Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология»





НазваниеУчебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология»
страница1/4
Дата публикации10.11.2014
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011г.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки «Психология образования»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы____________________/А.В. Арефьева/

« » мая 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности мая 2011г., протокол № .

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 20 стр.
Зав.кафедрой _____________________/Н.Н. Гребнева/

« » мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики. Протокол № .

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/А.В. Арефьева/

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А.Федорова/

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


А.В. Арефьева
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки «Психология образования»


Тюмень

Тюменский государственный университет

2011


Арефьева А.В. Возрастная психофизиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы, обучающихся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Профиль подготовки «Психология образования». - Тюмень, 2011. 25 стр.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, вопросы, задания для самоконтроля.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Возрастная психофизиология [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности








© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011.

© А.В.Арефьева, 2011.

1.Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам возрастной психофизиологии, формирование представления о нейрофизиологических механизмах психической деятельности и поведения человека в разные периоды онтогенеза на основе современных достижений науки, компетентностного подхода; развития навыков использования полученных знаний в работе практикующего психолога в сфере образования.

Задачи дисциплины:

  1. способствовать формированию представлений о взаимосвязи психического и физиологического компонента в поведении человека;

  2. способствовать пониманию особенностей формирования высших психических функций в различные возрастные периоды;

  3. способствовать пониманию механизмов протекания психофизиологических процессов;

  4. помочь в освоении основополагающих понятий и методов исследования в психофизиологии.




  1. 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Возрастная психофизиология» относится к разделу Б3 - Общепрофессиональный цикл, вариативная часть.

Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем уровне образования в процессе изучения таких дисциплин, как «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены », «Психо- и нейрофизиология». В результате изучения этих дисциплин студенты получают знания об анатомии и физиологии организма, в частности, об общем плане строения и возрастных изменениях в ЦНС, об особенностях нервной регуляции функций.

Для успешного освоения курса студенту требуется знание основных понятий генетики, экологии, психологии.

Освоение дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин, как: «Клиническая психология детей и подростков», «Дефектология», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология юности», «Психология подросткового возраста», « Развитие ребенка до трех лет», «Возрастная психофизиология», « Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», « Психология детей с ЗПР».
1.3.Компетенции выпускника бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  • владеть моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

- применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).

По окончании курса обучающийся должен:

-знать основные понятия, методы исследования, место среди других наук дисциплины «Возрастная психофизиология»; особенности формирования высших психических функций в различные периоды онтогенеза; различные формы и факторы организации поведения, характер приспособления поведения к потребностям организма; сущность интегративной деятельности мозга человека;

-уметь применять на практике методики исследования свойств нервных процессов, двигательной активности, памяти, внимания; осуществлять просвещение педагогов и родителей о психофизиологических особенностях развития детей;

-владеть навыками использования теоретических знаний по возрастной психофизиологии, методами диагностики развития ребенка, определения типа ВНД, работы на компьютере и компьютерной обработки статистической информации.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Курс изучается в 3 семестре и рассчитан на 18 часов лекционных и 36 часов практических занятий. На самостоятельную работу отводится 90 часов. По окончании курса предусмотрен экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

  1. Тематический план

Таблица 1

п/п



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов




Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1





1.1

Предмет и методы возрастной психофизиологии, связь с другими науками. Возрастная периодизация онтогенеза человека.

1-2

2

4

5

9

2

0-4




1.2

Кодирование и переработка информации в нервной системе. Возрастные аспекты.

3-4

2

4

10

16

4

0-10




1.3

Возрастные особенности восприятия. Формирование сенсорных систем в онтогенезе.

5-6

2

4

15

23

4

0-16







Всего:




6

12

30

48

10

0-30




Модуль 2





2.1

Функциональные состояния. Двигательные программы и управление движениями.

7-8

2

4

10

16

4

0-10




2.2

Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. Формирование эмоций в онтогенезе.

9-10

2

4

10

16

4

0-10




2.3

Психофизиология памяти, внимания, научения.

11-12

2

4

10

16

4

0-10







Всего




6

12

30

48

12

0-30




Модуль 3














44

3.1

Формирование мышления и речи в онтогенезе.

13-16

4

8

20

32

10

0-25




3.2.

Возрастные аспекты психофизиологической адаптации.

17-18

2

4

10

16

2

0-15







Всего




6

12

30

48

12

0-40







Итого (часов, баллов):




18

36

90

144




0-100







Из них в интерактивной форме:




4

8

4




16







Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный контроль

Письменный контроль

Технические формы контроля

Итого количество баллов

Коллоквиум

Собеседование

Ответ на семинаре

Практические работы

Контрольные работы

Тест

Реферат

Программы компьютерного тестирования

Комплексные ситуационные задания

Модуль 1

1.1










0-4
















0-4

1.2




0-2




0-4




0-4










0-10

1.3




0-2

0-4

0-2




0-4

0-4







0-16

Всего




0-4

0-4

0-10




0-8

0-4







0-30

Модуль 2

2.1










0-4













0-6

0-10

2.2







0-4

0-2

0-4













0-10

2.3




0-2




0-4




0-4










0-10

Всего




0-2

0-4

0-10

0-4

0-4







0-6

0-30

Модуль 3

3.1

0-6

0-2




0-4

0-4

0-2







0-6

0-24

3.2




0-2




0-4










0-10




0-16

Всего

0-6

0-4




0-8

0-4

0-2




0-10

0-6

0-40

Итого

0-6

0-10

0-8

0-28

0-8

0-14

0-4

0-10

0-12

0-100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Нед.

семестра

Объем часов

Кол-во баллов

аудиторная

внеаудиторная

Модуль 1

1.1

Предмет и методы возрастной психофизиологии, связь с другими науками. Возрастная периодизация онтогенеза человека.

1.Практическая работа по методическим указаниям

1.Подготовка к

практическим занятиям


1-2

5

0-4

1.2

Кодирование и переработка информации в нервной системе. Возрастные аспекты.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к собеседованию по теме

2.Подготовка к тестированию по теме

3.Поиск методической литературы по теме

3-4

10

0-10

1.3

Возрастные особенности восприятия. Формирование сенсорных систем в онтогенезе.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


Подготовка к собеседованию по теме

2.Подготовка к тестированию по теме

3.Анализ литературы для написания реферата

4.Подготовка к семинару

5-6

15

0-16

Всего по модулю 1: 30

0-30

Модуль 2


2.1

Функциональные состояния. Двигательные программы и управление движениями.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка реферата с презентацией.

2. Анализ научной литературы по теме

3.Подготовка к собеседованию

7-8

10

0-10

2.2

Психофизиология эмоционально-потребностной сферы. Формирование эмоций в онтогенезе.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Анализ литературы по теме для решения комплексных ситуационных задач

2.Поиск методик по теме

3.Подготовка к семинару


9-10

10

0-10

2.3

Психофизиология памяти, внимания, научения.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к тестированию.

2.Подготовка к собеседованию.

3.Анализ литературы по теме

11-12

10

0-10

Всего по модулю 2: 30

0-30

Модуль 3

3.1

Формирование мышления и речи в онтогенезе.

Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к семинару.

2. Подготовка к контрольной работе

3.Подготовка к тестированию

4.Выполнение комплексных ситуационных задач.

5.Подготовка к коллоквиуму

13-16

20

0-24

3.2

Возрастные аспекты психофизиологической адаптации.

1.Практическая работа по методическим указаниям.


1.Подготовка к компьютерному тестированию.

2.Подготовка к собеседованию.

3.Поиск методической литературы по теме.


17-18

10

0-16

Всего по модулю 3: 30

0-40

ИТОГО: 90

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Дефектология

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Психология дошкольного возраста

+




+

+

+

+

+

+

3

Психология детей младшего школьного возраста

+




+

+

+

+

+

+

4

Психология юности

+




+

+

+

+

+

+

5

Психология подросткового возраста

+




+

+

+

+

+

+

6

Развитие ребёнка до трёх лет

+




+

+

+

+

+

+

7

Психо- и нейрофизиология

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Дети с трудностями в обучении

+

+

+

+

+

+

+

+



  1. Содержание дисциплины

Модуль 1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Малышева Е. Н. Моделирование 3D объектов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02. 03. 01 Математика...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (учебная и рабочая программы...
Спецкурс «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» направлен на формирование необходимых компетенций в области биологии, расширение...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо....
Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconМ. В. Плотникова Психофизиология
Плотникова М. В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей...
Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Возрастная психофизиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины возрастная психология и педагогика...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск