М. В. Плотникова Психофизиология





Скачать 144.16 Kb.
НазваниеМ. В. Плотникова Психофизиология
Дата публикации29.06.2015
Размер144.16 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образование

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Институт психологии, педагогики, социального управления

Кафедра клинической и юридической психологии

М.В. Плотникова

Психофизиология

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов заочной формы обучения

специальности 030301.65 «Психология»


Тюменский государственный университет, 2008
Плотникова М.В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология». Тюмень, 2008. 14 с.
Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, вопросы и задания для итогового контроля по теоретической части курса, темы рефератов, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психофизиология [электронный вариант] / Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Алексеева В.И. заведующий кафедрой клинической и юридической психологии, доктор психологических наук, доцент.


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

© Плотникова М.В., 2008.

1. Пояснительная записка

Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); нейронных механизмах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций, мышления, речи; о методах психофизиологического исследования. Студенты должны получить представление также о дифференциальной психофизиологии, которая изучает зависимость психологических особенностей человека от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.). Для понимания формирования психики в онтогенезе необходимо сформировать у студентов представление о биологических закономерностях и критериях созревания.

Место дисциплины в учебном процессе. «Психофизиология» является общепрофессиональной дисциплиной – ОПД.Ф.10. Для успешного освоения курса студентам необходимы знания по физиологии ЦНС, физиологии ВНД и сенсорных систем, общей и дифференциальной психологии.

Требования ГОС. В курсе рассматриваются принципы переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология; психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). В связи с достижениями последних десятилетий психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения.
Количество учебных часов по дисциплине. «Психофизиология» читается в 4 семестре студентам ОЗО, обучающимся по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 60 часов, из них:



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

4

2.

Семинарские занятия

4

3.

Самостоятельная работа

52




Всего

60


2. Тематический план изучения дисциплины

Для студентов ОЗО



Темы

Лекций

Семин. и практич. занятий

Самостоятельная работа



Введение. Психофизиология как наука

0,25

0,25

6



Психофизиология функциональных состояний и эмоционально-потребностной сферы.

0,5

0,5

6



Психофизиология восприятия

0,5

0,5

5



Психофизиология внимания

0,5

0,5

5



Психофизиология памяти и научения

0,5

0,5

6



Психофизиология мышления и речи

0,5

0,5

6



Психофизиология сознания

0,5

0,5

6



Психофизиология движения

0,5

0,5

6



Развитие психики в онтогенезе.

0,25

0,25

6

Итого часов:

4

4

52


3. Содержание тем лекционных занятий

Тема 1. Введение. Психофизиология как наука.

Предмет и задачи психофизиологии. История развития психофизиологии. Психофизиологическая/психофизическая проблема. Взаимодействие психофизиологии с психологией, нейрологией, медициной, педагогикой и пр. Методы в психофизиологии. Исследование вегетативных реакций человека. Полиграфия, «детектор лжи». Методики разрушения и раздражения мозга, роль клинических методов исследования. Электромиография. Микроэлектродная техника. Электроэнцефалография, ее разновидности и возможности. Измерение мозгового кровотока (реография). Современные методы исследования. Структурная и функциональная томография.
Тема 2. Психофизиология функциональных состояний и

эмоционально-потребностной сферы.

Понятие о функциональном состоянии. Виды функциональных состояний. Понятие об активирующих системах мозга. Строение и функции ретикулярной формации. Строение и функции лимбической системы. Бодрствование. Сон, его значение. Теории сна. Электрофизиологические, мышечные и вегетативные корреляты сна. Сновидения, их происхождение, значение. Индивидуальные особенности. Нейрофизиология и нейрохимия сна. Нарушения сна. Эмоции, их значение. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Вегетативные, двигательные и электрофизиологические корреляты эмоциональных состояний.

Тема 3. Психофизиология восприятия

Строение сенсорной системы. Иерархический принцип организации анализатора и переработки информации. Этапы процесса восприятия и их связь с уровнями анализаторной системы. Принципы кодирования информации в ЦНС. Теории восприятия: детекторная теория, векторная теория, частотной фильтрации и др. Методы изучения восприятия.
Тема 4. Психофизиология внимания

Внимание, его значение, виды. Развитие внимания в онтогенезе. Механизмы непроизвольного внимания. Ориентировочный рефлекс. Угасание ориентировочного рефлекса, теория нервной модели стимула. Механизмы произвольного внимания. Структуры мозга, участвующие в механизмах внимания. Локальная и генерализованная активация коры больших полушарий. Методы изучения внимания.
Тема 5. Психофизиология памяти и научения

Память, ее значение. Нарушения памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Классификации видов памяти. Механизмы памяти. Иконическая память и биохимические процессы в анализаторах. Реверберация как механизм кратковременной памяти. Теории долговременной памяти: условнорефлекторная и биохимическая. Структуры мозга, участвующие в процессах памяти. Нейрохимия памяти.
Тема 6. Психофизиология мышления и речи

Речь, ее значение. Теория И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности. Развитие речи в онтогенезе. Синдром Маугли. Классификации видов речи. Артикуляция и фонация. Значение и организация невербальных форм коммуникации (мимика, жест, поза). Структуры мозга, участвующие в речевых процессах. Речь и межполушарная асимметрия. Психофизиология мышления. Организация процесса мышления и структуры мозга, участвующие в процессах мышления. Мышление и межполушарная асимметрия.

Тема 7. Психофизиология сознания

Психофизиология сознания. Представление о сознании и бессознательном психологов и нейрофизиологов. Этапы восстановления сознания. Теории сознания: теория светлого пятна И.П. Павлова, теория Дж. Эдельмана, теория сознания как эмерджентного свойства мозга, теория сознания Дж. Экклса и т.д. Структуры мозга, участвующие в обеспечении сознания.
Тема 8. Психофизиология движения

Движение, его значение. Классификация движений. Структуры мозга, участвующие в обеспечении движений. Локомоция, основные виды локомоций у человека. Организация локомоции. Организация ориентировочных и позных движений. Организация произвольного двигательного акта. Понятие «схема тела», ее роль в организации и регуляции движения. Нарушения схемы тела. Теория Бернштейна. Уровни организации движения. Организация целенаправленного (произвольного) двигательного акта.
Тема 9. Развитие психики в онтогенезе.

Биологическое созревание и развитие психики. Критерии созревания. Особенности новорожденного ребенка. Особенности ребенка первого года жизни. Особенности ребенка 1-3 лет жизни. Особенности дошкольника. Особенности младшего школьника. Особенности подросткового возраста.
4. Планы семинарских занятий
Тема 1. Введение. Психофизиология как наука

Вопросы для подготовки:

  1. Предмет, задачи, история развития психофизиологии.

  2. Психофизиологическая проблема.

  3. Основные концепции/парадигмы (векторная, информационная и т.д.)

  4. Электроэнцефалография.

  5. Методы регистрации вегетативных показателей, ЭМГ, их значение для психофизиологических исследований. Полиграфия

  6. «Детекция лжи». Сферы применения полиграфа.

  7. Методы изучения структуры мозга.

  8. Современные методы изучения мозга.


Тема 2. Психофизиология функциональных состояний и эмоционально-потребностной сферы.

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие о функциональном состоянии. Виды ФС. Методы диагностики ФС.

  2. Возможность активного управления ФС. БОС.

  3. Активирующие системы мозга.

  4. Строение и функции лимбической системы.

  5. Бодрствование.

  6. Сон, его значение. Теории сна.

  7. Нейрофизиология сна

  8. Нейрохимия сна.

  9. Представления о природе сновидений и их функциональной роли

  10. Стресс, виды стресса. Стрессоры. Фазы стресса.

  11. Механизмы стресса

  12. Эмоции, их значение. Виды эмоциональных состояний.

  13. Потребности, мотивации и их возможные физиологические механизмы

  14. Методы изучения эмоций.

  15. Нейроанатомия эмоций.

  16. Нейрохимия эмоций

  17. Механизмы формирования химической зависимости

  18. Теории физиологических механизмов эмоций


Тема 3. Психофизиология восприятия

Вопросы для подготовки:

  1. Механизмы формирования ощущений и восприятия как заключительный этап деятельности сенсорных систем

  2. Кодирование информации


Тема 4. Психофизиология внимания

Вопросы для подготовки:

  1. Внимание, его значение, виды. Методы изучения внимания

  2. Механизмы непроизвольного внимания. Теория Е.Н. Соколова

  3. Механизмы произвольного внимания и воли

  4. Структуры мозга, участвующие в механизмах внимания.

  5. Расстройства внимания


Тема 5. Психофизиология памяти и научения

Вопросы для подготовки:

  1. Классификации видов памяти.

  2. Физиологические механизмы памяти

  3. Структуры мозга, участвующие в механизмах памяти

  4. Нейрохимия памяти.


Тема 6. Психофизиология мышления и речи

Вопросы для подготовки:

  1. Общие представления о физиологических процессах, лежащих в основе мышления

  2. ЭЭГ-характеристика мыслительной деятельности

  3. Структуры мозга, участвующие в процессах мышления.

  4. Мышление и межполушарная асимметрия.


Тема 7. Психофизиология сознания

Вопросы для подготовки:

  1. Подходы к определению сознания.

  2. Теории сознания.

  3. Структуры мозга, участвующие в обеспечении сознания.

  4. Сознание и межполушарная асимметрия


Тема 8. Психофизиология движения

Вопросы для подготовки:

  1. Движение, его значение. Классификация движений.

  2. Структуры мозга, участвующие в обеспечении движений.

  3. Организация локомоции, ориентировочных и позных движений.

  4. Организация произвольного двигательного акта.


Тема 9. Развитие психики в онтогенезе.

Вопросы для подготовки:

  1. Биологическое созревание и развитие психики.

  2. Критерии созревания.

  3. Особенности новорожденного ребенка.

  4. Особенности ребенка первого года жизни.

  5. Особенности ребенка 1-3 лет жизни.

  6. Особенности дошкольника.

  7. Особенности младшего школьника.

  8. Особенности подросткового возраста.


5. Самостоятельная работа студентов

В течение семестра студент самостоятельно прорабатывает вопросы и задания по темам. Список литературы для подготовки приведен в пункте 8. данного УМК.
6. Контрольные вопросы к зачету

  1. Предмет, задачи, история развития психофизиологии.

  2. Психофизиологическая проблема.

  3. Основные концепции/парадигмы (векторная, информационная и т.д.)

  4. Электроэнцефалография.

  5. Методы регистрации вегетативных показателей, ЭМГ, их значение для психофизиологических исследований. Полиграфия

  6. «Детекция лжи». Сферы применения полиграфа.

  7. Методы изучения структуры мозга.

  8. Современные методы изучения мозга.

  9. Понятие о функциональном состоянии. Виды ФС. Методы диагностики ФС.

  10. Возможность активного управления ФС. БОС.

  11. Активирующие системы мозга.

  12. Строение и функции лимбической системы.

  13. Бодрствование.

  14. Сон, его значение. Теории сна.

  15. Нейрофизиология сна

  16. Нейрохимия сна.

  17. Представления о природе сновидений и их функциональной роли

  18. Стресс, виды стресса. Стрессоры. Фазы стресса.

  19. Механизмы стресса

  20. Эмоции, их значение. Виды эмоциональных состояний.

  21. Потребности, мотивации и их возможные физиологические механизмы

  22. Методы изучения эмоций.

  23. Нейроанатомия эмоций.

  24. Нейрохимия эмоций

  25. Механизмы формирования химической зависимости

  26. Теории физиологических механизмов эмоций

  27. Классификации видов памяти. Физиологические механизмы памяти

  28. Структуры мозга, участвующие в механизмах памяти, нейрохимия памяти.

  29. Внимание, его значение, виды. Методы изучения внимания

  30. Механизмы непроизвольного внимания. Теория Е.Н. Соколова

  31. Механизмы произвольного внимания и воли

  32. Структуры мозга, участвующие в механизмах внимания. Расстройства внимания

  33. Движение, его значение. Классификация движений.

  34. Структуры мозга, участвующие в обеспечении движений.

  35. Организация локомоции, ориентировочных и позных движений.

  36. Организация произвольного двигательного акта.

  37. Подходы к определению сознания. Теории сознания.

  38. Структуры мозга, участвующие в обеспечении сознания.

  39. Сознание и межполушарная асимметрия

  40. Общие представления о физиологических процессах, лежащих в основе мышления

  41. ЭЭГ-характеристика мыслительной деятельности

  42. Структуры мозга, участвующие в процессах мышления.

  43. Мышление и межполушарная асимметрия.

  44. Механизмы формирования ощущений и восприятия как заключительный этап деятельности сенсорных систем


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Плотникова М. В. Естественно-научные основы психологии. Сборник рабочих программ, методических материалов для студентов ОДО специальности 020400 «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003. 48 с.
8. Рекомендуемая литература

Основная литература


  1. Психофизиология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 521000 "Психология" и спец. 020400 "Психология", 022700 "Клиническая психология"/ ред. Ю. И. Александров. - 3-е изд., доп. и перераб.. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007. - 464 с.

  2. Психофизиология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 521000 "Психология" и спец. 020400 "Психология", 022700 "Клин. психология"/ ред. Ю. И. Александров. - 3-е изд., перераб. и доп.. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - 464 с.

Дополнительная литература


  1. Бойко, Е. И.. Механизмы умственной деятельности: (динамические временные связи)/ Е. И. Бойко. - Москва: Педагогика, 1976. - 248 с.

  2. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека: (психофизиологическое исследование)/ Э. А. Голубева. - Москва: Педагогика, 1980. - 151 с.

  3. Грегори, Р. Л.. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия : [Пер. с англ.]/ Р. Л. Грегори. - Москва: Прогресс, 1970. - 271 с.

  4. Данилова, H.H.. Психофизиология: учеб. для вузов/ H.H. Данилова. - Москва: Аспект-пресс, 1998, 2001, 2002. - 372 с.

  5. Данилова, Н. Н.. Психофизиология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ Н. Н. Данилова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва: Аспект Пресс, 2004, 2007. - 368 с.

  6. Дубровинская, Н. В.. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособия для студ. вузов/ Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

  7. Изард, К. Е.. Эмоции человека: пер. с англ./ К. Е. Изард. - Москва: Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.

  8. Ильин, Е. П.. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины: учеб. пособие/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 544 с.

  9. Ильин, Е. П.. Дифференциальная психофизиология: учеб. для вузов/ Е. П. Ильин. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 464 с.

  10. Ильин, Е. П.. Психофизиология состояний человека/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 412 с.

  11. Лучинин, А. С.. Психофизиология: конспект лекций/ А. С. Лучинин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с.

  12. Марютина, Т. М.. Введение в психофизиологию: учеб. пособие по курсу "Общ. и возраст. психофизиология"/ Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. - 2-е изд.. - Москва: МПСИ: Флинта, 2001. - 400 с.

  13. Небылицин, В. Д.. Психофизиологические исследования индивидуальных различий: сборник работ/ В. Д. Небылицин. - Москва: Наука, 1976. - 336 с.

  14. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для вузов/ ред. Э. М. Казин. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

  15. Психофизиология: учеб. для вузов по спец. "Психология"/ ред. Ю. И. Александров. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 496 с.

  16. Психофизиология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 521000 "Психология", 022700 "Клиническая психология"/ ред. Ю. И. Александров. - 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 464 с.

  17. Психофизиология: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 521000 "Психология" и спец. 020400 "Психология", 022700 "Клин. психология"/ ред. Ю. И. Александров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - 464 с.

  18. Реброва, Н. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы: [учеб. пособие]/ Н. П. Реброва, М. П. Чернышова. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 96 с.

  19. Суворова, В. В.. Психофизиология стресса/ В. В. Суворова. - Москва: Педагогика, 1975. - 208 с.

  20. Теплов, Б. М.. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психол. тр./ Б. М. Теплов; Ред. М. Г. Ярошевский; Рос. академия образования, Моск. псих.-социал. ин-т. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 640 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Плотникова Психофизиология iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Плотникова М. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направлению...
М. В. Плотникова Психофизиология iconШифр специальности: 19. 00. 02 Психофизиология Формула специальности...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
М. В. Плотникова Психофизиология iconРеферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний
Эмоции отражают личную значимость происходящего вокруг и являются связующим звеном между действительностью и потребностями индивида,...
М. В. Плотникова Психофизиология iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
М. В. Плотникова Психофизиология iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список...
Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,...
М. В. Плотникова Психофизиология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психофизиология профессиональной...
Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013– 32 с
М. В. Плотникова Психофизиология iconРабочая программа дисциплины возрастная физиология и психофизиология направление

М. В. Плотникова Психофизиология iconПсихофизиология пограничная область психологии, изучающая роль всей...
Психофизиология пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной...
М. В. Плотникова Психофизиология icon19. 00. 02. – «психофизиология»
...
М. В. Плотникова Психофизиология iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
М. В. Плотникова Психофизиология iconРабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
М. В. Плотникова Психофизиология iconМетодические указания для ее выполнения по дисциплине «возрастная физиология и психофизиология»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
М. В. Плотникова Психофизиология iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «Психофизиология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03030062 «Психология» на...
М. В. Плотникова Психофизиология iconКонкурс юных мастеров «Своя игра»
Автор: Плотникова Любовь Михайловна, мастер производственного обучения гоу спо «Яшкинский техникум технологий и механизации»
М. В. Плотникова Психофизиология iconПроект эколого- просветительского лагеря «Шаг в XXI век»
Плотникова Ольга Антоновна, учитель биологии моу сш п. Шапша, руководитель Школьного лесничества «Муравей»
М. В. Плотникова Психофизиология iconПрограмма дисциплины социальная психофизиология и антропология ...
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск