Скачать 0.7 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра медико-биологических дисциплин ибезопасности жизнедеятельностиТ. В. Сазанова ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки «Начальное образование» Тюменский государственный университет 2011 Сазанова Т. В. Естествознание. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Профиль подготовки «Начальное образование». Тюмень, 2011, 23 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Естествознание» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля и итогового контроля знаний. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Естествознание [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2011. © Сазанова Т. В., 2011. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа предназначена для студентов ТюмГУ и разработана в соответствии с ФГОС, учебным планом института и с учетом компетентностного подхода дисциплины «Естествознание» для студентов высшего профессионального образования. При двухуровневой системе подготовки специалистов программа по «Естествознанию» изучается на первой ступени высшего образования (бакалавриата) с возможностью более углубленного изучения данной учебной дисциплине в магистратуре. Программа базируется на современных сведениях и достижениях естественных и гуманитарных наук и призвана сформировать у будущих специалистов комплексные знания в области естествознания. В настоящее время в начальной школе используется несколько государственных систем обучения, в каждой из них предлагаются авторские учебные программы по предметам «Окружающий мир» или «Естествознание». Одной из важнейших задач вузовского образования является подготовка будущего учителя к работе по любой из них. Программа по «Естествознанию» отвечает требованиям профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для различных сфер педагогической деятельности. Учебная дисциплина «Естествознание» является общеобразовательной профессиональной дисциплиной в ФГОС 3-го поколения, 2010 г. педагогических специальностей и направлений высшего профессионального образования по профилю «Начальное образование» и включается в учебные планы в качестве самостоятельного курса в объеме учебных часов. Содержание дисциплины состоит из 2-х частей. В первой – «Общее землеведение» – изучаются преимущественно явления неживой природы. Вторая часть – «Биология» предусматривает изучение жизни как формы существования материи во всех ее проявлениях. Предметом дисциплины «Естествознание» является совокупность знаний о Земле, ее геологических и экологических оболочках, природных процессах и явлениях происходящих в них. Естествознание включает изучение базовых понятий картографии, геологии, тектоники, астрономические сведения о Солнечной системе, основные знания о биосфере, гипотезы о происхождении Земли и эволюционном развитии органического мира, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, охране и рациональном использовании ресурсов. 1.1. Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины: сформировать у студентов уровень естественнонаучных знаний, необходимый для преподавания курса «Окружающий мир» (по некоторым программам «Естествознание») в начальной школе в соответствии с современными требованиями. Задачи дисциплины: - показать единство, целостность и системность окружающего мира; - раскрыть взаимосвязи между живой и неживой природой, разнообразие и приспособленность живого мира к условиям Земли; - научить работать с приборами и оборудованием, используемыми в начальной школе для наблюдений за явлениями природы; - подготовить будущего педагога для работы по воспитанию у учащихся бережного отношения к природе. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «Естествознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.), модуль Теоретические основы и технологии начального математического и естественнонаучного образования (2.04.). Дисциплина осваивается в 6-ом семестре. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин обусловлены тем, что дисциплина изучается в 6 семестре, поэтому опирается на компетенции предшествующих предметов общеобразовательного и естественнонаучного цикла таких как «Естественнонаучная картина мира», «Основы воспитания», «Основы дидактики», «Безопасность жизнедеятельности» и другие, в которых студент приобретает умения: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен логически верно излагать устную и письменную речь; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Знания, полученные на предмете «Естествознание» необходимы для освоения таких предметов как «Основы экологии», «Обществознание», «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»», «Педагогические практики (преподавание в начальной школе, системах дополнительного образования и др.)». 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способеностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4). Требования к уровню усвоения дисциплины В соответствии с ФГОС ВПО в результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- о современном уровне, теории и методологии естественнонаучных знаний; - о единстве, целостности и системности окружающего мира, взаимосвязях между живой и неживой природой, об эволюционном развитии, разнообразии и приспособленности живого мира к условиям Земли; - о проблемах взаимодействия человека с окружающей средой, охране и рациональном использовании природных ресурсов; - о правилах работы с приборами и оборудованием, используемыми в образовательном процессе для наблюдений за явлениями природы.
- методологические и научные основы дисциплины «Естествознание»; - предмет, задачи и значение дисциплины, ее место в образовательной системе; - основные биологические понятия; - роль живого вещества в биосфере; - закономерности эволюционного развития растительного и животного мира; - взаимоотношения организма и среды, взаимосвязи растений и животных в естественных сообществах; - принципы классификации растений и животных; - особенности анатомии, морфологии, физиологии групп растений и животных; - основные экологические группы растительных и животных организмов; - основные фитоценозы и зооценозы различных биогеоценозов; - принципы охраны природы; - особенности природы своего края; - правила техники безопасности в учебном процессе (экскурсии, лабораторные и демонстрационные опыты, работа с микроскопом и другими моделями).
- работать с коллекциями животных, растений, другими наглядными пособиями; - организовать и провести экскурсии в природу, в музей с младшими школьниками; - проводить наблюдения за явлениями природы, живыми организмами; - изучать и описывать конкретные объекты природы, оформлять результаты наблюдений и практических работ; - владеть навыками работы с научной, учебной, научно-популярной литературой; - выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на среду; - использовать знания по естествознанию для формирования у младших школьников бережного отношения к природе и основ экологически безопасного поведения; - грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе. 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 6-й. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы - 108 часов. Контрольная работа. 3. Тематический план изучения дисциплины. Таблица 1. Тематический план
|