Скачать 186.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» в г. Знаменске Астраханской области «УТВЕРЖДАЮ» Директор филиала ФГБОУ ВПО АГУ в г. Знаменске Астраханской области __________________В.Н.Крамаренко Дисциплина блока общепрофессиональные дисциплины Компонент федеральный Кафедра математики и информатики Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа для специальности 230201.65 Информационные системы и технологии (Знаменск) 2 курс Автор- составитель: Трофимов Ю.П. e-mail: znamensk@aspu.ru Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа Автор составитель Трофимов Ю.П. Ответственный редактор Зав. кафедрой математики и информатики, старший преподаватель профессор, Лобейко В.И. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики Протокол № __1_ от __30.08_2011 г. Пояснительная записка Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Информационные системы и технологии». Выпускник должен: - уметь приобретать новые специальные знания, используя современные иформационные образовательные технологии; - знать теоретические основы БЖ; -знать правовые, нормативные, организационные основы БЖ; - знать последствия воздействия на человека травмирующих, вредных поражающих факторов; - знать средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнеобеспечения; - знать правила поведения человека в ЧС и экстремальных ситуациях. - эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; - разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; - планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения при ЧС и при необходимости принимать участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС; - уметь оказывать помощь пострадавшим при ЧС и экстремальных ситуациях. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек - среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Взаимодействие промышленного предприятия с окружающей средой. Классификация и основные характеристики чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях в нормальных и аварийных условиях. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники антропогенных вредных, опасных и особо опасных факторов. Классификация факторов, их воздействие на человека. Требования к техническим системам и производственным процессам по интенсивности антропогенных факторов. Вероятностный характер антропогенных факторов. Концепция риска. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током. Защитное заземление. Зануление. Устройства защитного отключения. Тема 2. Критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Элементы техносферы создают техногенные опасности, возникающие при загрязнении окружающей среды различными отходами и потоками энергий. Зоны действия техногенных опасностей распространяются на регионы техносферы и примыкающие к ним природные зоны, на территории и помещения объектов экономики, на транспортные, городские и селитебные зоны. В отдельных случаях техногенные опасности проявляются на межрегиональном и глобальном уровнях. Тема 3. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Особо опасные инфекционные болезни людей: чума, холера, дизентерия, гепатиты, грипп, дифтерия. Особо опасные болезни животных: ящур, классическая чума свиней, птичий грипп. Классификация инфекционных болезней животных. Особо опасные болезни растений: фитофтороз картофеля, стеблевая ржавчина пшеницы и ржи. Факторы здоровья. Первая помощь при неотложных ситуациях: приступы почечной колики, бронхиальной астмы, боли сердце и т.п. Ожоги, отморожения, вывихи, переломы. Реанимация. Транспортировка пострадавших. Тема 4. Правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Трудовое обучение и стимулирование безопасности деятельности. Законы и подзаконные акты. Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС. Управление охраной окружающей природной среды. Управление охраной труда. Тема 5. Чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного и военного времени; прогнозирование и оценка поражающих факторов ЧС; гражданская оборона и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Основные понятия. Классификация ЧС. Сферы возникновения; природные; техногенные; экологические; социальные. Понятие об аварии, катастрофе, стихийном бедствие, экологической катастрофе. Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС, ее роль и задачи. Организационная структура. Общая характеристика ЧС природного характера. Классификация ЧС природного характера. Стихийные бедствия геологического характера: землетрясения, оползни, сели, снежные лавины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и в ходе землетрясений, оползней, селей, снежных лавин. Гидрологические ЧС: наводнения, заторы, зажоры, ветровые нагоны. Стихийные бедствия метеорологического характера: бури, ураганы, смерчи, сильные дожди, град, сильный снегопад, сильная метель, пыльные бури, заморозки, сильные морозы или сильная жара. Понятие о лесных пожарах. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время гидрологических, метеорологических ЧС и лесных пожарах. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007. - 493 с. 2. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2008. – 450 с. 3. Жилов, Ю.А. Основы медико-биологических знаний / Ю.А. Жилов. - М.: Высшая школа, 2009. – 256 с. Дополнительная литература 1. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и оказания первой медицинской помощи / Р.И. Айзман. – Новосибирск.: Сибунив.изд-во, 2008. – 271 с. 2. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшкин. - М.: 2009. – 317 с. 3. Михайлова, С.А. Роль экологических и социальных факторов формировании здоровья детского населения / С.А. Михайлова, А.Г. Су- 34 харев А.Г. - М.: 2008. – 192 с. 4. Романенко, Р.П. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях и отравлениях / Р.П. Романенко, С.А. Михайлова. – Г-А.: 2007. – 83 с. 5. Романенко, Р.П. Обучающие и контрольные тесты к предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека» / Р.П. Романенко, Ж.Г. Шестернина. - Г-А.: 2011. – 22 с. 6. Шестернина, Ж.Г. Влияние экологических и социальных факторов на формировании физического и полового развития девочек Горного Алтая / Ж.Г. Шестернина, С.А. Михайлова. М.: 2011. – 92 с. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
«Безопасность жизнедеятельности» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом 26. 09. 13, протокол №1 | ||
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики... Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 29. 09. 2010, протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050104.... Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 18. 09. 2008, протокол №1 | Пояснительная записка Курс истории зарубежной литературы рассчитан... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Западноевропейских языков и переводоведения от... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... Охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых... Рассмотрено на заседании кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности мая 2011г., протокол № |