Скачать 476.96 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности М.В. Плотникова Психофизиология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения направления 030300.62 "Психология" Тюменский государственный университет 2011 Плотникова М.В. Психофизиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300.62 "Психология" очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 20 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Психофизиология» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психофизиология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011 © Плотникова М.В., 2011 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); нейронных механизмах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций, мышления, речи; о методах психофизиологического исследования. Студенты должны получить представление также о дифференциальной психофизиологии, которая изучает зависимость психологических особенностей человека от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.). Для понимания формирования психики в онтогенезе необходимо сформировать у студентов представление о биологических закономерностях и критериях созревания. В курсе рассматриваются принципы переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология; психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). В связи с достижениями последних десятилетий психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «Психофизиология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3) и является дисциплиной по выбору. Дисциплина осваивается в 5-ом семестре. Для успешного освоения дисциплины студентам необходимы знания из школьного курсов Анатомия ифизиология ЦНС, Нейрофизиология, Физиология ВНД и сенсорных систем, а также общей психологии. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для таких курсов как Нейронные механизмы психики, Психогенетика, Психиатрия, Неврология и дефектология; а также для таких дисциплин, как Общая психология, Психодиагностика, Зоопсихология и сравнительная психология, Психология развития и возрастная психология, Введение в клиническую психологию, Дифференциальная психология. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); профессиональными компетенциями (ПК): применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16); использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18). Таблица 1. Карта компетенций дисциплины Психофизиология
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
основные методы изучения строения и функций нервной системы, физиологические механизмы психических процессов.
Применять полученные знания при изучении функционирования психики в норме и патологии.
навыками работы с рисунками, муляжами, планшетами и таблицами методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, владеть основными методами и приемами исследования функций нервной системы. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 5. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них 18 лекционных, 18 практических и семинарских, 36 самостоятельной работы. Для заочной формы обучения 4 лекционных, 4 практических и семинарских, 64 самостоятельной работы. 3. Тематический план. Таблица 2. |