Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки»





НазваниеРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки»
страница1/19
Дата публикации20.01.2015
Размер2.95 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013



Учебно-методический комплекс


модуля «Философия и методология науки»
для направления подготовки 030600 История

(квалификация (степень) «Магистр»)

Составитель:

к. ф. н.,доц. Смирнов Д.В.

Москва-2013
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"








"Утверждаю"




Зав.кафедрой




Истории, философии, культурологии

К.и.н., доцент

Никифоров Ю.А.










___________________




Решение заседания кафедры




протокол № от 2013



Рабочая программа


дисциплины «Философия и методология науки»
для направления подготовки 030600 История

(квалификация (степень) «Магистр»)

Составитель:

к. ф.н.,доц. Смирнов Д.В.

Москва-2013
1. Пояснительная записка

Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного научного мировоззрения на основе выявления глубинных связей философии и исторического познания.

Философия и методология истории рассматривает комплексные проблемы современной исторической науки, имеющие и сугубо философские, теоретико-познавательные и методологические, и собственно исторические аспекты. Это проблемы, носящие мировоззренческий характер и потому нуждающиеся в философском анализе, в интерпретации с позиций философского знания. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести проблемы субъекта исторического процесса и объекта исторического исследования, происхождения и сущности социального, статуса человека в системе природы, места человеческого сознания в структуре мира, проблемы движущих сил истории, исторической необходимости и сознательной деятельности людей. К ним относятся также проблемы взаимодействия человека и общества с природой, социального и научно-технического прогресса, перспектив развития человеческой цивилизации, глобальные проблемы современности. Особое место в содержании курса отводится проблемам методологии исторического познания.

Очевидно, что предметное поле курса «Философия и методология истории» представляет собой взаимосвязь общенаучной, общекультурной и специально-научной областей знания, что определяет общие границы информационной составляющей данной учебной дисциплины и дает возможность представить содержание курса как реализацию интегративно-проблемного подхода.
Цель:

сформировать целостное, философски осмысленное понимание исторического процесса и специфики его научного познания

Задачи:

1) показать взаимную необходимость конкретнонаучного и философского подходов к исследованию общества и его исторической динамики; 
2) представить историческое познание как область научного исследования и как историко-культурное явление; выявить специфику исторического знания;
3) рассмотреть содержание и ценность различных методологических подходов,наиболее актуальных для современного исторического познания; 
4) осмыслить проблему свободы и необходимости в предметном поле истории; 
6) сформировать навыки самостоятельного анализа онтологических и теоретико-познавательных проблем истории.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, выступление на практических занятиях, подготовка докладов и презентаций) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать: основные идеи, составляющие базис современного исторического познания, общие проблемы, имеющие пограничный характер и обсуждаемые как специалистами в области философии, так и в области истории, историю развития историософских представлений, методологические основания современной исторической науки и основные философские проблемы истории.

Уметь: ориентироваться в современном массиве исторических знаний и самостоятельно выделять основные мировоззренческие, методологические и историософские проблемы, с которыми он может соприкоснуться в процессе практической деятельности.

Владеть способами применения полученных знаний о структуре и функциях научного знания; отличать идеологические, политические, религиозные построения от научных концепций.
Объем в ЗЕ: 3 кредита
Время изучения:

очная форма обучения: курс 1 семестр 1-2

Взаимосвязь с другими модулями:

Дисциплина «Философия и методология истории» синтезирует знания студентов, полученные в результате усвоения специальных дисциплин исторического профиля,а также дисциплин гуманитарного блока (философия, культурология, социология), выявляя их общие проблемные поля и методологическую специфику гуманитаристики.


Групповая принадлежность ОМ: общекультурный

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-2.Способность порождать новые идеи (креативность);

ОК-5.Способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

выработать у студента способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к сфере его профессиональной компетенции .
Формы освоения ОМ:

 традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);

 новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);

 семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

 самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п.
Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;

2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;

3 уровень сложности:эссе, проект.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 %
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Раздел

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК-2.Способность порождать новые идеи (креативность)

1.Становление историософии. Проблема историзма

Конспекты, презентации


Задания

2 и 3 уровня сложности:


Задания 2 и 3 уровня сложности


написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях


ОК-5.Способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности


2. Аналитическая (критико-рефлексивная) философия истории

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях

ОК-2.Способность порождать новые идеи (креативность)

3. Субстанциальная философия истории: основные проблемы

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов, аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях

ОК-5.Способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности


4. Методологическая специфика исторического познания в контексте современных историософских представлений

Конспекты, презентации

Задания

2 и 3 уровня сложности

Задания 2 и 3 уровня сложности

написание эссе, рефератов,аннотаций, конспектов

устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских занятиях



Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения 2013



Факультет / Направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр







Аудитор.


Самост. работа



Исторический



Философия и методология науки


Лекции

4

4


10


1-й

2-й

Практические/семинарские

10

8

20

16

1-й

2-й

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен





36



2-й

Общий объем часов по дисциплине: 108

26

82





3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
По очной форме обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Становление историософии. Проблема историзма

2

6

10

2.

Аналитическая (критико-рефлексивная) философия истории

2

4

10

3.

Субстанциальная философия истории: основные проблемы

2

6

13

4.

Методологическая специфика исторического познания в контексте современных историософских представлений

2

2

13




Экзамен







36




Всего 108 час

8

18

82


3.2. Содержание разделов ОМ


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Становление историософии. Проблема историзма

Обзор историософских концепций в истории философской мысли (Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время). Интерпретативные модели истории.

Принцип историзма: генезис, сущность, эволюция.

1.Проблема понимания истории.2. Дискуссии вокруг историзма.

1. Проблема субъекта истории и объекта исторического познания.

2. Движущие силы и логика истории.

3. Унитарно-стадиальные и локально-циклические концепции.

2.

Аналитическая (критико-рефлексивная) философия истории

Ранкеанская парадигма историописания. Медологические концепции отечественных мыслителей XIX-XXвв.

Западный исторический менталитет Нового и новейшего времени.

Постмодернизм и микроистория.

1.Проблемы методологии истории в трудах отечественных мыслителей.

2. Эволюция западного исторического мышления

1. Французская историческая Школа «Анналов» .

2. «Вызов» постмодернизма и современная ситуация в историческом познании.

3.

Субстанциальная философия истории: основные проблемы

Общество, культура, история. Общество как субъект исторического развития. Проблема детерминации исторического процесса. Личность и история. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Историческая необходимость и свобода.

Материалистическое понимание истории. Глобально-формационная интерпретация теории общественно-экономических формаций. Глобальные проблемы современности. Социальный прогресс и его перспективы.

1.Исторические законы и альтернативы.

2. Историческое время.

1. Понятие общества. Сущность и генезис социального.

2. Общество как субъект исторического развития. Категориальный аппарат историософского дискурса.

3.Материалистическое понимание истории и его современные интерпретации.

4.

Методологическая специфика исторического познания в контексте современных историософских представлений

Эмпирическое и теоретическое в историческом познании. Исторический факт. Частные и частнообщие факты. Интпретация факта. Процедуры холизации и ессенциализации. История и холияя.

Теория истории.


1. Исторические факты и методы.

2. История и методы других наук.

1. Методологическая специфика исторического познания


Основные понятия:Философия, мировоззрение, наука, мифология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика.

Герменевтика, диалектика взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теория классовой борьбы, либидо, материалистическое понимание истории, методология, модель личности, неопозитивизм, неотомизм, парадигма, персонализм, позитивизм, постмодернизм, прагматизм, проблема исторической необходимости, свобода, социальный характер, теоцентризм, феноменология, формация,

Бытие, единство мира, многообразие мира, материальное, идеальное, диалектика, метафизика, субстанция, качество, мера, сущность, явление, необходимость, случайность, часть, целое, детерминизм, индетерминизм, пространство, время, конечное, бесконечное, вечное, неизменное.

Сознание, самосознание, мышление, память, воля, язык, убеждение, познание, вера, эмпиризм, рационализм, априоризм, интуитивизм, истина, наука, естественные, гуманитарные науки.

Ценность, аксиология, оценка, норма, нравственные ценности, эстетические ценности, гносеологические ценности, гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, смысл жизни, цель жизни, счастье, долг, честь, достоинство, ответственность.

Философская антропология, антропоцентризм, космоцентризм, теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропогенез, экзистенция, жизнь, смерть, бессмертие, предопределение, судьба, человек, общество, личность, индивид, индивидуальность, самоопределение личности, свобода личности.
Календарно-тематический план
Факультет Исторический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине / модулю____Философия и методология истории __________________________________________________

Форма обучения __очная

Курс___1


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

история

Становление историософии. Проблема историзма

18

2

6




10

Сентябрь-октябрь

Аналитическая (критико-рефлексивная) философия истории

16

2

4




10

Ноябрь-декабрь

Субстанциальная философия истории: основные проблемы

16

2

6




13

февраль-апрель

Методологическая специфика исторического познания в контексте современных историософских представлений

12

2

2




13

Май-июнь




Всего 108 час




8

18




46

36 -экзамен


2. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет Исторический

Специальность/ направление: История

Курс ___1__


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

история

Генезис исторического познания и философско-исторической мысли. Логография, историописание, историософия.

реферат

*

























Происхождение и развитие унитарно-стадиальной парадигмы.

Реферат,

эссе

*

*






















Происхождение и развитие локально-циклической парадигмы.

Реферат,

эссе

*

*






















Проблема субъекта истории: основные подходы

Реферат,

эссе




*

*



















Историческое познание в контексте логики позитивизма. Ранке, Дройзен, Ланглуа, Сеньобос.

Реферат,

эссе







*



















Программа «истории ментальностей». Историческая антропология. История повседневности. Микроистория.

Реферат,

эссе







*

*
















Философско-исторические взгляды Г.Гегеля.

Реферат,

эссе













*













Теория общественно-экономических формаций и ее критика

Реферат,

Эссе













*

*










Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость в истории.

Реферат,

эссе
















*

*










Мирсистемный анализ и его перспективы.

Реферат,

эссе



















*

*




Глобальные проблемы современности в контексте философско-исторического мышления. Историческая прогностика.

Реферат,

эссе






















*

*


3.Тематика рефератов

  1. Отношение философии истории, теоретической истории и эмпирической истории.




  1. Понятие «осевого времени» в истории (по Карлу Ясперсу).




  1. Грехопадение по книге Бытия и Кант («Предполагаемое начало человеческой истории»).




  1. Онтология истории и эсхатология в книге пророка Даниила. Четыре чудовища из книги Даниила




  1. Онтология истории и эсхатология в книге пророка Даниила. От земных царств к царству Сына Человеческого



  1. Августин. Кто относится к граду Божию среди потустороннего и посюстроннего мира?




  1. Августин Кто относится к граду земному среди потустороннего и посюстроннего мира?




  1. Августин. Возможно ли внутри земного града существование града Божия?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философия образования и науки» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности:...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философия духовного в современном мире» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия»
«Социолингвистика», с предметным содержанием философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический...
Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 г. Учебно-методический...
Так же в рамках данного курса студенты должны получить представление об основных этапах становления процессов образования, об эволюции...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол рабочая программа модуля / дисциплины...
...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический...
Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический комплекс модуля «Философия и методология науки» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск