Скачать 419.92 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс «История науки и техники» Направление: № 050401 – ИСТОРИЯ Специализация - обществознание квалификация: СПЕЦИАЛИСТ Составитель: Смирнов Д.В. к.философ.н., доцент; Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа по дисциплине «История науки и техники» Направление: № 050401 – ИСТОРИЯ Специализация - обществознание квалификация: СПЕЦИАЛИСТ Составитель: Смирнов Д.В. к.философ.н., доцент; Москва-2013 Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Настоящий курс «История науки и техники» включен в программу подготовки специалистов в рамках вузовского компонента по специальности «История». Курс сводится к тому, чтобы ознакомить студентов, обучающихся по указанной специальности с ведущими содержательными направлениями философии науки и техники как образовательной дисциплины, добиться от них умения оперировать теоретическими понятиями и научно-практическими проблемами этой дисциплины, владеть предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут им в исследовательской и профессиональной деятельности. Фундамент курса составляет изучение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, которые относятся к таким фундаментальным разделам, как теория познания, философия и методология естественных, технических и гуманитарных наук, современные концепции философии науки, философия техники. Обучающиеся должны понимать сущность и место философии в современном обществе, как познавательного и духовного явления, теоретической основы современной науки и техники, уметь отображать средствами философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только овладение различными концептуальными подходами к пониманию феноменов науки и техники, философской проблематики в целом, но и умение видеть важнейшие философские проблемы в познании окружающего мира, усматривать ведущие культурные смыслы, ценности, символы, уметь их использовать в собственном анализе, соотносить с ними свою исследовательскую и творческую деятельность. По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается автором с опорой на классическую основу философского знания, теоретико-познавательные и методологические основания науки и техники, современные концепции науки и техники, современные теоретические и эстетические основы творческой, художественно-проективной деятельности, а также с учетом образовательных стандартов и требований, выдвигаемых к обучению учащихся в магистратуре. Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направлениях и формах философского постижения феноменов науки и техники Указанная цель достигается через решение следующих задач:
Объем : _____42 час. Время изучения: курс _____5 _____семестр ___9______________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Логика с основами методологии мышления, История философии и этика. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:Методология исследовательской деятельности, История философии и науки. Групповая принадлежность ОМ:общекультурный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): 1.1.1.Владеет культурой научного мышления Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: выработать у магистранта способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции магистранта. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности:Владение терминами, категориями философского анализа; 2 уровень сложности:Знание и понимание философских текстов, в том числе, принадлежащих классикам философской мысли; 3 уровень сложности:Владение основами философского анализа, умение логически мыслить, аргументировать и доказывать свою позицию Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % Очная форма обучения набор 2009 г.
2.1. Разделы модуля и виды учебной работы очная форма обучения
Самостоятельная работа студентов График самостоятельной работы студентов очной формы обучения Факультет Исторический Специальность/ направление: История (специализация – обществознание) Курс ___5__
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей Кафедра рекомендует в процессе лекционной работы - соблюдать логическую связь каждой последующей лекции с предыдущим разделом и придерживаться логической последовательности при изложении конкретной темы, - с целью активизации студентов и их внимания строить лекцию на основе диалога, ставя перед студентами вопросы и вызывая их на ответы и на обсуждение, - использовать проблемный метод изложения на основе логического соединения вопросов разных тем. В процессе чтения лекции необходимо ориентировать студентов на самостоятельную работу с учебниками и оригинальными философскими текстами. Учитывая то обстоятельство, что все учебники, какими бы не были они новыми, не успевают за теми мировоззренческими изменениями, которые происходят в мире и стране, лекция должна использовать самые новые материалы. На первом занятии со студентами преподаватели акцентируют внимание на целях и задачах изучения философских вопросов науки и техники как учебной дисциплины и на требованиях к уровню освоения содержания дисциплины с конкретизацией того, что должен знать студент и что он должен уметь. Далее, необходимо объяснить студентам, что время аудиторных занятий ограничено и поэтому обратить внимание на важность самостоятельной работы над курсом, выделив такие формы, как работа с учебником (дать перечень рекомендуемой литературы); подготовка к семинарам по плану указанному преподавателем и т.д. В ходе подготовки к семинарским занятиям преподавателю следует иметь в виду, что во-первых, именно семинарские занятия являются основанием для самостоятельной работы студентов, во-вторых, семинарские занятия представляют собой способ закрепления знаний, полученных студентами на лекциях Кафедра рекомендует преподавателям максимально использовать потенциал семинарских занятий для выработки у студентов навыков решения научно-исследовательских задач, вызывать студентов на обмен взглядами и создавать активный дискуссионный стиль семинара. Учитывая небольшое количество семинаров по учебным планам факультетов и их тенденцию к сокращению часов, отводимых для их проведения, преподавателям необходимо заранее продумать и выбрать такой тип проведения семинара, который был бы активным, интенсивным и результативным. Одной из основных задач практических (семинарских) является эффективная организация изучения студентами важнейших произведений как классического, так и постклассического периодов развития мировой философской мысли. С этой целью для изучения предлагаются тщательно отобранные философские произведения (либо их фрагменты) наиболее известных авторов, внесших значительный вклад в развитие теории познания, философии науки и техники. Причем для конкретного рассмотрения на практическом занятии предлагается определенная проблема, которая является центральной или доминирующей в том или ином философском произведении (либо его фрагменте); проводится анализ этой проблемы в форме конкретного и содержательного обсуждения текста, творческой интерпретации его различных аспектов и акцентаций, выявления методологического значения предлагаемого его автором подхода, возможности применения при решении конкретных исследовательских задач. Чтобы четко и оптимально организовать работу студенческой группы на практическом занятии, преподаватель предварительно должен обратить внимание студентов на необходимость серьезной проработки оригинального философского текста, а также дополнительной литературы учебно-справочного и исследовательского характера. На семинарах можно применять и элементы тестирования для всех студентов. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов Учеба в вузе – это серьезный труд, требующий от студента большого трудолюбия, упорства и настойчивости, повседневной и систематической работы с литературой и конспектами записанных лекций. Основным методом обучения студентов является самостоятельная работа, которая включает следующие виды деятельности:
Самостоятельная работа магистрантов в рамках дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является важным компонентом обучения, приобретения общекультурных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой и рабочей программой учебной дисциплины. Основными задачами самостоятельной работыстудентов являются: закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту; формирование умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Данной программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, и виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины. К группе видов и форм самостоятельной работы магистрантов относятся:
Важнейшей формой самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям. Целью семинара является углубление и конкретизация знаний, развитие навыков самостоятельного подхода к наиболее сложным проблемам философии, умение оценивать и анализировать новые данные науки и практики, привитие навыков публичных выступлений. Подготовку к семинару следует начинать с внимательного ознакомления с вопросами плана семинарского занятия, соответствующего раздела, программы и рекомендованного преподавателем учебника. Почти в каждом из изданий и рекомендованных учебников после каждой темы имеются контрольные вопросы для самопроверки или тесты (задачи). Необходимо полностью самостоятельно ответить на них, чтобы быть более уверенным на семинарском занятии. Кафедра рекомендует выписать те вопросы, в которых студент не разобрался в процессе самостоятельной работы по изучению темы и поставить их на семинаре для коллективного обсуждения или для дискуссии. На семинаре студент учится искусству полемики, умению отстаивать свои убеждения и свою точку зрения. Такая форма работы активно формирует мировоззрение студента и способствует овладению понятийной культурой. Для оказания помощи в самостоятельной работе преподаватель регулярно проводит индивидуальные консультации. Семинар является важнейшим средством приобретения философских знаний, формирования философского мышления, без которых в современном мире невозможно добиться создание системного и целостного представления о мире и места в нем человека, формирования философской культуры и умения правильно мыслить и достойно жить. Этим и определяется важность семинара и необходимость серьезной подготовки к нему каждого студента. Контрольные работы
|
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов... | Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический... Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» «Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический... ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический... Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический... Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от Учебно-методический комплекс «Россия и современный мир» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол № от Учебно-методический комплекс «Россия и современный мир» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... |