Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании»





Скачать 206.26 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании»
Дата публикации18.11.2014
Размер206.26 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании»


Направление: 050715 Логопедия

Составители: _ Шевцова Е.Е.. доцент_

(должность)
Москва-2013


Введение. Основное содержание программы.

ДПП.Ф.12

Логопедические технологии

Технология обследования и формирования произносительной стороны речи.

Технология обследования речи.

Технология обследования моторных функций.

Технология формирования интонационной стороны речи. Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании. Психофизиологический и лингвистический аспекты изучения темпоритма. Характеристика интонации при заикании. Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи. Формирование речевого дыхания, рациональной голосоподачи и голосоведения. Развитие просодической стороны речи. Формирование практических умений, направленных на выработку навыков речевой саморегуляции темпоритма заикающихся. Автоматизация навыков речевой саморегуляции и введение их в речевую коммуникацию. Поэтапное овладение студентами различными приемами коррекции темпоритма заикающихся.



144

Учебный предмет является обязательной обязательной дисциплиной и относится к общепрофессиональным дисциплинам (логопедическим технологиям).

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии.

Цель теоретической части курса: необходимость формирования у студентов знаний, умений и навыков использования различных логопедических технологий (методических приемов, способов, техник), направленных на нормализацию темпо-ритмической стороны речи заикающихся, как одного из элементов в системе комплексной реабилитации заикающихся разного возраста.

Известно, что заикание - форма речевой патологии с чрезвычайно сложной структурой дефекта экспрессивной речи. Феноменологическими свойствами заикания является наличие комбинированной симптоматики речевого и неречевого характера. Основой проявления речевой симптоматики является речевая судорожность, приводящая к дискоординации трех периферических систем управления (дыхательной, голосообразовательной, артикуляторной). В экспрессивной речи при этом отмечаются более или менее выраженные нарушения темпо-ритмической организации в виде запинок судорожного характера, провоцирующих неуместные паузы, персевераций, использования слов-эмболов, речевой редакции, обедняющей высказывания. Иногда судорожные спазмы длятся несколько секунд, существенно затрудняя общение заикающихся.

Все эти явления подкрепляются и усиливаются посредством симптоматики психологического характера, в основе которой разная степень выраженности страха речи, обусловленного ситуационно-коммуникативной зависимостью (от речевого волнения и чувства беспокойства в процессе коммуникации до проявления выраженной тревоги, эмоциональной напряженности, крайней фрустрированности, вплоть до состояния близкого эмоциональному стрессу). Проявление отрицательных психических состояний сопровождается разнообразными вегетативными реакциями, двигательными уловками, которые иногда приобретают характер ритуальных действий и сопровождаются разной степенью напряженности мышц, не принимающие участие в речевом акте.

Частое повторение речевых неудач приводит к формированию, так называемого, уловочно-коммуникативного поведения, направленного на избегание проблемных ситуаций общения, сужение круга контактов с людьми, что впоследствии снижает социальную адаптацию заикающихся в целом.

Учитывая феноменологию заикания, программное содержание данного курса базируется на имеющихся у студентов знаниях, приобретенных ими в рамках занятий по курсу “Логопедия. Заикание” (7-й семестр). Изучение курса “Логопедическая технология” проходит параллельно с дальнейшим изучением программного материала по курсу “Логопедия. Заикание”. Такая преемственность позволяет студентам более осознанно и грамотно усвоить направления, принципы, этапы и основные методические приемы логопедической коррекции, как основы профессионального мастерства по формированию плавной речи заикающихся в системе их комплексной реабилитации.

Вместе с тем, базой для теоретического осмысления студентами данного курса является предварительное изучение специальных дисциплин “Интонология и ее значение для коррекционной педагогики” (4-й семестр) и “Психолингвистика” (6-й семестр).

В связи с этим основными целями теоретической части курса является закрепление уже имеющихся и формирование дополнительных теоретических представлений о психофизиологическом и психолингвистическом значениях темпо-ритма, как организующего биологического начала для сохранения и восстановления человеческого организма с одной стороны и, как организующего двигательно-моторный стереотип с другой стороны. Подчеркивается сложность сознательного контролирования речевого ритма, как выработанного в раннем детстве и реализующегося автоматически; уточняется особая роль речевого ритма в поэзии и песнопении для создания непрерывных словесных образов, проникающих в сферу бессознательного; поясняется значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи, а также формируется понятие о слоге как структурном элементе синтагмы (законченная мысль) при объединении ряда последовательных слогов в определенном ритме; темп и ритм речи квалифицируются как элементы интонации, определяются функции интонации, где особое внимание уделяется темпоральным элементам и речевому ритму; уточняются понятия о различных интонационных стилях и их функциональном значении.

Целью практической части курса является закрепление теоретических представлений и формирование практических умений, направленных на выработку навыков речевой саморегуляции темпо-ритма заикающихся, автоматизацию этих навыков и введение их в речевую коммуникацию. В связи с этим предлагается поэтапное овладение студентами различными видами речевых приемов по коррекции темпо-ритма речи, где особое внимание уделяется полному стилю произношения, как наиболее отвечающему требованиям коммуникации. Вводится понятие “эталонный текст”, уточняются требования к его подбору как необходимому элементу обучения.

По окончании курса проводится зачетная проверка полученных знаний и умений студентов, посредством демонстрации на специально подобранном ими речевом материале (“эталонных текстах”) возможностей использования различных вариантов логопедических технологий по формированию плавной речи заикающихся.

Курс рассчитан на 19 часов лекционных, 18 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

54

Аудиторные занятия

27

Лекции

9

Практические занятия (семинары)




Лабораторные занятия

18

Самостоятельная работа

27

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет


3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

№№ п/п

Раздел дисциплины

(или темы дисциплины)

Лекции

ПЗ/С

ЛР

1.

Значение темпо-ритма (психофизиологический и

психолингвистический аспекты)

3







2.

Лингвистический аспект изучения темпо-ритма. Характеристики

интонации в норме и при заикании

3







3.

Изучение средств для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи

3







4.

Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи







2

5.

Углубленное изучение отдельных, наиболее эффективных технологий







2

6.

Первый этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2

7.

Второй этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2

8.

Третий этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2

9.

Четвертый этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2

10.

Пятый этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2

11.

Пятый этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2

12.

Шестой этап обучения (цели,

задачи, содержание)







2


4. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Значение темпо-ритма (психофизиологический и психолингвистический аспекты).

Изучение научных теорий, связывающих лингвистические параметры языка, в частности его ритмические свойства, с особенностями психологии и физиологии человека (Л.В.Чистович, Н.П.Бехтерева, Н.И.Жинкин, М.М.Кольцова, М.И.Лохов и др.). Роль речевого ритма в поэзии и песнопении. Значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи. Роль ритма как “скелета слова”, в организации речевого потока в ЦНС, в процессах опознавания слов.
Тема 2. Лингвистический аспект изучения темпо-ритма. Характеристики интонации в норме и при заикании.

Определение интонации, ее функции, акустические параметры, единицы и элементы интонации. Значение темпоральных эементов и речевого ритма. Определения темпа и ритма речи. Слог как структурный элемент синтагмы. Синтагма (законченная мысль) как последовательное объединение ряда слогов в определенном ритме. Понятие о различных интонационных стилях и их функциональном значении. Особенности интонационной системы заикающихся.
Тема 3. Изучение средств для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.

Метод К.С.Станиславского об искусстве овладения “темпо-ритмом” движения и речи при подготовке актеров. Использование разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся. Роль полного стиля произношения, описанного в трудах лингвиста Л.В.Щербы. Его особенности, отличие от разговорного стиля, коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения. Обоснование использования полного стиля произношения как средства, исключающего редукцию произношения для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся.
Тема 4. Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи.

Методические приемы: замедленное проговаривание, ритмизированная речь, послоговое проговаривание, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, речь-дирижирование, полный стиль произношения.

Лингвистические и психологические параметры, возможности использования в процессе коммуникации каждого из них, специфика обучения. Методические рекомендации.
Тема 5. Углубленное изучение отдельных, наиболее эффективных технологий.

Методические рекомендации по обучению полному стилю произношения. Поэтапное обучение полному стилю произношения с целью восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. Использование “эталонных текстов” и принципы их подбора для автоматизации навыков плавной речи (просмотр видеозаписей коррекционных занятий с заикающимися разного возраста).
Тема 6. Первый этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование замедленного полного стиля произношения путем утрированной артикуляции гласных звуков. Постановка гласных на основе синтеза зрительных, двигательных и слуховых ассоциативных образов. Автоматизация утрированной артикуляции гласных с использованием “эталонных текстов”.
Тема 7. Второй этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование специфически-утрированного “вхождения в речь”, путем использования особого ритмического рисунка “интонационной люльки” для профилактики запинок в начале фразы). Автоматизация данного приема на основе использования “эталонных текстов”.
Тема 8. Третий этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование специфически-утрированного ритмического рисунка “интонационной люльки” в любой фазе произнесения для профилактики возможных запинок. Автоматизация с использованием “эталонных текстов”.
Тема 9. Четвертый этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование специфически-утрированного, слитно-протяжно-го произнесения соединительных союзов “и” и “да” в речевом потоке по модели “интонационной люльки” с целью достижения максимальной непрерывности речевого потока. Автоматизация с учетом “эталонных текстов”.
Тема 10. Пятый этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование смычных согласных, как аналогов щелевых, с использованием придыхания для профилактики судорожности губного и язычного отделов артикуляторного аппарата. Автоматизация с использованием “эталонных текстов”.
Тема 11. Шестой этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование смешанного использования полного и разговорного стилей произношения в речевом потоке, заданного ведущим и спонтанно употребляемого пациентами, с целью максимального приближения ритмо-интонационной стороны речи заикающихся к естественному, разговорному стилю. Автоматизация с учетом “эталонных текстов”, а также на игровых моделях речевых ситуаций.
Тема 12. Седьмой этап обучения (цели, задачи, содержание).

Формирование навыков свободного, импровизированного использования полного стиля произношения в различных условиях речевой коммуникации, путем игрового моделирования ситуаций общения, а также проведения функциональных речевых тренировок в реальных жизненных ситуациях.
5. Содержание практических занятий/ семинаров,

лабораторных работ
Семинар № 1.
Научно-теоретические основы изучения и

преодоления нарушений темпа речи.

Вопросы к теме:

  1. Основные положения научных исследований В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева и др. для определения проблемы нарушений темпа речи.

  2. Причины нарушений темпа речи.

  3. Классификация нарушений темпа речи.

  4. Виды тахилалии.

Литература:

  1. Хватцев М.Е. Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста Ускоренная речь. Замедленная речь. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

  2. Зееман Е. Дети с ускоренной речью (тахилалия). - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

  3. Селиверстов В.И. Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.


Семинар № 2-4
Вопросы к теме:

  1. Причины брадилалии.

  2. Механизм нарушений развития при брадилалии.

  3. Психолого-педагогическая характеристика пациентов с брадилалией.

  4. Система коррекционной работы при брадилалии.

  5. Организация комплексного взаимодействия специалистов при брадилалии.

Литература:

    1. Хватцев М.Е. Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста Ускоренная речь. Замедленная речь. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

    2. Кочергина В.С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.


Семинар № 5-7.

Вопросы к теме:

  1. Этиология тахилалии.

  2. Патогенез тахилалии.

  3. Классификация и характеристика форм тахилалии.

  4. Психолого-педагогическая характеристика пациентов с различными формами тахилалии (чистая форма, баттаризм, полтерн).

  5. Система коррекционно-педагогической работы при тахилалии.

  6. Комплексный подход к преодолению тахилалии.

Литература:

    1. Хватцев М.Е. Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста Ускоренная речь. Замедленная речь. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

    2. Зееман Е. Дети с ускоренной речью (тахилалия). - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.


Семинар № 8-10.
Обследование пациентов с нарушениями темпа речи.

Вопросы к теме:

      1. Принципы обследования пациентов с нарушениями темпа речи.

  1. Этапы логопедического обследования пациентов с нарушениями темпа речи.

  2. Структурно-содержательная характеристика логопедического обследования пациентов с нарушениями темпа речи.

  3. Психолого-педагогическое обследование пациентов с нарушениями темпа речи.

  4. Медицинское обследование пациентов с нарушениями темпа речи.

Литература:

    1. Хватцев М.Е. Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста Ускоренная речь. Замедленная речь. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.

    2. Зееман Е. Дети с ускоренной речью (тахилалия). - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наличие литературы

6.1. Рекомендуемая литература

1. а) основная литература

  1. Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод.пособ.для студ. отделения логопедии пед.высш.учеб.заведений / Под ред.С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М.;Воронеж : Моск.психолого-соц.ин-т:МОДЭК, 2003. - 336с. - (Библиотека логопеда).

  2. Хватцев, М. Е.   Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).

  3. Хватцев, М. Е.   Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 293 с. - (Педагогическое наследие).


б) дополнительная литература

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).

