Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/15
Дата публикации25.11.2014
Размер2.31 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УФ ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и менеджмента
Учебно-методический комплекс по дисциплине

Безопасность жизнедеятельности


Специальность: «Финансы и кредит»
Утверждено Рекомендовано

Ученым советом факультета кафедрой ЭиМ

Протокол №_ Протокол №_

«___»_____________2011г. «___»_______2011г.

Декан факультета СГиЭН Зав. кафедрой ЭиМ

Р.Р. Чугумбаев_________ В.В. Евдокимов______

УРЮПИНСК

2011

Автор-составитель:

Дейнега Валентин Григорьевич, к.т.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности: 080507 «Менеджмент организации»; 080105 «Финансы и кредит»

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..6

Раздел 1. Содержание и тематический план по курсу «Безопасность жизнедеятельности».8

Раздел 2. План лекционных занятий и методические указания к самоподготовке студентов…………......................................................................................................................12

Раздел 3 Ситуации для анализа, тематика для рефератов и вопросы контрольных работ. и зачёту……………………………………………………..........................................................103

Список рекомендуемой литературы………………………………………………………...111

Дополнения и изменения в учебно-методическом комплексе……………………….........113

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации и предназначена для студентов специальности «Менеджмент организаций».

На современном этапе развития цивилизации проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) оказывает значительное влияние на результаты любого государства во всех его сферах народного хозяйства. Проблема безопасности возникла давно – вместе с формированием разума и развитием человеческого общества Особенно интенсивно это направление развивалось в 19 - 20 вв, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса (НТП).

Широкое внедрение достижений НТП, и как следствие, интенсивное использование природных ресурсов, сопровождается распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и опасностей.

Проблема БЖД решается путём обеспечения благоприятных условий жизни людей, их комфортной деятельности, защитой человека и окружающей среды (ОС) от воздействия внутренних и внешних опасных факторов

Материалы учебно-методического комплекса (УМК) разработаны в соответствии с российским образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине БЖД для подготовки специалистов всех направлений высшего профессионального образования. В зависимости от вида своей профессиональной деятельности выпускник имеет отношение к различным опасным и вредным факторам. При подготовке учебного пособия на основе обобщения современных знаний в области БЖД и организации безопасного производств систематизированном виде выполнено обобщение о степени влияния всех - негативных факторов, как в трудовой деятельности, так и бытовой сфере, а также обеспечении защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

В УМК осуществлено рассмотрение БЖД во всём комплексе проблем, связанных с мировым сообществом, государством, экономикой, производством, человеком, с учётом как внешних, так и внутренних факторов ОС. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы опасных ситуаций, но и их различные формы, содержание, причины и последствия.

УМК построено по логической схеме последовательного углубления знаний, а также их дополнения, конкретизации и детализации по отдельным характеристикам, имеющим решающее значение в понимании всех процессов возникновения и разрешения критических ситуаций в БЖД.

Целью и задачами дисциплины БЖД являются:

Цель - обеспечение обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками создания безопасных и здоровых условий для человека в оптимальных условиях его деятельности, а также в условиях ЧС.

задачи - идентификация требований человека к среде обитания и характеристик человека; создание комфортных условий обитаний человека; идентификация воздействий факторов среды обитания на человека; разработка мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; обеспечение безопасности и экологичности техники и технологических процессов при их проектировании и эксплуатации; прогнозирование и оценка различных рисков, а также

последствий ЧС; разработка мер по ликвидации последствий ЧС; управление системой БЖД на предприятии; использование экономического механизма БЖД; налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества в области БЖД.

В результате обучающийся должен: - научиться пользоваться пакетом законодательных и нормативных документов, другой информации по регулированию отношений, возникающих в связи с необходимостью обеспечения безопасности труда и жизнедеятельности (ЖД) во всём многообразии условий среды обитания; - изучить порядок прогнозирования рисков возникновения опасностей и угроз, а также разработки и реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий на различных хозяйственных объектах и в быту, в том числе в случае ЧС (как природного, так и техногенного характера). Учебное пособие состоит из: введения, двух частей и семи разделов, списка литературы и двух приложений.

В I...V разделах «ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ», включены основы анализа форм деятельности человека, его характеристик и требований к среде обитания рассматривается взаимодействие человека и среды обитания. С учётом специфики машиностроительной отрасли рассматриваются перечень и характеристики ядов, механических и акустических колебаний и др. негативных факторов, их нормирование и влияние на организм человека. Исходя, из характеристик опасностей оцениваются и прогнозируются риски, ранжируются опасности и их зоны.

В соответствии с потребностями человека, его характеристиками разрабатываются меры обеспечения комфортных зрительных условий, микроклимата, эргономические и инженерно-психологические рекомендации Рассматриваемые характеристики опасных и вредных факторов и данные о механизме их действия на человека принимаются в основу выбора методов и средств обеспечения безопасности и экологичности техники и техпроцессов.

В разделах VI и VII - «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ БЖД», рассматриваются методы и средства защиты человека в ЧС - природных и антропогенных. На основе анализа причин и характеристик ЧС рассматриваются методы их оценки и прогноза последствий. В работе приводится содержание устойчивости работы, принципы и способы её повышения, обеспечения пожарной профилактики н объекте. В пособии изложены меры обеспечения безопасности человека при ЧС путём организации защиты человека, использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) и средств коллективной защиты (СКЗ) а также эвакуации.

В конце каждого раздела приведены проблемные ситуации и вопросы для самопроверки, что должно доказать помощь изучающему в оценке качества усвоения материала, проверить уровень знаний. В УМК широко представлен графический материал, формулы для определения параметров различных факторов, что способствует систематизации и агрегированию знаний. В конце работы список рекомендуемой литературы и приложения, которые могут быть использованы для более глубокого освоения дисциплины БЖД.

Курс формирует предпринимательское организационное мышление, направленное на анализ окружающей рыночной среды и эффективное использование факторов производства в инициативной предпринимательской деятельности. Основной целью преподавания дисциплины БЖД является:

  1. Подготовить специалистов, обладающих знаниями в области безопасной организации и управления промышленным производством;

  2. Привить специалистам навыки в области безопасного организационного проектирования и деятельности по совершенствованию организации труда, производства и управления на предприятиях промышленности;

  3. Изучить принципы, методы и формы безопасной организации производства и управления им. Современный менеджер, работающий на производстве, должен хорошо знать охрану труда, безопасную новую технику и технологию производства, уметь создавать системы управления производством, организовывать быстрое освоение производства новой техники и новой технологии с наименьшим ущербом для здоровья как работающих, так и проживающих в этой среде.

Согласование с другими дисциплинами. Курс опирается на системно-ориентированные разделы физиологии и гигиены труда, философии и экономики и др.

Раздел 1. Содержание и тематический план по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Номер

темы

Название темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях

К-во час.

на лек-ции

К/р

в

час.

Форма контроля

1

2

3

4

6



1

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД.

ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И ОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Предмет, проблемы и задачи БЖД.

2. Взаимодействие объекта и субъекта, принципы и сфера БЖД.

2

1

С

2

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – МАШИНА – СРЕДА» И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЖД

1 Система «человек – машина – среда» и основные факторы, влияющие на её эффективность. 2. Обеспечение БЖД в системе «человек – машина–среда». Ситуации для анализа и задания.

Вопросы для самопроверки к разделу I.

2

1

С



3

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ».

СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ «ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ».

1. Состояние факторов атмосферы и гидросферы. 2.Биосферные факторы (почвы). 3. Факторы производственной среды и урбанизации.

2

1

К/Р

4

ФИЗИОЛГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА И КОМФОРТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1. Физиологические основы труда. 2. Психологические и психо-физиологические основы труда.

2

1

К/р

5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ. 1.Влияние теплообменных процессов на организм человека. 2. Влияние атмосферных факторов на организм человека. 3. Общая характеристика бытовой среды. 4 Особенности нормирования опасных факторов в бытовой среде.

Ситуации для анализа и задания.

Вопросы для самопроверки к разделу II.

2

2

С



6

РАЗДЕЛ III. БЖД ЧЕЛОВЕКА В ТЕХНОСФЕРЕ.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

1. Общая характеристика техногенных опасностей. 2. Обеспечение нормального микроклимата в производственной атмосфере. 3. Нормализация зрительных условий труда. 4. Эргономические и инженерно-психологические подходы по улучшению условий труда на промышленном предприятии. 5. Режимы труда и отдыха. 6. Особенности гигиены труда женщин и подростков.

2

1

К/о

7

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ФАКТОРАМ ВРЕДНОСТИ.

1. Характеристики производственной среды. 2. Яды, применяемые в производственной сфере и их влияние на организм человека. 3. Воздействие механических и акустических колебаний на человека. 4. Электромагнитные поля и излучения. 5. Ионизирующие излучения и их воздействие на человека. 6. Безопасность и воздействие электрического тока на человека.

Ситуации для анализа и задания.

Вопросы для самопроверки к разделу III .

2

2

К/о


8

РАЗДЕЛ IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОЛОГИЧНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОСИСТЕМЫ И ТЕХ-НОСФЕРЫ.

1. Структурная модель взаимодействия экосистемы и техносферы.

2. Применение экобезопасной техники.

2

1

К/р

9

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ТЕХНОСФЕ.

1. Понятие риска и его критерии. 2. Методы анализа, идентификации и прогнозирования рисков. 3. Опасные зоны и ранжирование опасностей. 4. Экспертиза безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов.

2

1

К/р

10

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ.

1. Общие требования обеспечения безопасности в техносфере. 2. Инженерная защита окружающей среды. 3. Средства и методы защиты от шума и вибрации. 4. Безопасность и мероприятия по предупреждению пожаров.

Ситуации для анализа и задания.

Вопросы для самопроверки к разделу IV.

2

2

К/р



11

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.

ОСНОВЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.

1. Общие вопросы состояния здоровья человека. 2. Принципы оказания первой помощи пострадавшим.

2

1

К/р

12

ПРИЁМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

1. Основы доврачебной реанимации и оказание первой помощи. 2. Оказание первой помощи при ранениях, ожогах и обморожениях.

Вопросы для самопроверки к разделу V.

2

1

К/р

13

ЧАСТЬ II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ БЖД.

РАЗДЕЛ VI. БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧС.

ЧС МИРНОГО ВРЕМЕНИ.

1. Определение чрезвычайных ситуаций мирного времени. 2. Классификация ЧС.

3. Природные ЧС. 4. Техногенные ЧС. 5. Чрезвычайные экологические ситуации.

2

1

К/р

14

ЧС ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

1. Поражающие факторы боевого оружия взрывного действия. 2. Химическое и бактериологическое оружие.

2

1

К/р

15

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС.

1. Прогноз инженерной обстановки. 2.Методы прогнозирования ЧС при пожарах. 3. Методы прогнозирования ЧС при взрывах.

2

1

К/р

16

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧС.

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. 2. Организация работы по обеспечению безопасности объекта. 3. Осуществление мероприятий по защите населения в ЧС. 4. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. 5. Ликвидация последствий ЧС.

Ситуации для анализа и задания.

Вопросы для самопроверки к разделу VI.

2

1

К/р



17

РАЗДЕЛ VII. УПРАВЛЕНИЕ БЖД И МИРОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД.

1. Основные законодательные акты по охране труда. 2. Законодательство по охране окружающей среды. 3. Законодательство по защите населения и территорий в ЧС. 4. Экономические последствия и материальные затраты на БЖД.

2

1

К/р

18

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТРУДНИЧЕСТВО.

1. Объект и субъект экономической безопасности. 2. Основные угрозы ЭБ. 3. Государственная деятельность по обеспечению ЭБ. 4. Международное сотрудничество в области БЖД.

Вопросы для самопроверки к разделу VII.

2

1

К/р

Форма контроля: С – собеседование; КО – контрольный опрос; К/Р – контрольная работа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва...
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине безопасность жизнедеятельности
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине этика и эстетика
Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск