Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний





Скачать 97.13 Kb.
НазваниеРеферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний
Дата публикации28.01.2015
Размер97.13 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат


Вятский Государственный Гуманитарный Университет

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ:
ГНЕВ




Выполнила:

студентка II курса
факультета психологии
Беринцева Анастасия

Киров

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ВСТУПЛЕНИЕ 3


Понятие об эмоциональных состояниях

II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ГНЕВА


  1. Гнев как эмоциональное состояние и причины его активации 3

  2. Физиологические механизмы и субъективные переживания
    гнева и агрессии 6

  3. Внешние проявления 10

  4. Гнев и его регуляция 11

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13


Значение гнева как одной из фундаментальных эмоций

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14


Эмоции – неотъемлемая часть внутренней жизни человека. С точки зрения науки, это понятие определяется как вид психического отражения в форме непосредственных субъективных переживаний, выражающих отношение человека к объектам окружающего мира и к себе самому. Эмоции отражают личную значимость происходящего вокруг и являются связующим звеном между действительностью и потребностями индивида, указывая на удовлетворение, либо неудовлетворение его нужд. В соответствии с чем базовые эмоции принято разделять на положительные и отрицательные.

Кроме того, эмоции тесно связаны с волевой сферой личности и мотивацией.

Кроме базовых, собственно эмоций, к классу эмоций относят настроение, аффекты, высшие чувства и пр. Переживания основных эмоций и их экспрессия носят врожденный характер; способность к пониманию эмоций других существ также генотипически обусловлена. Человек, как социальный объект, может приобретать навыки эмоционального выражения в результате обучения и воспитания.

Одним из наиболее сильных фундаментальных эмоциональных состояний является гнев.

Гнев – острый эмоциональный ответ на препятствия в достижении цели. Он имеет отрицательную окраску и указывает на несоответствие возможностей желаниям и потребностям индивида. Обычно гнев направлен на определенный объект, вызывающий у человека негативное отношение, в том числе и на себя самого. Развиваясь до состояния ярости, эмоция способна выплескиваться и на другие предметы, других людей.

Гнев классифицируют как стеническую эмоцию, побуждающую к активной деятельности. Чаще она носит агрессивный характер, направленный на нанесение вреда другим или самосохранение.

Подверженность данному состоянию может быть обусловлена биологически и, в свою очередь, способна сформировать соответствующие черты характера. Степень проявления эмоции зависит от многих факторов: возраста, пола, состояния здоровья, темперамента и т.д.

Причины гнева

К источникам гнева можно отнести:

1. Чувство физического или психологического препятствия в достижении целей – частая, но не универсальная причина. Т.е. гнев может возникнуть тогда, когда существует невозможность удовлетворения своих значимых потребностей и получения желаемого. Преградами к достижению цели служат физические помехи, правила, законы, собственные неспособности и пр. При этом они могут не существовать реально, но осознаваться человеком как существующие, вызывая гнев и агрессию.

2. Ограничение физической и психологической свободы – связано с первой причиной. Исследования Кампоса и Стенберга показали, что ограничение свободы движений рук вызывает у 4-месячных младенцев реакцию гнева, определяемую по мимическим проявлениям. Семимесячные дети обнаруживают не только мимические реакции, но и могут установить источник ограничений и отрицательных эмоций с помощью взгляда. Подростки же реагируют на вербальные ограничения и запреты родителей даже более бурно, чем на физическую несвободу.

3. Третья группа причин включает в себя следующие: личное оскорбление, обман, состояние фрустрации, принуждение к чему-либо и пр.

Таким образом, круг причин активации гнева довольно широк. Тем не менее, не все они вызывают данное отрицательное состояние в силу индивидуальных особенностей (например, типа ВНД) людей.

Физиологические механизмы и субъективные переживания гнева и агрессии

Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента:

1. неврологический компонент: нейронную активность мозга и периферической нервной системы;

2. субъективный компонент: субъективное эмоциональное переживание;

3. выразительный компонент: деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность.

Исследованиями неврологических и физиологических механизмов возникновения различных эмоций занимались многие ученые: Джеймс-Ланге, Кеннон, Бард, Линдсли, Анохин, Бехтерев и т.д. Для выявления локализации центров регуляции эмоций были изучены самые различные участки мозга (в основном глубинные его структуры).

Эксперименты над животными доказали, что раздражение определенных эмоциогенных зон вызывает не только эмоциональные выражения, но и сопровождается эмоциональными специфическими переживаниями. При этом эмоциональное переживание не обязательно соответствует внешним проявлениям. Так, раздражение передних отделов таламуса у кошки вызывает «ложную» ярость, в то время, как стимуляция боковых отделов гипоталамуса приводит к реакциям нападения на сородичей.

Идентичные эмоции гнева и ярости можно получить при раздражении самых различных образований мозга: гипоталамуса, таламуса, миндалины, гиппокампа, поясной извилины. Стимуляция этих же участков способна вызвать и другие состояния. Так, раздражение миндалины способствует не только агрессивным проявлениям, но и реакциям настороженности.

Таким образом, характер реакции зависит от интенсивности и продолжительности действия раздражителя.

Большинство ученых полагают, что за эмоции ответственны участки мозга, объединенные в систему, цепь. Каждый из таких участков имеет конкретное предназначение, вносит что-то свое в проявления конкретной эмоции. Например, разрушение миндалины делает кошку безобидной и пассивной. Но, если дополнительно у этой же кошки разрушить одно из ядер гипоталамуса, она превращается в злобное и яростное животное.

Сильное влияние на формирование эмоций оказывают факторы внешней и внутренней среды, такие как состояние голода, содержание гормонов в крови, наличие «цели» – дополнительного стимула в окружении. Опыты над петухами показали, что при раздражении глубинных структур мозга животное, находящееся в одиночестве, не обнаруживает никаких эмоциональных проявлений; при помещении же в клетку с другими петухами оно ведет себя крайне агрессивно.

Так было и в эксперименте с обезьянами: при стимуляции подкорковых зон мозга вожак агрессивен только в стае, нападает на других обезьян. При этом он не трогает свою подругу, т.е. гнев носит целенаправленный характер, зависящий от прежнего опыта. Это может указывать и на участие коры головного мозга в выражении эмоций.

Таким образом, строго ограниченные центры активации эмоций выделить нельзя. Преобладающую роль в происхождении гнева играют подкорковые образования, прежде всего они находятся в области миндалины, в срединном центре таламуса.

С физиологической стороны гнев характеризуется учащением сердцебиения; дыхание становится тяжелым и быстрым, возможна нехватка воздуха и теснение в груди. Мышцы шеи, рук напрягаются; могут возникнуть спазмы желудка. Наблюдается внезапный жар, покраснение кожи. Кровь «кипит», лицо горит. Это результаты активизации симпатического отдела вегетативной нервной системы и выброса адреналина надпочечниками в кровь.

Согласно теории Томкинса данному состоянию соответствует достаточно высокий и постоянный уровень нейронной активации, что роднит его с переживанием страдания, которое, таким образом, может стать источником гнева.

Человек в состоянии гнева ощущает собственную силу, храбрость и уверенность в себе. Чем сильнее эмоция, тем выше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что взорвется, если не проявит свой гнев.

Переживание гнева сопровождается сильным чувством импульсивности и, соответственно, очень низкими показателями контроля и подавлением страха. Комбинация всех этих переживаний в сочетании с мышечной напряженностью объясняет стремление к двигательной активности, желание напасть на источник неприятных эмоций.

В ситуации гнева проявляется целый комплекс эмоций. Наиболее выраженные: гнев, отвращение и презрение – образуют триаду враждебности.

Наряду с ними возникают следующие переживания: ненависть, неприязнь, злоба, чувство несправедливости, преданности, обида, разочарование, желание отомстить, причинить вред, страдание и пр. Обилие сильных эмоций влечет за собой необдуманные, глупые поступки, зачастую агрессивные, насильственные и опасные для окружающих.

Внешние проявления

Внешние проявления эмоций у человека и животных были подробно рассмотрены Ч. Дарвином. Он отмечает, что у разгневанного человека увеличивается румянец, а глаза становятся блестящими. При врожденном проявлении гнева мышцы лба сдвигаются внутрь, создавая нахмуренный и угрожающий взгляд, фиксированный на объекте гнева. Дыхание учащается, в связи с чем, ноздри расширяются, крылья носа приподнимаются. Это характерный признак разъяренного состояния. Зубы стиснуты, рот сжат либо принимает прямоугольную форму (губы расширяются и оттягиваются назад, создавая оскаленное выражение).

Человек бессознательно принимает позу готовности напасть на объект гнева. Он высоко поднимает голову, сильно выпячивает грудь, твердо опирается ногами о землю. Европейцы обычно сжимают кисти в кулаки.

Стэк наблюдал за людьми во время ссоры и дал их состоянию следующее описание: «Глаза расширены, тело неистово раскачивается взад и вперед, кулаки стиснуты и то отбрасываются назад, то направляются к лицу противника».

Для разъяренного человека характерна уже не только угрожающая поза, но и неистовые агрессивные действия.

Внешние проявления гнева значительно различаются в разных культурах, у разных народов. Дети постепенно научаются сдерживать гнев и маскировать его. Индивидуальные выражения гнева также существенно варьируют, но врожденные, естественные компоненты проявления можно распознать практически всегда.

Гнев и его регуляция

Гнев как сильная отрицательная и порой социально опасная эмоция требует сдерживания.

Следует отметить, что тотальное подавление гнева не безопаснее «выплескивания» своих эмоций. Его последствия сказываются не только на психическом состоянии индивида, но и на соматическом. Постоянное подавление гнева, как и его частое проявление, может послужить причиной для многих заболеваний различных систем организма: ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, болезни Рейно, гипертонии и т.д.

Таким образом, проявления гнева требуют регуляции, а энергия должна быть направлена в другое русло. Для этого используются различные способы:

1. Вербализация – предполагает перевод эмоций в приемлемые слова и выражения, с помощью которых можно высказать объекту гнева свои переживания. Сюда же относится техника «безответное письмо».

2. Физические упражнения, например, зарядка, занятия в тренажерном зале.

3. Дыхательные упражнения – различные техники изменения глубины и частоты дыхания, чередования вдохов, выдохов и пауз, а также способов дыхания: через рот или нос, брюшной или грудной тип дыхания.

Дыхательные упражнения сочетают с техниками расслабления мышц и самовнушением (аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация и др. способы).

Физиологической основой этих методов является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга; расслабляя мышцы, можно ослабить ее тонизирующее влияние. Психологическая основа – переключение и бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

4. Регуляция воздействием извне: действие музыки, цветов, запахов и т.д.

5. Сознательное, волевое установление контроля над эмоцией и переключение на другую деятельность, события, воспоминания, вызывающие позитивные эмоции.

Многие психологи советуют при переживании отрицательных эмоций изображать на лице улыбку и активизировать чувство юмора. Это способствует нормализации работы сердца и переоценке ситуации.

Применение различных методов саморегуляции с учетом индивидуальных особенностей человека позволяет предотвратить негативные последствия проявлений гнева.

Гнев и его значение

Общеизвестно, что эмоция гнева возникла эволюционно. Возможность переживания этого состояния роднит человека с животными. Многие ученые считают проявление гнева помехой в развитии общества; поступки в состоянии гнева караются юридически и этически. Тем не менее, сохранение данной эмоции в жизни человека имеет свои основания.

Состояние гнева можно рассматривать как часть защитного поведения. Сильная эмоция способствует мобилизации энергии индивида для физической и вербальной самообороны, для психологического сопротивления.

Умеренный гнев – источник психологической силы, стойкости и веры в себя. Это состояние толкает человека на решение почти невыполнимых задач, преодоление трудностей (будь то победа в спортивном соревновании, участие в военных действиях или спасение собственной жизни).

По своей природе гнев – разрушительная сила, и сопровождается отрицательными переживаниями. Поэтому для жизни в согласии с обществом и самим собой способы выражения этой эмоции должны быть ограничены и социально приемлемы.

Список использованных источников

  1. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб.: Питер, 2001.

  2. К.Е. Изард. Эмоции человека: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1980

  3. В.Т. Бахур. Эмоции: плюсы и минусы. – М.: «Знание», 1975

  4. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001

  5. Н.Н. Данилова. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  6. Р.С. Немов. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  7. Материалы Интернет:

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychophysiology/4.html#4.3

http://koi.psycho.ru/biblio/managment/yourself/ и др.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconМ. В. Плотникова Психофизиология
Плотникова М. В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconШифр специальности: 19. 00. 02 Психофизиология Формула специальности...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список...
Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психофизиология профессиональной...
Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013– 32 с
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconРабочая программа дисциплины возрастная физиология и психофизиология направление

Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconПсихофизиология пограничная область психологии, изучающая роль всей...
Психофизиология пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний icon19. 00. 02. – «психофизиология»
...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconРабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconМетодические указания для ее выполнения по дисциплине «возрастная физиология и психофизиология»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «Психофизиология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03030062 «Психология» на...
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconПрограмма дисциплины социальная психофизиология и антропология ...
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconУчебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых...
Рассмотрено на заседании кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности мая 2011г., протокол №
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний iconТ. М. Чурилова, Леденева Ю. Е., Топчий М. В. Дифференциальная и возрастная...
Александр Пятигорский. Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии. Рижский Философский Симпозиум. Liepnieks...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск