НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Направление подготовки − 030300 «Психология»
Квалификация выпускника — бакалавр
Санкт-Петербург
2012
Психофизиология / авт.-сост. Н. И. Шелковникова. — СПб.: ИВЭСЭП, 2012. — 18 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,
протокол № 1 от 30 августа 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,
протокол № 2 от 24 октября 2012 г.
Автор-составитель
кандидат психологических наук, доцент
Шелковникова Н. И.
Рецензент
кандидат психологических наук, профессор
Коваленко М. И.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель — введение студентов в круг проблем, касающихся естественнонаучных основ психологии; понимания и системного изучения процессов, протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно–генетическом уровнях.
Задачи:
— научить студентов использовать данные естествознания для решения задач фундаментальной и прикладной психологии;
— сформировать осознание тесной диалектической связи психических процессов и мозга, неразрывного единства структуры и функций. 2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Психофизиология» относится к профессиональной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла часть учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Курс психофизиологии базируется на знаниях, усвоенных во время изучения курсов «Анатомия центральной нервной системы» и «Нейрофизиология»,
Для успешного изучения психофизиологии студенты должны иметь достаточно полное представление об анатомии ЦНС, а также о нейрофизиологических механизмах сложных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциях, мотивации и основах речи; знать закономерности функционирования организма как единого целого, структуру нервной системы, ее филогенез и онтогенез, условно-рефлекторные основы процессов обучения и воспитания, уметь использовать знания морфофункциональных особенностей нейрофизиологических механизмов, нервных процессов и ВНД при организации учебно-воспитательной работы и для решения практических задач.
Материалы курса «Психофизиология» содержательно предваряют изучение основ патопсихологии и нейропсихологии и образуют основу для интеграции знаний студентов по психологическим дисциплинам со знаниями в области естествознания. 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
— использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
— выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
— прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
— реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: методы современной психофизиологии и способы их применения в психологических исследованиях, основные подходы к решению проблем взаимоотношения между психикой и мозгом, достижения современных нейронаук в области изучения нейробиологических основ конкретных психических процессов и состояний (восприятия, памяти и научения, внимания, мышления и др.).
Уметь: оперировать данными нейробиологии, сопоставлять их с психологическими явлениями.
Владеть: методами и аппаратными методиками психофизиологической диагностики основных психических процессов и состояний. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
В 4-м семестре
| Аудиторные занятия (всего)
| 45
| В том числе:
| -
| Лекции
| 15
| Практические занятия (ПЗ)
|
| Семинары (С)
| 30
| Лабораторные работы (ЛР)
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 45
| В том числе:
| -
| Курсовой проект (работа)
|
| Расчетно-графические работы
|
| Реферат
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 45
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 90
| 2,5
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Темы
| Содержание
|
1
| Место психофизиологии в
системе наук о человеке.
Предмет, задачи и
стратегии исследования
| История развития психофизиологии. Физиологическая психология и психологическая физиология, психобиология. Психофизиология и нейронауки. Методологические аспекты исследования взаимоотношений между мозгом и психикой. Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению. Современное состояние проблемы мозговой локализации высших психических функций. Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии: «классическая психофизиология», «Человек-Нейрон-Модель» (векторная психофизиология), «системная психофизиология». Основные направления фундаментальной психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации, психофизиология восприятия, психофизиология внимания, психофизиология памяти и научения, психофизиология движений, психофизиология мышления и речи, психофизиология сна и бодрствования, психофизиология эмоций и стресса, дифференциальная психофизиология, психофизиология сознания, возрастная психофизиология. Прикладная психофизиология: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, психофизиологическая диагностика и компенсация когнитивных нарушений, детекция скрываемых знаний, биологическая обратная связь и нейротренинг.
|
2
| Методы
психофизиологического
исследования
| Пневмография, плетизмография, электродермография, электроокулография, электромиография, электрокардиография. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и магнитоэнцефалограмма (МЭГ). Способы анализа ЭЭГ и МЭГ. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием. Компьютерное картирование мозга. Расчет локализации эквивалентного диполя. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов. Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека: рентгеновская компьютерная томография, структурная и функциональная магнитно-резонансная томография (сМРТ и фМРТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ).
|
3
| «Языки мозга».
Психофизиологические
механизмы кодирования
и декодирования
информации в нейронных
сетях
| Рецепторы, нейроны-детекторы, модуляторные нейроны, командные нейроны, мотонейроны, мышечные единицы. Электрические и химические сигналы. Способы кодирования информации в нейронных сетях (паттерн разряда, детекторный и ансамблевые принципы). Векторное кодирование информации. Межсенсорное взаимодействие. Взаимодействие сенсорных, когнитивных и исполнительных систем мозга в целенаправленном поведении. Координация движений руки, головы и глаз.
|
4
| Психофизиология
восприятия
| Генетические факторы и внешняя среда в формировании свойств сенсорных нейронов. Врожденное и приобретенное в механизмах перцептивных процессов. Роль неспецифических активирующих влияний в формировании детекторов. Сложные формы восприятия. Гностическая единица. Нейроны, избирательно реагирующие на лица и эмоциональные выражения лица, на жесты. Формирование гностических единиц. Роль сигнала новизны в формировании гностических единиц. Механизмы формирования восприятия «целостных образов» (проблема формирования гештальта). Детекторная теория восприятия. Интерпретация и категоризация в процессах восприятия. «Перцептивная гипотеза».
| 5.
| Психофизиология
внимания
| Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания. «Нервная модель стимула». Нейроны «новизны» и «тождества» в гиппокампе. Корреляты предвнимания и непроизвольного внимания в вызванных потенциалах (ВП). Негативность рассогласования. Условный ориентировочный рефлекс и произвольное внимание. Отражение произвольного внимания в компонентах ВП. Избирательность неспецифической активации мозга. Стволово-таламо-кортикальная система и ее модулирующие влияния на кору. Роль специфических и неспецифических нейронов таламуса в активации коры. Базальная холинергическая система переднего мозга. Стриопаллидарная система. Гамма-ритм и внимание. Системы «верхнего» и «нижнего» внимания. Методы локального мозгового кровотока, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной магнитно-резонансной томографии в изучении мозговых механизмов внимания.
| 6
| Психофизиология
памяти и научения
| Кратковременная и долговременная память. Формы кратковременной памяти. Процедурная и декларативная память. Рабочая (оперативная) память. Формы процедурной памяти: условный рефлекс и навыки. Взаимная корреляция разрядов нейронов, вовлеченных в ассоциативный процесс. Колончатая организация нейронов ассоциативной долговременной памяти. Мозжечок и процедурная память. Роль гиппокампа в формировании ассоциаций. Гиппокамп как система, разделяющая новые и привычные стимулы. Нервная модель стимула как система модифицированных синапсов нейронов гиппокампа. Синаптические механизмы научения. Пластичный «синапс Хебба». Пластичные перестройки идентифицированного синапса между сенсорными и командными нейронами. Клеточные механизмы ассоциативногонаучения. Ионные механизмы пластичности. Роль активирующей системы мозга в пластических изменениях синапсов. Роль медиальных частей височных долей в декларативной памяти. Эмоциональная память. Функция лобных отделов коры в эмоциональных реакциях. Роль миндалины в механизмах эмоциональной памяти. Биохимические основы долговременной и кратковременной эмоциональной памяти. Условный «рефлекс страха». Роль префронтальной коры в рабочей памяти. Эстафетная передача возбуждения в нейронах префронтальной коры. Модуляция нейронов рабочей памяти дофаминергической системой. Экспрессия ранних и поздних генов. Транскрипция и трансляция генетической информации. Явление обратной транскрипции. Возрастание функциональной активности генома при обучении.
|
7
| Психофизиология
эмоций
| Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций. Выражение эмоций у животных и человека. Лицевая экспрессия. Пластика и голос как средства невербального, эмоционального общения. Корреляция активности лицевых мышц и эмоций. Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии. Межполушарная асимметрия и эмоции. Нейроанатомия эмоций. Центры положительных и отрицательных эмоций. Самораздражение. Лимбическая система. Роль миндалины, гипоталамуса в эмоциональных реакциях. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмиттеров и пептидов.
| 8
| Психофизиология
стресса
| Стресс как система адаптивных реакций организма. Физиологический и психологический стрессы. Общий адаптационный синдром. Посттравматический стрессовый синдром. Синдром хронической усталости. «Эмоциональное выгорание». Центральные механизмы стресса. Межполушарная асимметрия и стресс. Гормональные механизмы стресса. Физиологические факторы индивидуальной стрессоустойчивости. Отрицательные последствия стресса для организма, «болезни стресса». Психофизиологическая диагностика и профилактика стрессовых расстройств.
|
9
| Психофизиология
мышления и
интеллекта
| Проблема определения интеллекта в психологии. Символьное отображение стимула. - Категоризация стимулов. Коммуникативная функция знаковых систем. Формирование семантических единиц на базе долговременной памяти. Внутренняя речь. Мышление как внешне не выраженные операции со следами памяти. Вербальный и невербальный интеллект. Фокусы мозговой активности и мышление. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности. Психофизиологические корреляты интеллекта, мыслительных операций и способностей. Механизмы творческой деятельности. Мозг и талант. Половые различия и интеллектуальные функции.
| 10
| Психофизиология
Сознания
| Проблема определения феномена сознания. Экспериментальные подходы к исследованию механизмов сознания и бессознательного. «Осознаваемое» и «неосознаваемое» в деятельности мозга. Измененные состояния сознания. Межполушарная асимметрия и сознание. Сознание и расщепленный мозг. Речь и сознание. Нейробиологические теории сознания.
| 11
| Психофизиология речи и мышления
| Речь. Психофизиологическая характеристика сенсорной, экспрессивной и внутренней речи. Структуры мозга, обеспечивающие речь (центры Брока, Вернике, зрительные, слуховые и соматосенсорные поля). Развитие речи (второй сигнальной системы), функции речи. Принципиальная схема физиологических механизмов речи. Виды нарушения речи (афазия Брока, Вернике, агнозия, аграфия, алексия, амнезия). Язык жестов.
| 12
| Возрастная психофизиология
(психофизиология развития и старения)
| Механизмы развития и старения. Общие сведения об онтогенезе мозга и его изменчивости. Пренатальный период в развитии мозга: «перинатальная психофизиология». Прижизненныйнейрогенез и пластичность мозга. Сенситивные периоды в развитии высших психических функций. Депривация и развитие. Психофизиология старения: стареющий мозг. Старение и стресс. «Клетки-самоубийцы»: апоптоз. Способности мозга к восстановлению своих функций. Химерный мозг и поведение. Понятие «резервных нейронов».
| 13
| Клиническая
психофизиология
| Важнейшие психические расстройства (тревожные и депрессивные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения) и мозг: нейрогенетика и биохимия психических заболеваний. Механизмы формирования аддиктивного поведения. Болезни Альцгеймера и Паркинсона: мозговые механизмы, подходы к профилактике и лечению.
|
14
| Бодрствование и сон
| Бодрствование. Признаки и уровни бодрствования. Активационная система мозга, её роль в механизмах бодрствования и сна. Сон, определение понятия. Признаки (критерии) сна. Виды, периоды, фазы и нейрофизиологические механизмы (теории) сна. Сновидения (психофизиологическая характеристика). Физиологические механизмы сновидений. Физиологическое значение сновидений.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 1.
| Основы патопсихологии
| +
|
| +
| +
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 4.
| Основы нейропсихологии
| +
|
| +
|
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Темы
| Лекции
| Семинарские занятия
| Самостоятельная работа студентов
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Место психофизиологии в
системе наук о человеке.
Предмет, задачи и
стратегии исследования
| 1
|
| 8
| 14
| 2
| Методы
психофизиологического
исследования.
| 2
|
| 8
| 14
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 3
| «Языки мозга».
Психофизиологические
механизмы кодирования
и декодирования
информации в нейронных
сетях.
| 1
| 6
| 8
| 14
| 4
| Психофизиология
восприятия.
| 1
|
| 8
| 14
| 5
| Психофизиология
внимания.
| 1
|
| 8
| 14
| 6
| Психофизиология
памяти и научения.
| 1
| 6
| 8
| 14
| 7
| Психофизиология
эмоций.
| 1
|
| 8
| 14
| 8
| Психофизиология
стресса.
| 1
| 6
| 8
| 14
| 9
| Психофизиология
мышления и
интеллекта.
| 1
|
| 8
| 14
| 10
| Психофизиология
Сознания
| 1
| 6
|
|
| 11
| Психофизиология речи и мышления
| 1
|
|
|
| 12
| Возрастная психофизиология
(психофизиология развития и старения)
| 1
|
|
|
| 13
| Клиническая
психофизиология
| 1
|
|
|
| 14
| Бодрствование и сон
| 1
| 6
|
|
| Итого
| 15
| 36
| 72
| 126
| |