«Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 319.01 Kb.
Название«Безопасность жизнедеятельности»
страница1/3
Дата публикации02.05.2015
Размер319.01 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая учебная программа
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет математический

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»

Для специальности «050201 – Математика»

По циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, федеральный компонент
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс – 2 Курс – 1

Семестр – 3 Семестр – 2

Объем в часах всего – 72 Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции – 36 в т.ч.: лекции – 4

самостоятельная работа – 36 самостоятельная работа - 68

Зачет – 3 семестр Зачет – 2 семестр

Екатеринбург 2007




Рабочая учебная программа по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 9 с.

Составители:
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики

Протокол № 1 от 28 августа 2006 г.

Зав. кафедрой Малафеева С.Н. к. пед. н., профессор
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ

присвоен рег. № от .

Начальник отдела Р.Ю. Шебалов

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном мире вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом приобретают все большее значение. Безопасность жизнедеятельности – это новый учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях обитания. Безопасность жизнедеятельности решает триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обязательная обще профессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания, принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследования, учитывающих существенные особенности действительности, т.е. содержит компоненты общей науки о безопасности.

Структурно программа курса БЖД состоит из трех содержательных линий: человек и среда обитания, воздействие негативных факторов на человека и среду обитания, обеспечение безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, проблемы национальной и международной безопасности.

Просматривается комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

В программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «Концепция национальной безопасности», «ГО и ЧС».

Цель дисциплины: формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей. Подготовка обучаемых в области защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения во всех сферах деятельности.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

  • ознакомиться с необходимыми индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни и трудовой деятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

  • освоить правила и навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • понять причины возникновения и масштабы новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

  • сформировать и развить навыки оценки обстановки и принятия целесообразных решений.

Курс осуществляет следующие функции:

  • образовательную (вооружение студентов системой знаний, навыков и умений);

  • воспитательную (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции);

  • развивающую (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета»);

  • а также психологическую подготовку к успешной деятельности в современной техносоциальной среде.

Основными методами изучения курса являются:

Лекции, активный диалог с группой, семинарские занятия, деловые игры, консультации и самостоятельная работа студентов, написание и защита реферативных работ.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. . Учебно-тематический план очной формы обучения


3 семестр




п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

6

3

1

2

3

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий

6

3

1

2

3

3

Основы пожарной безопасности

12

6

2

4

6

4

Чрезвычайные ситуации социального характера.

12

6

2

4

6

5

Общественная опасность экстремизма и терроризма.

12

6

2

4

6

6

Проблемы национальной и международной безопасности.

12

6

2

4

6




Итого:

60

30

10

20

30



2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения
2 семестр




п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

9

1

1




8

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий

9

1

1




8

3

Основы пожарной безопасности

10

1

1




9

4

Чрезвычайные ситуации социального характера.

9

1

1




8

5

Общественная опасность экстремизма и терроризма.

10










10

6

Проблемы национальной и международной безопасности.

13










13




Итого:

60

4

4




56



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Содержание, цель и задачи предмета безопасность жизнедеятельности. Актуальные проблемы на современном этапе. Концепция национальной безопасности России (КНБ), определение и ее основные разделы. Значение и место предмета БЖД в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

Теоретическое обоснование содержания предмета БЖД. Понятие аксиомы о потенциальной опасности, степень риска, концентрация приемлемого риска. Понятие интегрального показателя БЖД, средняя продолжительность жизни в России и других странах. Основные причины смертности населения в России и других странах.

Определение понятий авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, вредные и опасные факторы. Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания: безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария.

1.2. Классификация ЧС мирного времени.

Понятия: ЧС, авария, катастрофа. Причины особенности и характер развития аварий и катастроф на объектах экономики. Пять стадий развития ЧС. Прогнозирование аварий и катастроф. Классификация ЧС техногенного происхождения. Классификация ЧС по признакам: степень внезапности, скорость распространения, масштаб распространения, продолжительность действия, характер ЧС. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

1.3.Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

Классификация ЧС естественного (природного) происхождения. Общая характеристика ЧС в природе. Литосферные, гидросферные, атмосферные опасности, природные пожары. Причины возникновения, последствия возникновения ЧС в литосфере, гидросфере и атмосфере, меры защиты и рекомендации населению по действию при угрозе и возникновению ЧС природного характера.

1.4. Классификация ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий.

Радиационно опасные объекты (РОО). Аварии на АЭС и другие источники радиоактивного заражения, основные поражающие факторы радиационных аварий, внешнее и внутреннее облучение, характер распределения радиоактивных веществ в организме, мероприятия по защите персонала и населения в случае аварии на радиационно-опасном объекте. Профилактика возникновения аварий на РОО.

Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хранения и транспортировки СДЯВ, их характеристики. Причины аварий на ХОО, деление СДЯВ по характеру воздействия на организм, быстродействующие и медленнодействующие ОВ, стойкие и нестойкие АОХВ, общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ, первая медицинская помощь, локализация ЧС и очага поражения. Профилактика возникновения аварий на ХОО.

Биологически опасные объекты. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Характеристика и классификация биологически опасных объектов экономики, особенности возникновения и развития аварий с выбросом биологически опасных веществ, меры защиты населения и правила поведения и действия при авариях с выбросом биологически опасных веществ. Действия населения в ЧС данного вида, оказание первой помощи пострадавшим.
1.5. Основы пожарной безопасности.

Пожаро-взрывоопасные объекты. Опасные факторы пожара, поражающие факторы взрыва, средства и способы прекращения горения: охлаждение, разбавление, изоляция, химическое торможение реакции горения. Действия населения при пожаре, правила безопасности. Классификация пожаров. Профилактика возникновения взрывов и пожаров. Средства тушения пожаров и их применение. Правила поведения и действия населения при пожаре. Первая помощь при ожогах.
1.6. Транспорт и его опасности.

ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения на транспорте. Основные понятия, классификация и характеристика видов транспорта, опасности, подстерегающие пассажиров при посадке, высадке и передвижении на транспорте, причины возникновения аварий на транспорте, меры защиты и основные правила безопасного поведения при передвижении на транспорте

Соблюдение правил безопасного поведения пешеходов и пассажиров, действие населения в ЧС данного вида, оказание первой помощи пострадавшим в ЧС на транспорте.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Чрезвычайные ситуации социального характера.

Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Наука – виктимология. Причины преступления, жертвы преступления, язык жестов. Правила поведения при встрече с преступником: выработка уверенности, преодоление страха, снятие напряженности, методы отвлечения внимания.

Зоны повышенной опасности. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале, на дискотеке и др. Мошенничество и защита от него. Виды мошенничества.
2.2. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность.

Сущностные характеристики экономической, информационной и продовольственной опасностей. Основные направления государственной политики по предотвращению ЧС.
2.3. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления.

Терроризм – как наиболее опасная проблема в современном мире. История развития терроризма. Террористическая деятельность в современных условиях. Виды террористических актов и способы их осуществления. Международный терроризм.
2.4. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Меры предупредительного характера для уменьшения вероятности захвата в образовательном учреждении.

Воспитание у учащихся и студентов чувства патриотизма и гражданского долга, ответственности за свое поведение, формирование способности противостоять любым попыткам вовлечения их в экстремистские организации и религиозные секты.

Безопасно действовать при обнаружении подозрительных предметов, при поступлении угроз по телефону, получении угрозы в письменном виде, захвате в заложники.
3. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Гражданская оборона и ее задачи. Организация ГО общеобразовательного учреждения.

Цель и задачи ГО в образовательном учреждении, ее предназначение. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. План ГО образовательного учреждения. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления ГО.
3.2. Современные средства поражения. Характерные особенности современных войн.

Характеристика опасностей военного времени, характерные особенности современных войн. Краткая характеристика современных боевых средств. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Организация защиты населения в мирное и военное время.
3.3. Средства индивидуальной защиты.

Средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ВМП, ПТМ). Фильтрующие противогазы, назначение и устройство. Средства защиты кожи. Устройство противогаза и принцип действия.

Использование противогазов (ГП – 5, ГП – 7, ПДФ – 2ш), респираторов в целях индивидуальной защиты органов дыхания. Правильно подобрать маску (шлем – маска) и подготовить противогаз к использованию. Путем дополнительной герметизацией и пропиткой повышать защитные свойства одежды.
3.4. Защитные сооружения Гражданской обороны.

Защитные сооружения ГО (убежища, ПРУ), простейшие укрытия – щели, содержание и использование. Устройство простейшего укрытия. Приспособление подвальных и других заглубленных помещений под ПРУ. Размещение и правила поведения укрываемых в помещении.

Размещение и безопасное поведение в убежище, выполнение практического норматива по заполнению защитного сооружения.
3.5. Организация защиты населения в мирное и военное время.

Организация и проведение эвакуации, назначение и работа эвакокомиссий, сборных эвакопунктов, станций посадки, высадки, использование транспорта. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации. Организацию ГО в общеобразовательных учебных заведениях (объектах народного хозяйства), формирования ГО в учебных заведениях, их задачи и оснащение. План мероприятий ГО на мирное и военное время и обязанности учащихся.

Правильное поведение во время эвакуации, правила безопасного поведения, способы эвакуации из заваленного убежища.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности
...
«Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
«Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
«Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,...
«Безопасность жизнедеятельности» iconПрограмма курса «Безопасность жизнедеятельности»
В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности...
Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
«Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск