Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология»





Скачать 328.29 Kb.
НазваниеРабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология»
страница1/2
Дата публикации02.11.2014
Размер328.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2



НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Направление подготовки − 030300 «Психология»


Квалификация выпускника — бакалавр

Санкт-Петербург

2012

Психофизиология / авт.-сост. Н. И. Шелковникова. — СПб.: ИВЭСЭП, 2012. — 18 с.
Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 1 от 30 августа 2012 г.

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.

Автор-составитель

кандидат психологических наук, доцент

Шелковникова Н. И.

Рецензент

кандидат психологических наук, профессор

Коваленко М. И.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель — введение студентов в круг проблем, касающихся естественнонаучных основ психологии; понимания и системного изучения процессов, протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно–генетическом уровнях.

Задачи:

— научить студентов использовать данные естествознания для решения задач фундаментальной и прикладной психологии;

— сформировать осознание тесной диалектической связи психических процессов и мозга, неразрывного единства структуры и функций.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психофизиология» относится к профессиональной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла часть учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Курс психофизиологии базируется на знаниях, усвоенных во время изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Нейрофизиология»,

Для успешного изучения психофизиологии студенты должны иметь достаточно полное представление об анатомии ЦНС, а также о нейрофизиологических механизмах сложных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциях, мотивации и основах речи; знать закономерности функционирования организма как единого целого, структуру нервной системы, ее филогенез и онтогенез, условно-рефлекторные основы процессов обучения и воспитания, уметь использовать знания морфофункциональных особенностей нейрофизиологических механизмов, нервных процессов и ВНД при организации учебно-воспитательной работы и для решения практических задач.

Материалы курса «Психофизиология» содержательно предваряют изучение основ патопсихологии и нейропсихологии и образуют основу для интеграции знаний студентов по психологическим дисциплинам со знаниями в области естествознания.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

— использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

— выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

— прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

— реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: методы современной психофизиологии и способы их применения в психологических исследованиях, основные подходы к решению проблем взаимоотношения между психикой и мозгом, достижения современных нейронаук в области изучения нейробиологических основ конкретных психических процессов и состояний (восприятия, памяти и научения, внимания, мышления и др.).

Уметь: оперировать данными нейробиологии, сопоставлять их с психологическими явлениями.

Владеть: методами и аппаратными методиками психофизиологической диагностики основных психических процессов и состояний.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

В 4-м семестре

Аудиторные занятия (всего)

45

В том числе:

-

Лекции

15

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)

30

Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

45

В том числе:

-

Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




Другие виды самостоятельной работы

45







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

90

2,5

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Темы

Содержание


1



Место психофизиологии в

системе наук о человеке.

Предмет, задачи и

стратегии исследования

История развития психофизиологии. Физиологическая психология и психологическая физиология, психобиология. Психофизиология и нейронауки. Методологические аспекты исследования взаимоотношений между мозгом и психикой. Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению. Современное состояние проблемы мозговой локализации высших психических функций. Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии: «классическая психофизиология», «Человек-Нейрон-Модель» (векторная психофизиология), «системная психофизиология». Основные направления фундаментальной психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации, психофизиология восприятия, психофизиология внимания, психофизиология памяти и научения, психофизиология движений, психофизиология мышления и речи, психофизиология сна и бодрствования, психофизиология эмоций и стресса, дифференциальная психофизиология, психофизиология сознания, возрастная психофизиология. Прикладная психофизиология: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, психофизиологическая диагностика и компенсация когнитивных нарушений, детекция скрываемых знаний, биологическая обратная связь и нейротренинг.


2


Методы

психофизиологического

исследования

Пневмография, плетизмография, электродермография, электроокулография, электромиография, электрокардиография. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и магнитоэнцефалограмма (МЭГ). Способы анализа ЭЭГ и МЭГ. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием. Компьютерное картирование мозга. Расчет локализации эквивалентного диполя. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов. Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека: рентгеновская компьютерная томография, структурная и функциональная магнитно-резонансная томография (сМРТ и фМРТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ).


3

«Языки мозга».

Психофизиологические

механизмы кодирования

и декодирования

информации в нейронных

сетях

Рецепторы, нейроны-детекторы, модуляторные нейроны, командные нейроны, мотонейроны, мышечные единицы. Электрические и химические сигналы. Способы кодирования информации в нейронных сетях (паттерн разряда, детекторный и ансамблевые принципы). Векторное кодирование информации. Межсенсорное взаимодействие. Взаимодействие сенсорных, когнитивных и исполнительных систем мозга в целенаправленном поведении. Координация движений руки, головы и глаз.


4

Психофизиология

восприятия

Генетические факторы и внешняя среда в формировании свойств сенсорных нейронов. Врожденное и приобретенное в механизмах перцептивных процессов. Роль неспецифических активирующих влияний в формировании детекторов. Сложные формы восприятия. Гностическая единица. Нейроны, избирательно реагирующие на лица и эмоциональные выражения лица, на жесты. Формирование гностических единиц. Роль сигнала новизны в формировании гностических единиц. Механизмы формирования восприятия «целостных образов» (проблема формирования гештальта). Детекторная теория восприятия. Интерпретация и категоризация в процессах восприятия. «Перцептивная гипотеза».

5.

Психофизиология

внимания

Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания. «Нервная модель стимула». Нейроны «новизны» и «тождества» в гиппокампе. Корреляты предвнимания и непроизвольного внимания в вызванных потенциалах (ВП). Негативность рассогласования. Условный ориентировочный рефлекс и произвольное внимание. Отражение произвольного внимания в компонентах ВП. Избирательность неспецифической активации мозга. Стволово-таламо-кортикальная система и ее модулирующие влияния на кору. Роль специфических и неспецифических нейронов таламуса в активации коры. Базальная холинергическая система переднего мозга. Стриопаллидарная система. Гамма-ритм и внимание. Системы «верхнего» и «нижнего» внимания. Методы локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно-резонансной томографии в изучении мозговых механизмов внимания.

6

Психофизиология

памяти и научения

Кратковременная и долговременная память. Формы кратковременной памяти. Процедурная и декларативная память. Рабочая (оперативная) память. Формы процедурной памяти: условный рефлекс и навыки. Взаимная корреляция разрядов нейронов, вовлеченных в ассоциативный процесс. Колончатая организация нейронов ассоциативной долговременной памяти. Мозжечок и процедурная память. Роль гиппокампа в формировании ассоциаций. Гиппокамп как система, разделяющая новые и привычные стимулы. Нервная модель стимула как система модифицированных синапсов нейронов гиппокампа. Синаптические механизмы научения. Пластичный «синапс Хебба». Пластичные перестройки идентифицированного синапса между сенсорными и командными нейронами. Клеточные механизмы ассоциативногонаучения. Ионные механизмы пластичности. Роль активирующей системы мозга в пластических изменениях синапсов. Роль медиальных частей височных долей в декларативной памяти. Эмоциональная память. Функция лобных отделов коры в эмоциональных реакциях. Роль миндалины в механизмах эмоциональной памяти. Биохимические основы долговременной и кратковременной эмоциональной памяти. Условный «рефлекс страха». Роль префронтальной коры в рабочей памяти. Эстафетная передача возбуждения в нейронах префронтальной коры. Модуляция нейронов рабочей памяти дофаминергической системой. Экспрессия ранних и поздних генов. Транскрипция и трансляция генетической информации. Явление обратной транскрипции. Возрастание функциональной активности генома при обучении.


7


Психофизиология

эмоций

Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций. Выражение эмоций у животных и человека. Лицевая экспрессия. Пластика и голос как средства невербального, эмоционального общения. Корреляция активности лицевых мышц и эмоций. Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии. Межполушарная асимметрия и эмоции. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение. Лимбическая система. Роль миндалины, гипоталамуса в эмоциональных реакциях. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмиттеров и пептидов.

8

Психофизиология

стресса

Стресс как система адаптивных реакций организма. Физиологический и психологический стрессы. Общий адаптационный синдром. Посттравматический стрессовый синдром. Синдром хронической усталости. «Эмоциональное выгорание». Центральные механизмы стресса. Межполушарная асимметрия и стресс. Гормональные механизмы стресса. Физиологические факторы индивидуальной стрессоустойчивости. Отрицательные последствия стресса для организма, «болезни стресса». Психофизиологическая диагностика и профилактика стрессовых расстройств.


9


Психофизиология

мышления и

интеллекта

Проблема определения интеллекта в психологии. Символьное отображение стимула. - Категоризация стимулов. Коммуникативная функция знаковых систем. Формирование семантических единиц на базе долговременной памяти. Внутренняя речь. Мышление как внешне не выраженные операции со следами памяти. Вербальный и невербальный интеллект. Фокусы мозговой активности и мышление. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности. Психофизиологические корреляты интеллекта, мыслительных операций и способностей. Механизмы творческой деятельности. Мозг и талант. Половые различия и интеллектуальные функции.

10


Психофизиология

Сознания

Проблема определения феномена сознания. Экспериментальные подходы к исследованию механизмов сознания и бессознательного. «Осознаваемое» и «неосознаваемое» в деятельности мозга. Измененные состояния сознания. Межполушарная асимметрия и сознание. Сознание и расщепленный мозг. Речь и сознание. Нейробиологические теории сознания.

11



Психофизиология речи и мышления

Речь. Психофизиологическая характеристика сенсорной, экспрессивной и внутренней речи. Структуры мозга, обеспечивающие речь (центры Брока, Вернике, зрительные, слуховые и соматосенсорные поля). Развитие речи (второй сигнальной системы), функции речи. Принципиальная схема физиологических механизмов речи. Виды нарушения речи (афазия Брока, Вернике, агнозия, аграфия, алексия, амнезия). Язык жестов.


12


Возрастная психофизиология

(психофизиология развития и старения)

Механизмы развития и старения. Общие сведения об онтогенезе мозга и его изменчивости. Пренатальный период в развитии мозга: «перинатальная психофизиология». Прижизненныйнейрогенез и пластичность мозга. Сенситивные периоды в развитии высших психических функций. Депривация и развитие. Психофизиология старения: стареющий мозг. Старение и стресс. «Клетки-самоубийцы»: апоптоз. Способности мозга к восстановлению своих функций. Химерный мозг и поведение. Понятие «резервных нейронов».

13


Клиническая

психофизиология

Важнейшие психические расстройства (тревожные и депрессивные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения) и мозг: нейрогенетика и биохимия психических заболеваний. Механизмы формирования аддиктивного поведения. Болезни Альцгеймера и Паркинсона: мозговые механизмы, подходы к профилактике и лечению.


14


Бодрствование и сон

Бодрствование. Признаки и уровни бодрствования. Активационная система мозга, её роль в механизмах бодрствования и сна. Сон, определение понятия. Признаки (критерии) сна. Виды, периоды, фазы и нейрофизиологические механизмы (теории) сна. Сновидения (психофизиологическая характеристика). Физиологические механизмы сновидений. Физиологическое значение сновидений.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Основы патопсихологии

+




+

+







+

+

+
















4.

Основы нейропсихологии

+




+




+

+




+

+


















5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Темы

Лекции

Семинарские занятия


Самостоятельная работа студентов

Всего

1

2

3

4

5

6

1

Место психофизиологии в

системе наук о человеке.

Предмет, задачи и

стратегии исследования

1




8

14

2

Методы

психофизиологического

исследования.

2




8

14

1

2

3

4

5

6

3

«Языки мозга».

Психофизиологические

механизмы кодирования

и декодирования

информации в нейронных

сетях.

1

6

8

14

4

Психофизиология

восприятия.

1




8

14

5

Психофизиология

внимания.

1




8

14

6

Психофизиология

памяти и научения.

1

6

8

14

7

Психофизиология

эмоций.

1




8

14

8

Психофизиология

стресса.

1

6

8

14

9

Психофизиология

мышления и

интеллекта.

1




8

14

10

Психофизиология

Сознания

1

6







11

Психофизиология речи и мышления

1










12

Возрастная психофизиология

(психофизиология развития и старения)

1










13

Клиническая

психофизиология

1










14

Бодрствование и сон

1

6







Итого

15

36

72

126
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление...
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология»
Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление...
Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconПсихология общения (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconОбщая психология (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа этнопсихология направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск