Скачать 206.26 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _ Шевцова Е.Е.. доцент_ (должность) Москва-2013 Введение. Основное содержание программы.
Учебный предмет является обязательной обязательной дисциплиной и относится к общепрофессиональным дисциплинам (логопедическим технологиям). 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии. Цель теоретической части курса: необходимость формирования у студентов знаний, умений и навыков использования различных логопедических технологий (методических приемов, способов, техник), направленных на нормализацию темпо-ритмической стороны речи заикающихся, как одного из элементов в системе комплексной реабилитации заикающихся разного возраста. Известно, что заикание - форма речевой патологии с чрезвычайно сложной структурой дефекта экспрессивной речи. Феноменологическими свойствами заикания является наличие комбинированной симптоматики речевого и неречевого характера. Основой проявления речевой симптоматики является речевая судорожность, приводящая к дискоординации трех периферических систем управления (дыхательной, голосообразовательной, артикуляторной). В экспрессивной речи при этом отмечаются более или менее выраженные нарушения темпо-ритмической организации в виде запинок судорожного характера, провоцирующих неуместные паузы, персевераций, использования слов-эмболов, речевой редакции, обедняющей высказывания. Иногда судорожные спазмы длятся несколько секунд, существенно затрудняя общение заикающихся. Все эти явления подкрепляются и усиливаются посредством симптоматики психологического характера, в основе которой разная степень выраженности страха речи, обусловленного ситуационно-коммуникативной зависимостью (от речевого волнения и чувства беспокойства в процессе коммуникации до проявления выраженной тревоги, эмоциональной напряженности, крайней фрустрированности, вплоть до состояния близкого эмоциональному стрессу). Проявление отрицательных психических состояний сопровождается разнообразными вегетативными реакциями, двигательными уловками, которые иногда приобретают характер ритуальных действий и сопровождаются разной степенью напряженности мышц, не принимающие участие в речевом акте. Частое повторение речевых неудач приводит к формированию, так называемого, уловочно-коммуникативного поведения, направленного на избегание проблемных ситуаций общения, сужение круга контактов с людьми, что впоследствии снижает социальную адаптацию заикающихся в целом. Учитывая феноменологию заикания, программное содержание данного курса базируется на имеющихся у студентов знаниях, приобретенных ими в рамках занятий по курсу “Логопедия. Заикание” (7-й семестр). Изучение курса “Логопедическая технология” проходит параллельно с дальнейшим изучением программного материала по курсу “Логопедия. Заикание”. Такая преемственность позволяет студентам более осознанно и грамотно усвоить направления, принципы, этапы и основные методические приемы логопедической коррекции, как основы профессионального мастерства по формированию плавной речи заикающихся в системе их комплексной реабилитации. Вместе с тем, базой для теоретического осмысления студентами данного курса является предварительное изучение специальных дисциплин “Интонология и ее значение для коррекционной педагогики” (4-й семестр) и “Психолингвистика” (6-й семестр). В связи с этим основными целями теоретической части курса является закрепление уже имеющихся и формирование дополнительных теоретических представлений о психофизиологическом и психолингвистическом значениях темпо-ритма, как организующего биологического начала для сохранения и восстановления человеческого организма с одной стороны и, как организующего двигательно-моторный стереотип с другой стороны. Подчеркивается сложность сознательного контролирования речевого ритма, как выработанного в раннем детстве и реализующегося автоматически; уточняется особая роль речевого ритма в поэзии и песнопении для создания непрерывных словесных образов, проникающих в сферу бессознательного; поясняется значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи, а также формируется понятие о слоге как структурном элементе синтагмы (законченная мысль) при объединении ряда последовательных слогов в определенном ритме; темп и ритм речи квалифицируются как элементы интонации, определяются функции интонации, где особое внимание уделяется темпоральным элементам и речевому ритму; уточняются понятия о различных интонационных стилях и их функциональном значении. Целью практической части курса является закрепление теоретических представлений и формирование практических умений, направленных на выработку навыков речевой саморегуляции темпо-ритма заикающихся, автоматизацию этих навыков и введение их в речевую коммуникацию. В связи с этим предлагается поэтапное овладение студентами различными видами речевых приемов по коррекции темпо-ритма речи, где особое внимание уделяется полному стилю произношения, как наиболее отвечающему требованиям коммуникации. Вводится понятие “эталонный текст”, уточняются требования к его подбору как необходимому элементу обучения. По окончании курса проводится зачетная проверка полученных знаний и умений студентов, посредством демонстрации на специально подобранном ими речевом материале (“эталонных текстах”) возможностей использования различных вариантов логопедических технологий по формированию плавной речи заикающихся. Курс рассчитан на 19 часов лекционных, 18 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий
4. Содержание разделов дисциплин Тема 1. Значение темпо-ритма (психофизиологический и психолингвистический аспекты). Изучение научных теорий, связывающих лингвистические параметры языка, в частности его ритмические свойства, с особенностями психологии и физиологии человека (Л.В.Чистович, Н.П.Бехтерева, Н.И.Жинкин, М.М.Кольцова, М.И.Лохов и др.). Роль речевого ритма в поэзии и песнопении. Значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи. Роль ритма как “скелета слова”, в организации речевого потока в ЦНС, в процессах опознавания слов. Тема 2. Лингвистический аспект изучения темпо-ритма. Характеристики интонации в норме и при заикании. Определение интонации, ее функции, акустические параметры, единицы и элементы интонации. Значение темпоральных эементов и речевого ритма. Определения темпа и ритма речи. Слог как структурный элемент синтагмы. Синтагма (законченная мысль) как последовательное объединение ряда слогов в определенном ритме. Понятие о различных интонационных стилях и их функциональном значении. Особенности интонационной системы заикающихся. Тема 3. Изучение средств для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи. Метод К.С.Станиславского об искусстве овладения “темпо-ритмом” движения и речи при подготовке актеров. Использование разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся. Роль полного стиля произношения, описанного в трудах лингвиста Л.В.Щербы. Его особенности, отличие от разговорного стиля, коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения. Обоснование использования полного стиля произношения как средства, исключающего редукцию произношения для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. Тема 4. Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи. Методические приемы: замедленное проговаривание, ритмизированная речь, послоговое проговаривание, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, речь-дирижирование, полный стиль произношения. Лингвистические и психологические параметры, возможности использования в процессе коммуникации каждого из них, специфика обучения. Методические рекомендации. Тема 5. Углубленное изучение отдельных, наиболее эффективных технологий. Методические рекомендации по обучению полному стилю произношения. Поэтапное обучение полному стилю произношения с целью восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. Использование “эталонных текстов” и принципы их подбора для автоматизации навыков плавной речи (просмотр видеозаписей коррекционных занятий с заикающимися разного возраста). Тема 6. Первый этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование замедленного полного стиля произношения путем утрированной артикуляции гласных звуков. Постановка гласных на основе синтеза зрительных, двигательных и слуховых ассоциативных образов. Автоматизация утрированной артикуляции гласных с использованием “эталонных текстов”. Тема 7. Второй этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование специфически-утрированного “вхождения в речь”, путем использования особого ритмического рисунка “интонационной люльки” для профилактики запинок в начале фразы). Автоматизация данного приема на основе использования “эталонных текстов”. Тема 8. Третий этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование специфически-утрированного ритмического рисунка “интонационной люльки” в любой фазе произнесения для профилактики возможных запинок. Автоматизация с использованием “эталонных текстов”. Тема 9. Четвертый этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование специфически-утрированного, слитно-протяжно-го произнесения соединительных союзов “и” и “да” в речевом потоке по модели “интонационной люльки” с целью достижения максимальной непрерывности речевого потока. Автоматизация с учетом “эталонных текстов”. Тема 10. Пятый этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование смычных согласных, как аналогов щелевых, с использованием придыхания для профилактики судорожности губного и язычного отделов артикуляторного аппарата. Автоматизация с использованием “эталонных текстов”. Тема 11. Шестой этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование смешанного использования полного и разговорного стилей произношения в речевом потоке, заданного ведущим и спонтанно употребляемого пациентами, с целью максимального приближения ритмо-интонационной стороны речи заикающихся к естественному, разговорному стилю. Автоматизация с учетом “эталонных текстов”, а также на игровых моделях речевых ситуаций. Тема 12. Седьмой этап обучения (цели, задачи, содержание). Формирование навыков свободного, импровизированного использования полного стиля произношения в различных условиях речевой коммуникации, путем игрового моделирования ситуаций общения, а также проведения функциональных речевых тренировок в реальных жизненных ситуациях. 5. Содержание практических занятий/ семинаров, лабораторных работ Семинар № 1. Научно-теоретические основы изучения и преодоления нарушений темпа речи. Вопросы к теме:
Литература:
Семинар № 2-4 Вопросы к теме:
Литература:
Семинар № 5-7. Вопросы к теме:
Литература:
Семинар № 8-10. Обследование пациентов с нарушениями темпа речи. Вопросы к теме:
Литература:
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Наличие литературы 6.1. Рекомендуемая литература 1. а) основная литература
б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения дисциплины Наличие аудиторного фонда и литературы, посещение базовых учреждений. 6.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. “Эталонные тексты”, их содержание и форма. Каким образом достигается наибольшая эффективность обучения при их использовании? 2. Понятие “интонационная люлька”. Лингвистические и психологические параметры. Чем объясняется эффективность ее использования? 3. “Понятие “пейсмекерный механизм”. Какое значение имеет при восстановлении речевой ритмики? 4. Функциональные речевые тренировки. Их комибинированное использование с различными элементами комплекса реабилитации заикающихся (релаксация, библиотерапия, кинезетерапия)? 5. Введение функциональных речевых тренировок в модели игровых коммуникативных ситуаций. Обосновать эффективность такого обучения. 6.4. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену по всему курсу) 1. Значение темпо-ритма в развитии речи в норме (психофизио-логический и психолингвистический аспекты). 2. Характеристика нарушения темпо-ритмической организации речи заикающихся. 3. Характеристика темпа и ритма речи как единиц и элементов интонации. 4. Значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи. 5. Понятие о различных интонационных стилях речи и их функциональном значении. 6. Использование различных интонационных стилей в качестве основы логопедических технологий для формирования плавной речи заикающихся. 7. Особенности полного стиля произношения в отличие от разговорного (коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения). 8.Обоснование использования полного стиля произношения как основного средства восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. 9. Этапы восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. 10. Основные методические приемы восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. Использование эталонных текстов. 11. Пути формирования устойчивых автоматизированных навыков непрерывной речи заикающихся в различных условиях коммуникации. |
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... СД. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... | ||
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа... Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья» |