Скачать 450.24 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра медико-биологических дисциплин ибезопасности жизнедеятельностиТ. А. Глухих ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки «Логопедия» Тюменский государственный университет 2011 Глухих Т. А. Основы нейропсихологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки «Логопедия». Тюмень, 2011, 16 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы нейропсихологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Глухих Т. А., 2011. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Основы нейропсихологии» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов эта дисциплина изучается на первой ступени высшего образования с возможностью более углубленного изучения в магистратуре. Программа основана на достижениях классической и современной науки, практической деятельности в области нейропсихологии и отвечает требованиям профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров по специальной (коррекционной) педагогике и психологии в части медико-биологического обоснования дефектологических дисциплин. Учебная дисциплина «Основы нейропсихологии» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин во ФГОС 2010 г. (3-е поколение ГОС) по направлению Специальное (дефектологическое) образование и включена в учебный план в качестве первой части курса «Основы нейропсихологии, нейрофизиологии и ВНД» в объеме половины отведенных учебных часов на весь предмет. Предметом дисциплины «Основы нейропсихологии» являются изучение мозговых механизмов психической деятельности, совокупность зон мозга в коре больших полушарий, связь между нарушением работы зон мозга и нарушением психической деятельности. В учебной дисциплине «Основы нейропсихологии» рассматриваются современные и классические представления о мозговой организации психических функций, локализации высших психических функций, роль отдельных структурно – функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов психической деятельности.
Цель дисциплины: Формирование у студентов представления о мозговой организации психических процессов, их уровневой организации, структуре, связи с определенными системами головного мозга и различных нарушениях при локальных поражениях мозга. Задачи дисциплины: - ознакомить студентов с теоретическими основами нейропсихологии, важнейшими понятиями, терминологическим аппаратом, методами нейропсихологического исследования; - дать конкретные сведения о формах нарушений высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и т. д.) при локальных поражениях мозга; - рассмотреть представление об основных положениях, определяющих факторный анализ нарушений высших психических функций, о нейропсихологических синдромах, возникающих при поражении коры и подкорковых структур мозга. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «Основы нейропсихологии» относится к базовой части профессионального цикла Б. 3. Требования к знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин обусловлены тем, что дисциплина изучается в 3 семестре, поэтому опирается на общекультурные и общеобразовательные компетенции других медико-биологических дисциплин, таких, как «Возрастная анатомия и физиология» с малым лабораторным практикумом, «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Студенты должны иметь представление о высших психических функциях, обладать способностью к письменной и устной коммуникации, умением грамотно излагать мысли, иметь достаточный словарный запас и умение им пользоваться. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: - способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно - ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12). Требования к уровню усвоения дисциплиныВ соответствии с ФГОС ВПО в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Дисциплина «Основы нейропсихологии» изучается на 2 курсе в течение 3 семестра. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. 3. Тематический план изучения дисциплины. Таблица 1. Тематический план
*- если предусмотрены учебным планом ООП. Примечание: Количество часов в столбцах 4-7 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 9 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента. Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Примечание: общее количество баллов выставляется с учетом баллов, поученных за аудиторную работу на лекциях практических занятиях. 4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Таблица 4. Междисциплинарные связи дисциплины «Основы нейропсихологии»
5. Содержание дисциплины. Модуль 1. Тема 1. Функциональная организация мозга и психическая деятельность Предмет, задачи и основные направления в нейропсихологии. Связь нейропсихологии с общей психологией. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Теория динамической локализации высших психических функций. Методы клинических нейропсихологичесих исследований А.Р.Лурия. |