Скачать 394.39 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Волосникова Л.М. 28.09.2008 г. Основы специальной педагогики и психологии Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ______________________ /Стародубцева И.В./ 18.09.2008 Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 18.09.2008, протокол №1 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 19 стр. Заведующий кафедрой /Короткова Е.А./ 18.09.2008 г. Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры №1 от 18.09.2008 г. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК /Колунин Е.Т./ «___» _______________ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ /Федорова С.А./ «______»_____________2008 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Стародубцева И.В. Основы специальной педагогики и психологии Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» Тюмень- 2008 Стародубцева И.В. Основы специальной педагогики и психологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности». Тюмень, 2008. 19 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы специальной педагогики и психологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой теоретических основ физического воспитания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Короткова Е.А., доктор педагогических наук, профессор© Тюменский государственный университет, 2008. © Стародубцева И.В., 2008. Пояснительная записка Одной из важнейших задач современной практической педагогики и психологии является коррекция отклонений детского поведения и неврачебная помощь проблемным детям. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами, поступками. А ребенку с аномалиями развития (слабослышащему, глухому, умственно отсталому и т. д.) справиться с ними особенно трудно. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания педагога обычно стоит вопрос о квалификации основных психологических расстройств, их структуры и степени выраженности. Однако в отношении детского возраста психологическая оценка нарушений развития не может быть полной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенностей дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его последствиями. В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не характером заболевания, а той возрастной стадией развития, на которой находится ребенок. Чем младше ребенок, тем больше на первый план будут выступать явления нарушения развития – дизонтогенеза. При этом чем раньше произошло поражение мозга, тем больше в картине дизонтогенеза будет выступать компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни, процесс дизонтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, то есть своевременно не создаются необходимые взаимодействия между отдельными системами. Возникают явления изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти явления задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития. Требования к уровню усвоения содержания курса:
Таблица 1. Распределение часов по разделам и темам курса 5 семестр
Таблица 2. Тематический план
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МОДУЛЬ 1. Основы специальной психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логоспихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. МОДУЛЬ 2. Основы специальной педагогики Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятие коррекции и компенсации. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. |
Рабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010, протокол №1 | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | ||
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного... | Учебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности... Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики... Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом 26. 09. 13, протокол №1 | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с гос специальности... Большое внимание уделяется дестабилизирующим факторам современности и профилактике их реализации, а также проблемам личной и национальной... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы национальной безопасности... Специальность: 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «педагог по физической культуре» |