Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет искусств
Кафедра философии, культурологии и искусствоведения
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»
Для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизаций: « Арт-дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Дизайн стиля и имиджа», «Дизайн костюма», «Ландшафтный дизайн»
Екатеринбург 2014
Задания к контрольной работе для студентов заочного отделения и методические указания к их выполнению Для изучения курса «Возрастная физиология и психофизиология» студентам-заочникам необходимо самостоятельно ознакомится с некоторыми его разделами, а также выполнить контрольную работу. Данный курс является необходимой дисциплиной для подготовки будущих бакалавров. Основной его задачей является приобретение знаний о строении и функциях человеческого организма. Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету студентов заочного отделения всех специальностей. Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Задания контрольной работы содержат два вопроса. Студент получает задание, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат отличается малым объемом и наиболее полно излагает основное содержание первичного документа. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком и достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно использовать литературу других источников, в том числе научных периодических изданий. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все использованные цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. Основная литература должна быть преимущественно не ранее 2009 года издания, а периодические издания за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников. Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по схеме:
1. План работы с указанием страниц в тексте.
2. Введение, содержит обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи работы.
3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема).
4. Основная часть, раскрывающая содержание темы, содержит подробный анализ вопроса, а также путей и способов его решения.
5. Заключение представляет собой краткие выводы по изложенному материалу.
6. Список использованной литературы составляется по общепринятым правилам описания источников (автор с инициалами, год издания, издательство, количество страниц).
Оформление контрольной работы. Контрольная работа выполняется на формате А 4 или в обычной тетради. Предпочтителен компьютерный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) в пределах 8-10 страниц рукописного текста или эквивалентно набранный на компьютере. Номер варианта задания выбирается студентом соответствует номеру в приказе о зачислении: Вариант 1.
Физиология эндокринных желез организма. Гормоны, их свойства и функции.
Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе. Строение кости.
Вариант 2 Анатомия и физиология продолговатого мозга.
Строение мышечного волокна. Физиология мышечного сокращения.
Вариант 3 Нервная ткань. Особенности строения и функции нейрона и глиона.
Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Совы, жаворонки, аритмики.
Вариант 4 Структура и функции синапсов. Механизм передачи возбуждения и торможения в синапсе.
Работоспособность детей и подростков. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
Вариант 5 Понятие об онтогенезе, росте и развитии организма человека. Возрастная периодизация онтогенеза человека.
Кровь как разновидность соединительной ткани. Функции крови. Возрастные морфофизиологические особенности крови.
Вариант 6 Анатомия и физиология промежуточного мозга.
Система кровообращения. Круги кровообращения, их функции. Возрастные особенности системы кровообращения у детей и подростков.
Вариант 7 Ретикулярная формация ствола мозга. Особенности ее строения и функции.
Строение и функции сердца. Регуляция работы сердца. Автоматия работы сердца. Гемодинамика.
Вариант 8
Иммунитет. Иммунная система организма человека.
2. Методы оценки функционального состояния ЦНС. Рефлексометрия. Электроэнцефалография.
Вариант 9 Анатомия и физиология мозжечка.
Общий план строения и функции дыхательной системы. Механизмы регуляции дыхания. Возрастные анатомо-морфологические особенности дыхательной системы человека.
Вариант 10 Функциональная асимметрия правого и левого полушарий.
Физиология пищеварения. Нейрогуморальная регуляция секреции пищеварительных желез.
Вариант 11 Анатомо-физиологические особенности лимбической системы и базальных ядер.
Общий план строения и функции органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Возрастные морфофизиологические особенности органов системы пищеварения.
Вариант 12 Строение и функции больших полушарий головного мозга.
Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности обмена веществ.
Вариант 13 Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков.
Основы организации рационального питания. Гигиенические требования к организации питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Вариант 14 Учение И.П. Павлова об анализаторах. Классификация анализаторов. Структурно-функциональная характеристика анализаторов. Значение анализаторов в познании окружающего мира.
Теплообразование. Баланс теплопродукции и теплоотдачи. Терморегуляция. Теплообмен у детей и подростков.
Вариант 15 Сенсорная система зрения. Гигиена зрения.
Роль выделительной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма.
Вариант 16
Сенсорная система слуха. Гигиена слуха.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента, их классификация и характеристика.
Вариант 17
Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.
Строение и функции кожи.
Вариант 18
Общий план строения нервной системы. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга, ее звенья и их функции.
Биоритмы и педагогический процесс. Причины возникновения и значение десинхроноза. Типы десинхроноза. Меры его профилактики.
Вариант 19
Строение и функции спинного мозга.
Психоактивные вещества. История происхождения и принципы классификации наркотиков.
Вариант 20
Анатомия и физиология среднего мозга.
Наркомания и токсикомания. Основные этапы протекания заболевания. Абстинентный синдром.
Вариант 21
Структура и функции нейронов, значение дендритов, аксона, аксонного холмика. Продолжительность жизни нейронов.
Понятие онтогенеза. Схема возрастной периодизации. Пренатальный онтогенез.
Вариант 22
Вспомогательные аппараты мышц. Работа и сила мышц. Утомление при мышечной работе. Теории утомления, роль местных и центральных механизмов.
Сон. Влияние жизненного опыта и непосредственных раздражителей на характер сновидений. Значение фазовых состояний нервных центров. Теории сна.
Вариант 23
Физиология опорно-двигательного аппарата. Строение скелета черепа. Возрастные особенности.
Память. Изменение объема запоминания в различные возрастные периоды жизни. Нейронные механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти.
Вариант 24
Характеристика отделов пищеварительного тракта. Механическая и химическая обработка пищи. Характеристика пищеварения в двенадцатиперстной кишке.
Разделение людей на типы по особенностям высшей нервной деятельности. Особенности характеристик нервных процессов в подростковом возрасте.
Вариант 25
Характеристика системы крови. Состав крови. Группы крови системы АВО. Возможность переливания крови донора реципиенту. Клеточные элементы крови, их значение.
Структурно-функциональные особенности гипоталамуса промежуточного мозга. Значение гипоталамо-гипофизарной системы.
Вариант 26
Характеристика отделов дыхательной системы. Воздухоносные пути и легкие. Газообмен в легких и тканях. Понятие жизненной емкости легких. Основные объемы. Возрастные различия. Механизм дыхательных движений грудной клетки. Роль диафрагмы.
Зрительный анализатор. Методы оценки его функционального состояния. Гигиена зрения. Рецепторная система глаза. Значение колбочек и палочек. Особенности их распределения на сетчатке глаза. Преломляющие среды глаза. Оптическая система глаза. Значение хрусталика. Аккомодация. Реакция зрачка на свет.
Вариант 27
Характеристика выделительной системы. Строение и функции кожи. Роль желудочно-кишечного тракта в выделении метаболитов.
Слуховой анализатор. Методы оценки его функционального состояния. Гигиена слуха.
Вариант 28
Строение и функции почек. Структура и функции нефрона. Особенности кровоснабжения почек. Механизм мочеобразования. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Возрастные особенности.
Тактильный и мышечный анализаторы. Методы оценки их функционального состояния.
Вариант 29
Строение и функционирование синапсов. Значение медиатора. Особенности проведения возбуждения по центральной части рефлекторной дуги.
Инстинкт и динамический стереотип. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в воспитании и обучении.
Вариант 30
Характеристика вегетативного отдела нервной системы. Его структурные и функциональные особенности.
Физиология памяти. Изменение объема запоминания в различные возрастные периоды жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец оформления титульного листа контрольной работы Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет искусств
Кафедра философии, культурологии и искусствоведения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» Проверил Выполнил
Студент гр. ЗДК-113 Н.С.Петрова
Екатеринбург 2014
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Безруких М.М. Хрестоматия по возрастной физиологии [Текст]: учеб. для вузов / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М: Академия,2007. – 288с.
Физиология человека [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Н.А. Агадженяна. – М.: Медицинская книга; НН: НГМА, 2008.- 257с.
Физиология человека: в 2 т. [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2009. – 447с.
Дополнительная литература
Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. [Текст]: учеб. для вузов / Брин В.Б. – Ростов на Дону, Феникс, 1999.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. [Текст]: учеб. для вузов / Данилова Н.Н., Крылова А.Л. – М., Учебная литература, 1997.
Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. [Текст]: учеб. для вузов / Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. – М., Изд-во УРАО, 1998.
Основы психофизиологии [Текст]: учеб. для вузов /под ред. Ю.И.Александрова. М., Инфра-м, 1997.
Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Биология человека. Анатомия. Физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах. [Текст]: учеб. для вузов / Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. – М., Медицина, 1988.
Сапин М.Р., Сивоглазов Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. [Текст]: учеб. для вузов / Сапин М.Р., Сивоглазов Р.И.– М., Академия, 2000.
Семенов Э.В. Физиология и анатомия. [Текст]: учеб. для вузов / Семенов Э.В. –М., 1997.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. [Текст]: учеб. для вузов / Смирнов В.М.– М., Академия, 2000.
Судаков К.В. Нормальная физиология. [Текст]: учеб. для вузов / Судаков К.В.– М., 1999. |