Скачать 2.31 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ УФ ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экономики и менеджмента Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности Специальность: «Финансы и кредит» Утверждено Рекомендовано Ученым советом факультета кафедрой ЭиМ Протокол №_ Протокол №_ «___»_____________2011г. «___»_______2011г. Декан факультета СГиЭН Зав. кафедрой ЭиМ Р.Р. Чугумбаев_________ В.В. Евдокимов______ УРЮПИНСК 2011 Автор-составитель: Дейнега Валентин Григорьевич, к.т.н., доцент Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности: 080507 «Менеджмент организации»; 080105 «Финансы и кредит» Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..6 Раздел 1. Содержание и тематический план по курсу «Безопасность жизнедеятельности».8 Раздел 2. План лекционных занятий и методические указания к самоподготовке студентов…………......................................................................................................................12 Раздел 3 Ситуации для анализа, тематика для рефератов и вопросы контрольных работ. и зачёту……………………………………………………..........................................................103 Список рекомендуемой литературы………………………………………………………...111 Дополнения и изменения в учебно-методическом комплексе……………………….........113 ВВЕДЕНИЕ Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации и предназначена для студентов специальности «Менеджмент организаций». На современном этапе развития цивилизации проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) оказывает значительное влияние на результаты любого государства во всех его сферах народного хозяйства. Проблема безопасности возникла давно – вместе с формированием разума и развитием человеческого общества Особенно интенсивно это направление развивалось в 19 - 20 вв, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса (НТП). Широкое внедрение достижений НТП, и как следствие, интенсивное использование природных ресурсов, сопровождается распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и опасностей. Проблема БЖД решается путём обеспечения благоприятных условий жизни людей, их комфортной деятельности, защитой человека и окружающей среды (ОС) от воздействия внутренних и внешних опасных факторов Материалы учебно-методического комплекса (УМК) разработаны в соответствии с российским образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине БЖД для подготовки специалистов всех направлений высшего профессионального образования. В зависимости от вида своей профессиональной деятельности выпускник имеет отношение к различным опасным и вредным факторам. При подготовке учебного пособия на основе обобщения современных знаний в области БЖД и организации безопасного производств систематизированном виде выполнено обобщение о степени влияния всех - негативных факторов, как в трудовой деятельности, так и бытовой сфере, а также обеспечении защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС). В УМК осуществлено рассмотрение БЖД во всём комплексе проблем, связанных с мировым сообществом, государством, экономикой, производством, человеком, с учётом как внешних, так и внутренних факторов ОС. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы опасных ситуаций, но и их различные формы, содержание, причины и последствия. УМК построено по логической схеме последовательного углубления знаний, а также их дополнения, конкретизации и детализации по отдельным характеристикам, имеющим решающее значение в понимании всех процессов возникновения и разрешения критических ситуаций в БЖД. Целью и задачами дисциплины БЖД являются: • Цель - обеспечение обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками создания безопасных и здоровых условий для человека в оптимальных условиях его деятельности, а также в условиях ЧС. • задачи - идентификация требований человека к среде обитания и характеристик человека; создание комфортных условий обитаний человека; идентификация воздействий факторов среды обитания на человека; разработка мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; обеспечение безопасности и экологичности техники и технологических процессов при их проектировании и эксплуатации; прогнозирование и оценка различных рисков, а также последствий ЧС; разработка мер по ликвидации последствий ЧС; управление системой БЖД на предприятии; использование экономического механизма БЖД; налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества в области БЖД. В результате обучающийся должен: - научиться пользоваться пакетом законодательных и нормативных документов, другой информации по регулированию отношений, возникающих в связи с необходимостью обеспечения безопасности труда и жизнедеятельности (ЖД) во всём многообразии условий среды обитания; - изучить порядок прогнозирования рисков возникновения опасностей и угроз, а также разработки и реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий на различных хозяйственных объектах и в быту, в том числе в случае ЧС (как природного, так и техногенного характера). Учебное пособие состоит из: введения, двух частей и семи разделов, списка литературы и двух приложений. В I...V разделах «ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ», включены основы анализа форм деятельности человека, его характеристик и требований к среде обитания рассматривается взаимодействие человека и среды обитания. С учётом специфики машиностроительной отрасли рассматриваются перечень и характеристики ядов, механических и акустических колебаний и др. негативных факторов, их нормирование и влияние на организм человека. Исходя, из характеристик опасностей оцениваются и прогнозируются риски, ранжируются опасности и их зоны. В соответствии с потребностями человека, его характеристиками разрабатываются меры обеспечения комфортных зрительных условий, микроклимата, эргономические и инженерно-психологические рекомендации Рассматриваемые характеристики опасных и вредных факторов и данные о механизме их действия на человека принимаются в основу выбора методов и средств обеспечения безопасности и экологичности техники и техпроцессов. В разделах VI и VII - «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ БЖД», рассматриваются методы и средства защиты человека в ЧС - природных и антропогенных. На основе анализа причин и характеристик ЧС рассматриваются методы их оценки и прогноза последствий. В работе приводится содержание устойчивости работы, принципы и способы её повышения, обеспечения пожарной профилактики н объекте. В пособии изложены меры обеспечения безопасности человека при ЧС путём организации защиты человека, использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) и средств коллективной защиты (СКЗ) а также эвакуации. В конце каждого раздела приведены проблемные ситуации и вопросы для самопроверки, что должно доказать помощь изучающему в оценке качества усвоения материала, проверить уровень знаний. В УМК широко представлен графический материал, формулы для определения параметров различных факторов, что способствует систематизации и агрегированию знаний. В конце работы список рекомендуемой литературы и приложения, которые могут быть использованы для более глубокого освоения дисциплины БЖД. Курс формирует предпринимательское организационное мышление, направленное на анализ окружающей рыночной среды и эффективное использование факторов производства в инициативной предпринимательской деятельности. Основной целью преподавания дисциплины БЖД является:
Согласование с другими дисциплинами. Курс опирается на системно-ориентированные разделы физиологии и гигиены труда, философии и экономики и др. Раздел 1. Содержание и тематический план по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Форма контроля: С – собеседование; КО – контрольный опрос; К/Р – контрольная работа. |
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики... Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности... | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва... Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине безопасность жизнедеятельности При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности | Рабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая... |