Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии»





Скачать 450.24 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии»
страница1/3
Дата публикации30.10.2014
Размер450.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра медико-биологических дисциплин и

безопасности жизнедеятельности



Т. А. Глухих
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 050700.62

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

Тюменский государственный университет

2011

Глухих Т. А. Основы нейропсихологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки «Логопедия». Тюмень, 2011, 16 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы нейропсихологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Глухих Т. А., 2011.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Основы нейропсихологии» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов эта дисциплина изучается на первой ступени высшего образования с возможностью более углубленного изучения в магистратуре.

Программа основана на достижениях классической и современной науки, практической деятельности в области нейропсихологии и отвечает требованиям профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров по специальной (коррекционной) педагогике и психологии в части медико-биологического обоснования дефектологических дисциплин.

Учебная дисциплина «Основы нейропсихологии» является одной из базовых общепрофессиональных дисциплин во ФГОС 2010 г. (3-е поколение ГОС) по направлению Специальное (дефектологическое) образование и включена в учебный план в качестве первой части курса «Основы нейропсихологии, нейрофизиологии и ВНД» в объеме половины отведенных учебных часов на весь предмет.

Предметом дисциплины «Основы нейропсихологии» являются изучение мозговых механизмов психической деятельности, совокупность зон мозга в коре больших полушарий, связь между нарушением работы зон мозга и нарушением психической деятельности. В учебной дисциплине «Основы нейропсихологии» рассматриваются современные и классические представления о мозговой организации психических функций, локализации высших психических функций, роль отдельных структурно – функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов психической деятельности.


    1. Цель и задачи дисциплины.

Цель дисциплины: Формирование у студентов представления о мозговой организации психических процессов, их уровневой организации, структуре, связи с определенными системами головного мозга и различных нарушениях при локальных поражениях мозга.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с теоретическими основами нейропсихологии, важнейшими понятиями, терминологическим аппаратом, методами нейропсихологического исследования;

- дать конкретные сведения о формах нарушений высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и т. д.) при локальных поражениях мозга;

- рассмотреть представление об основных положениях, определяющих факторный анализ нарушений высших психических функций, о нейропсихологических синдромах, возникающих при поражении коры и подкорковых структур мозга.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Основы нейропсихологии» относится к базовой части профессионального цикла Б. 3.

Требования к знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин обусловлены тем, что дисциплина изучается в 3 семестре, поэтому опирается на общекультурные и общеобразовательные компетенции других медико-биологических дисциплин, таких, как «Возрастная анатомия и физиология» с малым лабораторным практикумом, «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности». Студенты должны иметь представление о высших психических функциях, обладать способностью к письменной и устной коммуникации, умением грамотно излагать мысли, иметь достаточный словарный запас и умение им пользоваться.
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно - ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

Требования к уровню усвоения дисциплины


В соответствии с ФГОС ВПО в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • функциональную организацию мозга и высшие психические функции;

  • формы нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга;

  • основные виды нарушения речи с точки зрения структуры дефекта и его мозговых механизмов;

  • уметь:

  • проводить анализ основных видов нарушения речи у детей и взрослых с точки зрения структуры дефекта и его мозговых механизмов;

  • пользоваться нейропсихологическими методиками, предназначенными для диагностики нарушений высшей нервной деятельности:

  • применять полученные знания по основам нейропсихологии в коррекционно- восстановительной работе детей с нарушениями высших психических функций.

  • владеть:

  • методами выявления основных видов нарушения речи у детей и взрослых с точки зрения структуры дефекта и его мозговых механизмов.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Дисциплина «Основы нейропсихологии» изучается на 2 курсе в течение 3 семестра.

Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
3. Тематический план изучения дисциплины.

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в час.

Итого часов по теме

Итого количес-тво баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятель-ная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

























1.

Функциональная организация мозга и психическая деятельность

1

2

2




5




9

0- 10

2.

Три основных функциональных блока мозга

2

2

2




4

2

8

0-10

3.

Мозговая организация зрительного восприятия, оптико – гностические функции

3

2

2




3

2

7

0- 10




Всего




6

6




12

4

24

0-30




Модуль 2

























4.

Организация слухового восприятия

4

2

2




4

2

8

0-10

5.

Акустико – гностические функции слуха, речевая память

5

2

2




5

2

9

0-10

6.

Организация движений

6

2

2




3

1

7

0-10




Всего




6

6




12

5

24

0-30




Модуль 3

























7.

Регуляция психической деятельности


7

2

2




3




7

0-15

8.

Психические процессы и их мозговая организация


8

2

2




4

2

8

0-10

9.

Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

9

2

2




5

1

9

0-15




Всего




6

6




12

3

24

0-40




Итого (часов, баллов):




18

18




36




72

0-100




из них в интерактивной форме




2

6




4

12







*- если предусмотрены учебным планом ООП.

Примечание: Количество часов в столбцах 4-7 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 9 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента.

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информаци-онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

практическая работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронный практикум

другие формы

Модуль 1

1.




0-2










0-2
















0-6

0- 10

2.




0-2




0-4






















0-4

0-10

3.










0-4




0-2










0-4







0-10

Всего





































0-30

Модуль 2

4.




0-2




0-4
















0-4







0- 10

5.













0-4

0-2







0-2

0-2







0-10

6.

0-4







0-2




0-2







0-2










0-10

Всего





































0-30

Модуль 3

7.




0-3







0-6

0-3










0-3







0-15

8.

0-4







0-4













0-1

0-1







0-10

9.

0-4







0-2




0-2

0-6







0-1







0-15

Всего





































0-40

Итого





































0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Функциональная организация мозга и психическая деятельность

Исследование проблемы

Усвоение основных понятий науки

1

5

0-2

1.2

Три основных функциональных блока мозга

Исследование проблемы

Подготовка к лабораторному занятию

2

4

0-4

1.3

Мозговая организация зрительного восприятия, оптико – гностические функции

Исследование проблемы

Подготовка к лабораторному занятию

3

3

0-5




Всего по модулю 1:

12

0-11

Модуль 2
















2.1

Организация слухового восприятия

Исследование проблемы

Подготовка к лабораторному занятию

4

4

0-4

2.2

Акустико – гностические функции слуха, речевая память

Исследование проблемы

Подготовка к лабораторному занятию

5

5

0-4

2.3

Организация движений

Исследование проблемы

Подготовка к лабораторному занятию

6

3

0-6




Всего по модулю 2:

12

0-14

Модуль 3
















3.1

Регуляция психической деятельности


Исследование проблемы

Подготовка к лабораторному занятию

7

3

0-4

3.2

Психические процессы и их мозговая организация


Исследование проб лемы

Подготовка к лабораторному занятию

8

4

0-8

3.3

Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

Исследование проблемы

Поготовка к коллоквиуму

9

5

0-20




Всего по модулю 3:

12

0-32




ИТОГО:

36

0-57

Примечание: общее количество баллов выставляется с учетом баллов, поученных за аудиторную работу на лекциях практических занятиях.

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4.

Междисциплинарные связи дисциплины «Основы нейропсихологии»

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Специальная педагогика













+

+

+

+

+

2.

Невропатология




+

+

+

+

+







+

3.

Психопатология



















+

+

+

4.

Клиника интеллект. нарушений




+
















+

+

5.

Специальная психология



















+

+

+

6.

Патопсихология






















+

+

7.

Психолого-педагогическая диагностика диагностика детей с нарушением в развитии







+




+




+

+

+

9.

Предупреждение речевых нарушений










+

+

+

+

+

+

10.

Неврологические основы логопедии

+

+

+

+

+







+

+

11.

Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста







+

+

+

+

+

+

+

5. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

Тема 1. Функциональная организация мозга и психическая деятельность

Предмет, задачи и основные направления в нейропсихологии. Связь нейропсихологии с общей психологией. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Теория динамической локализации высших психических функций. Методы клинических нейропсихологичесих исследований А.Р.Лурия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Малышева Е. Н. Моделирование 3D объектов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02. 03. 01 Математика...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 080100. 62
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 080100. 62
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 080100. 62
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы нейропсихологии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск