Скачать 365.04 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс ДПП.Р.02 «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта» Факультет: дефектологический Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Бутко Г.А., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
ДПП.Р.02 «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта» Специальность олигофренопедагогика (031700) Составитель: Бутко Г.А., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 Выписка из государственного образовательного стандарта. ГОС ВПО Специальность 031700 Олигофренопедагогика, квалификация учитель-олигофренопедагог от «31» января 2005 г. номер государственной регистрации № 683 пед/сп (новый) ГОС ВПО Специальность 031800 Логопедия, квалификация учитель-логопед от «31» января 2005 г. номер государственной регистрации № 685 пед/сп (новый) ГОС ВПО Специальность 031600 Сурдопедагогика, квалификация учитель-сурдопедагог от «31» января 2005 г. номер государственной регистрации № 681 пед/сп (новый) Физическое воспитание и укрепление здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью. Физическое воспитание составная часть учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цели, задачи, принципы построения работы с умственно отсталыми школьниками. Содержание физического воспитания Учебная программа, учебные планы. Классификация физических упражнений с учетом возможностей учащихся с педагогической целесообразности. Здоровье учащихся, группы по уровню физического развития и двигательной подготовленности. Система оздоровления. Урок физической культуры в младших классах. Цели, задачи, структура, содержания Организация внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья учащихся. Часть 1. Учебная программа 1.1. Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Основная цель данного курса – вооружить студентов отделения «Олигофренопедагогика» теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками по основам физического воспитания детей с нарушениями интеллекта, раскрыть потенциальные возможности физического воспитания в коррекции отклонений интеллектуального и физического развития. Заканчивается данный курс зачетом. Всего отводится 19 часов, из них 11 – лекционных и 8 практических занятий. . Задачами курса является:
Учебный материал группируется в пять основных тем, включающих в себя следующие разделы: Здоровье человека, его уровни и факторы укрепления здоровья. Характеристика этих факторов. Двигательная активность человека и школьника с нарушениями интеллекта. Понятия гиподинамия и гипокинезия. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе и межпредметные связи. Курс «Физическое воспитание и укрепление здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью» базируется на знании школьных предметов естественно–научного цикла ( химия, биология) и тесно связан с такими дисциплинами как «Основы медицинских знаний», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Возрастная анатомия и физиология», «Психология» и другие. При рассмотрении материала подробно анализируются причины нарушения равновесия в системе «Природа–Человек–Общество» и прогнозируются возможные последствия. Студенты знакомятся c государственной системой физической подготовки учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Значительное место в предложенном курсе уделяется вопросам, касающимся проблем адаптации детей с нарушением интеллекта к лечебно-профилактическим мероприятиям. Учитывая специфику контингента, с которым предстоит работать выпускникам факультета, особое внимание уделяется вопросам, затрагивающим психологическую подготовку детей и подростков, профилактику детского травматизма дома и на улице, безопасному поведению, профилактике инфекционных заболеваний, необходимости проведения разъяснительной работы среди родителей. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Физическое воспитание и укрепление здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью»: учебно-воспитательная; диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая; социально-педагогическая; научно-методическая; консультативная. 1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины В соответствии с задачами курса «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны иметь представление: о здоровье человека, его уровнях и факторах, которые влияют на каждый конкретный уровень. о многообразии отклонений в физическом развитии, моторике детей с нарушениями интеллекта и указать пути исправления этих отклонений; -основные положения теории физического воспитания школьников с нарушениями интеллекта; -современные классификации физических упражнений ,виды спорта ,культивируемые в специальном образовании; -требования ,предъявляемые к уроку ,занятиям по физической культуре в школьных и дошкольных учреждениях; Студенты должны уметь: -организовывать подвижную игру ,провести с учащимися 1-4 классов, дошкольниками; -провести анализ урока в 1-4 классах по физкультуре и другому виду занятий; -составить «Паспорт здоровья»на ученика ,совместно с врачом и учителем физкультуры ,определить группу физического развития конкретного индивидуума; -оценить уровень физического развития и подготовленности школьника (с учетом интеллектуального показания); Студенты должны иметь опыт: -выполнения ряда практических заданий, которые помогут более глубоко и прочно понять сущность конкретного теоретического положения; посетить занятия по ЛФК, уроки физкультуры, ритмики во время педагогической практики -составления паспорта физкультурно-развивающих мероприятий. 1.3. Тематический план освоения дисциплины 1.3.1. Тематический план освоения дисциплины. Специальность–олигофренопедагогика. Очная форма обучения
1.3.2. Тематический план освоения дисциплины. Специальность–олигофренопедагогика. Очно-заочная форма обучения
1.4. Содержание дисциплины «Физическое воспитание и укрепление здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью» 1 Здоровье человека, его уровни и факторы укрепления здоровья. Характеристика этих факторов. Двигательная активность человека и школьника с нарушениями интеллекта. Понятие гиподинамия и гипокинезия. Гипокинезия – состояние организма, связанное с недостаточной двигательной активностью; гиподинамия – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме в результате (вследствие) гипокинезии. Использование физических упражнений с целью преодоления этих явлений. Принципы, методы и организация обучения детей с нарушениями интеллекта физическим упражнениям. Физическое воспитание – важная составная часть всей системы воспитания школьников с нарушениями интеллекта. Общие и специальные задачи физического воспитания в коррекционной школе. 2 Состояние физического развития и моторика детей-олигофренов, использование физических упражнений с целью коррекции имеющихся недостатков развития. Недостатки физического развития детей-олигофренов. Нарушения моторики при различных поражениях мозга. Исследование физического развития, особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата. Понятия антропометрия, соматоскапия. Классификация физических упражнений по характеру воздействия на организм школьника, по направлениям развития физических качеств и по биомеханическим признакам. Использование физических упражнений с целью развития образовательных, лечебно-оздоровительных и коррекционных задач физического воспитания. 3 Содержание физического воспитания. Основные виды занятий по физическому воспитанию. Организация обучения физическим упражнениям. Урок – основная форма занятий. Требования к урокам физкультуры. Структура урока. Управление двигательной деятельностью на уроке. Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач урока физкультуры. Уроки ритмики. Организация этих уроков в 0 – 4 классах. Значение. Понятие двигательная активность. Создание условий для активного режима. Особенности работы с учащимися различных клинических групп слабоумия (возбудимые, заторможенные, лобные, с нарушениями поведения олигофрены, дементные). Индивидуальный подход к таким учащимся в процессе проведения занятий. 4 Физкультурно-спортивные и лечебно-оздоровительные мероприятия в режиме работы школы VIII вида. Их роль и значение. Комплексный подход к процессу физического воспитания в школе. Физическое воспитание в процессе трудового обучения. Физкультурные паузы, использование их на уроках в мастерских по различному трудовому профилю. Физкультминутки на уроках общего цикла, ручного труда, рисования. Физзарядка. Физкультурные мероприятия в режиме дня: ЛФК, методика проведения; игры на больших переменах; прогулки. Физкультурно-массовая работа в школе: физкультурные кружки, группы здоровья, спортивные секции, туристические походы, спортивные соревнования внутри школы и за пределами школы. Организация их. Воспитание санитарно-гигиенических навыков у учащихся в процессе физического воспитания. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания. 5. Урок физической культуры в I-IV Урок – основная форма занятий. Требования к урокам физкультуры. Структура урока. Управление двигательной деятельностью на уроке. Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач урока физкультуры. 2.2. Методические рекомендации к проведению практических (семинарских) занятий |