  2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. Для логопеда. М. 2005 – основная.

  3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.

  4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2005

  5. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2004.

  6. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте / Е.Ф. Архипова.–М.: МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997.–86 с.

  7. Архипова Е.Ф. Особенности доречевого периода у детей, страдающих церебральными параличами. //Вопросы логопедии. М.: МГПИ, 1999. -

  8. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006. – основная.

  9. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.

  10. В.Б.Атрепьева, В.П.Глухов, Т.И. Контрактова. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми, имеющими нарушения речи (ФФН и ОНР). Пособие для логопедов-практиков и студентов дефектологических фак-тов пед. Вузов. - М.: АРКТИ, 2003.

  11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 141 с.

  12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова.—СПб.: Детство-Пресс, 2003.—144 с.

  13. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)

  14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.

  15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.

  16. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия.—М.: Гуманит. издат. центр Владос, 1999.—240 с.

  17. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).

  18. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. - М., 2001.

  19. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практи¬кующего логопеда).

  20. Глухов В.П. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Учебно-методическоее пособие. - М.: АРКТИ, 2004. (Элек-ный вариант книги, 2009)

  21. Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся рассказывать: Наглядно-дидактический материал для логопедов и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2002.

  22. Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие и наглядно-дидактический материал для логопедов и педагогов коррекционных и массовых ДОУ. - Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 2005.

  23. Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие и наглядно-дидактический материал для логопедов и педагогов коррекционных ДОУ, а также студентов дефектологического факультета университета. - М.: АРКТИ, 2005.

  24. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. СПб.: Союз, 2000.

  25. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

  26. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А., Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Коррекция нарушений устной и письменной речи: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2004.

  27. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143с.

  28. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

  29. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.

  30. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)

  31. Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.

  32. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. - М., 2004.

  33. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.

  34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.

  35. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.

  36. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

  37. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. / Авт.-сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2003.

  38. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. - М., 2003.

  39. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина.—СПб.: Союз, 2004.—192 с.

  40. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.

  41. Львов М.Р. Основы теории речи: уч. пособие / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.

  42. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие/ О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.

  43. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.

  44. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.

  45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  46. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

  47. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.- М.: МГУ, 1993.

  48. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.В. Нарушения памяти у детей с дисграфией // Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки и совершенствование работы.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990.

  49. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30

  50. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. //http://psychology.academic.ru/

  51. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1981/

  52. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73

  53. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.

  54. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

  55. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

  56. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.

  57. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 1998.

  58. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997.

  59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

  60. Шиленкова В.В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.В. Шиленкова, И.Б. Карелина.–Ярославль, 2005.–164 с.

  61. Щербакова Е.К. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией / Е.К. Щербакова.–Ярославль: Академия развития, 2001.–79 с.

  62. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.

  63. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.


6.2. Средства обеспечения дисциплины

Наличие аудиторного фонда и литературы, посещение базовых учреждений.

6.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. “Эталонные тексты”, их содержание и форма. Каким образом достигается наибольшая эффективность обучения при их использовании?

2. Понятие “интонационная люлька”. Лингвистические и психологические параметры. Чем объясняется эффективность ее использования?

3. “Понятие “пейсмекерный механизм”. Какое значение имеет при восстановлении речевой ритмики?

4. Функциональные речевые тренировки. Их комибинированное использование с различными элементами комплекса реабилитации заикающихся (релаксация, библиотерапия, кинезетерапия)?

5. Введение функциональных речевых тренировок в модели игровых коммуникативных ситуаций. Обосновать эффективность такого обучения.

6.4. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену по всему курсу)

1. Значение темпо-ритма в развитии речи в норме (психофизио-логический и психолингвистический аспекты).

2. Характеристика нарушения темпо-ритмической организации речи заикающихся.

3. Характеристика темпа и ритма речи как единиц и элементов интонации.

4. Значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи.

5. Понятие о различных интонационных стилях речи и их функциональном значении.

6. Использование различных интонационных стилей в качестве основы логопедических технологий для формирования плавной речи заикающихся.

7. Особенности полного стиля произношения в отличие от разговорного (коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения).

8.Обоснование использования полного стиля произношения как основного средства восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся.

9. Этапы восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся.

10. Основные методические приемы восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся. Использование эталонных текстов.

11. Пути формирования устойчивых автоматизированных навыков непрерывной речи заикающихся в различных условиях коммуникации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
СД. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconДидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей
Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск