Скачать 232.27 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплексмодуля «Философия и методология истории» для направления подготовки 030600 История (квалификация (степень) «Магистр») Составитель: к. ф. н.,доц. Смирнов Д.В. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Рабочая программадисциплины «Философия и методология истории» для направления подготовки 030600 История (квалификация (степень) «Магистр») Составитель: к. ф.н.,доц. Смирнов Д.В. Москва-2013 1. Пояснительная записка Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного научного мировоззрения на основе выявления глубинных связей философии и исторического познания. Философия и методология истории рассматривает комплексные проблемы современной исторической науки, имеющие и сугубо философские, теоретико-познавательные и методологические, и собственно исторические аспекты. Это проблемы, носящие мировоззренческий характер и потому нуждающиеся в философском анализе, в интерпретации с позиций философского знания. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести проблемы субъекта исторического процесса и объекта исторического исследования, происхождения и сущности социального, статуса человека в системе природы, места человеческого сознания в структуре мира, проблемы движущих сил истории, исторической необходимости и сознательной деятельности людей. К ним относятся также проблемы взаимодействия человека и общества с природой, социального и научно-технического прогресса, перспектив развития человеческой цивилизации, глобальные проблемы современности. Особое место в содержании курса отводится проблемам методологии исторического познания. Очевидно, что предметное поле курса «Философия и методология истории» представляет собой взаимосвязь общенаучной, общекультурной и специально-научной областей знания, что определяет общие границы информационной составляющей данной учебной дисциплины и дает возможность представить содержание курса как реализацию интегративно-проблемного подхода. Цель: сформировать целостное, философски осмысленное понимание исторического процесса и специфики его научного познания Задачи: 1) показать взаимную необходимость конкретнонаучного и философского подходов к исследованию общества и его исторической динамики; 2) представить историческое познание как область научного исследования и как историко-культурное явление; выявить специфику исторического знания; 3) рассмотреть содержание и ценность различных методологических подходов,наиболее актуальных для современного исторического познания; 4) осмыслить проблему свободы и необходимости в предметном поле истории; 6) сформировать навыки самостоятельного анализа онтологических и теоретико-познавательных проблем истории. Требования к уровню освоения дисциплины В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны: Знать: основные идеи, составляющие базис современного исторического познания, общие проблемы, имеющие пограничный характер и обсуждаемые как специалистами в области философии, так и в области истории, историю развития историософских представлений, методологические основания современной исторической науки и основные философские проблемы истории. Уметь: ориентироваться в современном массиве исторических знаний и самостоятельно выделять основные мировоззренческие, методологические и историософские проблемы, с которыми он может соприкоснуться в процессе практической деятельности. Владеть способами применения полученных знаний о структуре и функциях научного знания; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций. Объем в ЗЕ: 3 кредита Время изучения: очная форма обучения: курс 1 семестр 1-2 Взаимосвязь с другими модулями: Дисциплина «Философия и методология истории» синтезирует знания студентов, полученные в результате усвоения специальных дисциплин исторического профиля,а также дисциплин гуманитарного блока (философия, культурология, социология), выявляя их общие проблемные поля и методологическую специфику гуманитаристики. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2.Способность порождать новые идеи (креативность); ОК-5.Способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: выработать у студента способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к сфере его профессиональной компетенции . Формы освоения ОМ: традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол); новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары); семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; 2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы; 3 уровень сложности:эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % Технологическая карта образовательного модуля
Объем модуля и виды учебной работы Очная форма обучения
|
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия» «Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический... Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический... Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции... | ||
Решение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины... ... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический... Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |