений развития речи при алалии (моторная алалия, сенсорная алалия, сочетанные формы алалических расстройств). Дети с комплексными нарушениями, сочетающими различные речевые расстройства. Речевые нарушения первичного характера у детей системным недоразвитием речи. Проблема дифференциальной диагностики нарушений речи у детей с комплексными нарушениями. Раздел 5. Комплексный подход к коррекции нарушений речевого и познавательного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы комплексной помощи детям со сложными нарушениями речевого развития. Основные положения об организации работы службы коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития. Теоретическое и методологическое обоснование комплексного подхода к коррекции комплексных нарушений речи (лечебная помощь, психолого-педагогическая помощь, логопедическое воздействие, комплекс лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий). Модульная система комплексной коррекционной – логопедической и педагогической работы с детьми, имеющими сложные нарушения речи. Раздел 6. Особенности организации и технологии логопедического обследования детей с комплексными нарушениями речи. Методические подходы к организации и содержанию психолого-педагогического и логопедического обследования детей с комплексными нарушениями речи. Принципы и методы логопедического обследования. Общие и специфические особенности логопедического обследования детей со сложным речевым дефектом. Инновационные логопедические технологии логопедического и психолого-педагогического обследования детей с комплексными нарушениями речи. Инновационные методические подходы к анализу данные логопедического обследования, оценке уровня речевого и познавательного развития детей с комплексными нарушениями речи. Раздел 7. Логопедическая работа с детьми, имеющими комплексные нарушения речи. Логопедическая работа в системе коррекционно-педагогического обучения детей со сложными нарушениями развития. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими комплексные нарушения речи. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи (дизартрия, ринолалия). Техника перспективного и текущего планирования логопедической работы над различными сторонами речи при сложных речевых расстройствах разной этиологии. Логопедическая ритмика как одно из средств коррекции речевых нарушений у детей с комплексными нарушениями речи. 7.1 Особенности организации и технологий логопедической работы, имеющими системные нарушения произносительной стороны речи (дизартрия, ринолалия). 7.2 Особенности логопедической работы с детьми, имеющими системные нарушения речи (алалия, детская афазия). Раздел 8. Особенности организации логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи (ОНР, ВФФН). Особенности организации логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи (ОНР, I и II уровни рееечвого развития). Особенности организации логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи (ОНР, III и IV уровни рееечвого развития). Особенности организации логопедической работы с детьми с системным недоразвитием фонетической стороны речи (ВФФН). Логопедические технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи. Основы построения индивидуальных коррекционных программ для детей с комплексными нарушениями развития. Моделирование и проведение коррекционных занятий, включающих рассмотренные разделы работы. Анализ и самоанализ фрагментов занятий. Раздел 9. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих комплексные нарушения речевого развития. Значение речевого общения для психического и речевого развития детей. Календарная система как средство довербального общения и начального этапа речевого общения детей с комплексными нарушениями речи. Технологии формирования навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи. Организация и содержание логопедической работы по формированию навыков речевой коммуникации у разных категорий детей с комплексными нарушениями речи. Раздел 10. Взаимосвязь в работе логопеда и психолога, логопеда и педагогов общеобразовательных учреждений в коррекционной работе по преодолению комплексных нарушений речи. Практическая реализация комплексного подхода к преодолению комплексных нарушений речи у детей и подростков. Эффективное взаимодействие специалистов разного профиля и педагогов образовательных учреждений при проведении коррекционно-педагогической и логопедической работы как важнейшее условие осуществления комплексного подхода к преодолению системных нарушений речи. Социально-педагогические функции логопеда в реализации задач комплексного подхода к проведению коррекционно-педагогической и логопедической работы с детьми, имеющими комплексные нарушения речи. Раздел 11. Организация работы с родителями детей, имеющих комплексные нарушения речи. Родители как участники единой системы коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими комплексные нарушения речевого развития. Семейная педагогика в коррекции нарушений речи у детей с комплексными нарушениями речевого развития. Виды и формы организации работы логопеда с родителями (родственниками) детей с комплексными нарушениями речи. 5.3. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Кв4: «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития» | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... |