Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013 г.
|
Учебно-методический комплекс
модуля «Философия образования» для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
профиль "Культурология"
(«специалитет»)
Составители:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
АНТОНОВА Т.В., ст. преподаватель
Москва-2013 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Истории, философии, культурологии
К.и.н., доцент
Никифоров Ю.А.
| Ярыгин Д.В.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Рабочая программа
дисциплины «Философия образования» для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
профиль "Культурология"
(квалификация «специалитет»)
Составители:
ИВАННИКОВ С.И., к.философ.н., доцент;
АНТОНОВА Т.В., ст. преподаватель
Москва-2013
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Настоящий курс «Философия образования» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента по специальности: «Педагогическое образование. Культурология». Курс сводится к тому, чтобы ознакомить студентов, обучающихся по указанной специальности с ведущими содержательными направлениями философии образования как теоретической дисциплины, добиться от них умения оперировать теоретическими понятиями и научно-практическими проблемами этой дисциплины, владеть предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут им в профессиональной деятельности.
Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции понимания сущности образования, его целей и основных методов.
Изучение данной дисциплины предполагает знакомство студентов с базовым курсом философии и ориентируется на углублённое изучение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, относящихся к таким фундаментальным разделам, как онтология, философская антропология, теория познания, социальная философия, личность и общество, философия техники. Одновременно с этим, курс стремится расширить представления учащихся о структуре и возможностях современной философии образования, показать связь между современными педагогическими исследованиями и философской проблематикой, а так же дать анализ основных теоретических проблем, возникающих в процессе взаимодействия философии, с одной стороны, и различных форм культуры, с другой.
Обучающиеся должны понимать сущность и место в современном обществе науки, образования и философии, уметь выявлять средствами научно-философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о философской проблематике, но и умение распознавать эти проблемы в различных теоретико-познавательных контекстах, а так же уметь использовать основные модели решения этих проблем в собственной теоретической деятельности. И курс акцентирует особое внимание именно на последней задаче.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, на освоение содержания современных научных теорий, а также с учетом образовательных стандартов и требований, выдвигаемых к обучению учащихся в магистратуре.
Цель: формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления современного философско-научного познания и основных концепциях образования, формирование у студентов знаний и представлений о важнейших философских проблемах, свойственных современной культуре, а так же – об основных структурных моделях решения этих проблем.
Задачи: Указанная цель достигается через решение следующих задач:
- раскрыть и освоить онтологическую и антропологическую проблематику философско-педагогической деятельности, показать историю европейской образования как процесс непрерывного становления
- раскрыть основные проблемы философии образования, цели образования и основные принципы эволюции представлений о сущности образования;
- конкретизировать представление о философско-педагогической деятельности как одной из форм культуры, показать устойчивую связь между философией образования и другими формами культуры;
- стимулировать развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской деятельности Объем в ЗЕ: _________________3______________________
Время изучения: курс_____2_______семестр__4_______________
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:философия, история, культурология,логика,философия истории_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:
политология, социология ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
Мировоззренческий ОМ
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
1. Освоение основ культуры научного мышления ____________________________
2. Формирование теоретических оснований индивидуального мировоззрения_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у магистранта способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции магистранта._____________________________________________________ Модуль направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: 1.1.1.Владеет культурой научного мышления На базе приобретённых знаний и умений, воспитания личностных качеств студент должен проявлять способность и готовность:
- к развитию и совершенствованиюсвой интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-1);
- к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-профессионального профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- свободно пользоваться русским языком как средством делового и культурного общения (ОК-3);
- использовать на практике знания и навыки в организации и осуществлении исследовательских и проектных работ (ОК-4);
- свободно анализировать исходные данные для формирования самостоятельных суждений по соответствующим социальным, научным, этическим и эстетическим проблемам (ОК-7);
- аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики; представлять и оформлять результаты выполненной работы (ОК-9); __________________________________________________________________________
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
лекция, семинарские и практические занятия______________________________________
__________________________________________________________________________
(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения)
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности:Владение терминами, категориями теоретического анализа
__________________________________________________________________________
2 уровень сложности:Знание и понимание современной научно-философской литературы, умение самостоятельно осваивать научно-философскую литературу ______________
_________________________________________________________________________
3 уровень сложности: _Владение основами философского анализа, умение логически мыслить, аргументировать и доказывать свою позицию________________________
_________________________________________________________________________ Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
20/80 % Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Владеет культурой научного мышления
(1.1.1.)
| Введение. Формирование философии образования как теоретической дисциплины.
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой научного мышления
(1.1.1.)
| Раздел 1. Объективно-идеалистические концепции философии образования
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой научного мышления
(1.1.1.)
| Раздел 2. Материалистические концепции философии образования
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой научного мышления
(1.1.1.)
| Раздел 3. Субъективно-идеалистические концепции философии образования
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой научного мышления
(1.1.1.)
| Раздел 4.
Интеракционистские концепции философии образования
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой научного мышления
(1.1.1.)
| Заключение. Основные категории философии образования.
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
|
Объем модуля и виды учебной работы (специалитет)
Набор 2009 г. Очная форма обучения
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор.
| Самост. работа
| КИМИ/
Педагогическое образование.
| Философия образования
| Лекции
| 4
|
| 4
| Практические/семинарские
| 16
| 52
| 4
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
| +
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
+
|
36
|
4
| Рейтинговый контроль
| +
|
|
| Общий объем часов по дисциплине:108
| 20
| 88
|
|
3. Содержание модуля
3.1. Разделы модуля и виды учебной работы очной формы обучения
Факультет / Направление
| Название
модуля
| Тематический план
| Кол-во часов
| лекции
| практические
| самост.
работа
| КИМИ/
Культурология
| Философия образования
| Предмет и цели философии образования. Исторические и теоретические обстоятельства возникновения философии образования.
| 1
| 4
| 10
| Основные тенденции и направления исследования в философии образования. Ведущие парадигмы философии образования.
| 1
| 4
| 10
| Ранние этапы формирования теоретических моделей обучения и образования.
| 1
| 4
| 10
| Новоевропейские парадигмы образования. Просвещение как парадигмальная модель процесса социализации.
| 1
| 2
| 12
|
| Философия образования в ХХ веке. Основные проблемы современной философии образования.
| 1
| 2
| 10
|
| Экзамен
|
|
| 36
|
| Итого 108 час.
| 8
| 16
| 88
|
3.2. Содержание разделов модуля
|