Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика»
страница1/5
Дата публикации23.01.2015
Размер1.04 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.







______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 02.09.2013 г.

Учебно-методический комплекс
ОПД.Ф.14 Психолингвистика
Факультет дефектологический

Направление: 050715 Логопедия

Кафедра логопедии

Составитель: Глухов В.П.

К.п.н.. доцент


Москва-2013
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Психолингвистика»


Направление: 050715 Логопедия
Составители: _Глухов в.П., доцент_

(должность)

Москва-2013


Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЕ



ОПД.Ф.14
Психолингвистика

Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы. Речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций). Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов). Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка.


72


Учебный предмет является обязательной обязательной дисциплиной и относится к

общепрофессиональным дисциплинам.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психолингвистика – наука, возникшая сравнительно недавно, в начале 50-х гг. прошлого столетия. Возникнув «на стыке» двух «старейших» отраслей научного знания – психологии и языкознания (лингвистики), психолингвистика за сравнительно небольшой срок своего существования выдвинулась в число основных «речеведческих» и языковедческих наук. Как убедительно показал в своих исследованиях один из основателей отечественной школы психолингвистики А.А. Леонтьев, возникновение этой новой области науки было объективно обусловлено потребностями общественного развития человеческого общества, в частности потребностью научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека. Накопленный психолингвистикой за полувековой период ее существования научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности, вне всякого сомнения, должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речи). Особое значение эти знания имеют для коррекционного педагога (в первую очередь – логопеда), главной целью профессиональной деятельности которого является формирование речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза. Знание психолингвистических закономерностей осуществления речевой деятельности, ее формирования в ходе онтогенеза составляют основу «базовой» теоретической подготовки логопеда.

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов. Методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими «речеведческими» науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.

В основу настоящей программы положена современная концепция речевой деятельности (И.А.Зимняя, Н.И.Жинкин), согласно которой мыслеречеязыковой механизм определяется как сложный триединый комплекс интеллектуальной деятельности человека. Рациональное сочетание теоретических знаний и экспериментальных методик психолинг вистики определяет общую направленность учебного курса «Психолингвистика» на формирование общей методологии и категориально-понятийного аппарата современной логопедии.

Благодаря использованию качественно новых инновационных подходов появляется возможность заметно расширить рамки научной психолингвистической парадигмы, определить методологию современных психолингвистических исследований, сформировать у студентов представление о содержании категориально-понятийного аппарата данной отрасли научного знания, сформировать у них навыки психолингвистической диагностики, определить общую направленность стратегического подхода к исследованию речевой способности и языковой компетенции детей с нарушениями речи.

С помощью комплекса психолингвистических методов, peaлизуемых в рамках настоящей программы, студенты получают возможность исследовать речевую деятельность и язык в процессе речевой коммуникации, изучать речеязыковой механизм в непосредственной связи с процессом мышления, а также другими когнитивными процессами, протекающими в сознании человека при непосредственном участии языка и речи. Поскольку план содержания речи по своей сути концептуален, привлечение к его исследованию инструментального аппарата психолингвистически является необходимым средством изучения семантики языка в целом и значений отдельных языковых единиц в частности.

Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях речевого дизонтогенеза (нарушенного процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику экспериментального психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности как языковой деятельности, оперирующей знаками языка. Важно отметить, что психолингвистика (как никакая другая область научного знания) помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на общую систему коррекционно-логопедической работы и способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.

Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний. (В изучении этой стороны речевой деятельности все большую роль в последнее время играет такое направление психолингвистики как нейролингвистика.) За прошедшие три-четыре десятилетия в психолингвистике и нейролингвистике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал по проблеме исследования процессов речепорождения и речевосприятия, отражающий основные закономерности процесса реализации речевой деятельности. Этот материал имеет важное значение для коррекционных педагогов, занимающихся формированием (или восстановлением) речи у детей и взрослых. Двумя основными направлениями «речевой» работы являются формирование экспрессивной речи (процессы говорения и письма) и импрессивной речи (процессы речевосприятия). Основным предметным содержанием первого направления является формирование произвольных навыков составления (продуцирования) речевых высказываний (сначала в устной, а затем – и в письменной речи); содержанием второго направления – формирование способности к адекватному восприятию и анализу воспринимаемых на слух и в процессе чтения речевых высказываний.

Следует подчеркнуть, что изучение курса «Психолингвистика» преследует, прежде всего, учебные цели, направленные на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов.

Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности – способности к осуществлению речевой деятельности. При наличии речевой патологии у ребенка или взрослого эта задача не может быть успешно решена никем, кроме логопеда.

Целью данного учебного курса является формирование у студентов

- базовых психолингвистических знаний как методологической основы профессиональной деятельности коррекционного педагога (логопеда); теоретических знаний по проблеме формирования речи и усвоения языка в онтогенетическом развитии человека, о закономерностях осуществления РД в процессах социальной коммуникации;

- представлений о формировании и функционировании речемыслительной деятельности человека; природе и механизмах внутренней речи, ее роли в интеллектуальной деятельности, в реализации познавательной деятельности человека;

- формирование системных знаний о знаках языка как основном и универсальном средстве осуществления речемыслительной деятельности и обеспечения процессов речевой коммуникации в человеческом обществе;

- об основных закономерностях формирования речевой деятельности и усвоения языка в ходе онтогенеза;

- закономерностях реализации речевой деятельности в различных условиях ревой коммуникации и в процессе индивидуальной речемыслительной деятельности;

- системных знаний и представлений о речевой и языковой способности как важнейшего условиях осуществления речемыслительной деятельности и социальной коммуникации и др.

Цель изучения дисциплины «Психолингвистика» - овладение теоретическим и инструментальным аппаратом психолингвистической науки и диагностики с целью решения диагностических и коррекционных задач практической логопедии; формирование у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих углубленного образования и соответствующей теоретической и практической подготовки.

В задачи изучения курса входит:

- формирование у будущих логопедов (коррекционных педагогов) базовых теоретических знаний о природе и механизмах речевой деятельности и закономерностях ее формирования в онтогенезе; психолингвистических знаний о языке, как основном средстве осуществления РД, социальной речевой коммуникации.

- сформировать четкие представления о психофизиологических механизмах речи (процессах порождения и восприятия речевых высказываний, процессах семантического анализа и понимания речи);

  • актуализировать современные концептуальные научно-обоснован- ные подходы к рассмотрению проблем изучения, анализа, формирования речи у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью;

  • сформировать представления о методике формирования речевой деятельности и коррекционной работе по усвоению системы языка, как важнейшим разделам специальной педагогики;

  • систематизировать и обобщить знания студентов об закономерностях и особенностях формирования речевой деятельности в онтогенезе;

  • создать условия для усвоения понятийного аппарата психолингвистики и логопедии (прежде всего по специальной методике развития связной речи);

- обучать студентов навыкам психолингвистического анализа коррекционно-развивающих программ коррекционной логопедической работы по формированию речи и преодолению системного речевого недоразвития;

- научить студентов анализировать (в методическом, психологическом, лингвистическом и др. аспектах) модели коррекционно-логопедических занятий по развитию речи.

- формировать у студентов профессиональные навыки психолингвистического ана-лиза данных психолого-педагогического и логопедического обследования состояния речи детей и взрослых, страдающих нарушениями речи;

- познакомить обучающихся с содержанием психолингвистической диагностики, ее научной методологией и основными методическими принципами; обеспечить овладение современными методиками и методическими средствами психолингвистической диагностики.

- сформировать методически правильный подход к выбору диагностических процедур, реализуемых в ходе организации и проведения психолингвистического исследования речи.

Учебный курс на очно-заочном отделении логопедии рассчитан на 12 часов лекционных и 12 часов практических занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Форма отчетности – зачет (экзамен).

Внутрисеместровая аттестация проводится в виде аудиторной контрольной работы и выполнения самостоятельных практических работ (доклады, рефераты, проведение психолингвистического эксперимента и др.).


    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


I.I Общеобразовательная и учебно-методическая направленность программы


№ п/п

Цели и задачи изучения дисциплины на данном факультете

По окончании изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими:

знаниями

умениями

навыками

1. Определены и установлены

Стандартом высшего

Профессио-нального

образования (ВПО) для

факультетов специальной

педагогики и психологии

(дефектологи-ческих)

педагогических вузов.

2. Подробно изложены в

программе учеб. дисциплины

«Психолингвистика» (Авт.- сост. Л.Б.Халилова и С.Б.

Иншакова). - М.:МПГУ, 2006,

а также (3) в учебном пособии

«Основы психолингвистики» (Авт. - В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель,

2008) и учебнике «Психолингвистика. Основы теории речевой деятельности» (Авт. – В.А.Ковшиков и В.П. Глухов . - М.: ACT: Астрель, 2007.)

Усвоение основ

психолингвистических

знаний по следующим

основным разделам:

Основы теории речевой

деятельности;

Механизмы порождения и восприятия речевых высказываний;

Знаки языка как основное средство осуществления

речевой деятельности и

инструмент процессов

мышления:

Психолингвистика текста;

Формирование речевой

деятельности и овладение языком в онтогенезе и др.

Овладение основами

теоретических

(психолингвистичес-ких) знаний по мето-

дологическим и методи ческим основам коррек ционной логопедии- ческой работы, направленной на формирование связ- ной речи у дошколь- ников и младших школьников с систем- ными нарушениями речи;

Овладение теоретичес- кими знаниями, обеспечивающими практическое приме- нение онтогенетического принципа в практике логопедичес- кой работы.


Формирование умения

применять на практике

методические установки и положения, вытекающие из основных свойств и характеристик речевой

деятельности человека и

закономерностей усвоения и использования знаков языка в речемыслительной

деятельности, исследуе-

мых психолингвистикой.

Овладение специально педагогическими технологиями

коррекционной логопеди-

ческой работы по

следующим направлениям:

- квалифицированное

проведение психолингвистического исследования и

логопедического обследования состояния (уровня сформирован-

ности) связной (диалогической и

монологической) речи;

дифференциальная

диагностика уровня

сформированности

спонтанной связной речи

(степени ее нарушения – у взрослых);

спонтанной связной речи

(степени ее нарушения – у взрослых);

Квалифицированное планирование и организация логопедической работы по преодолению системных нарушений речи и формированию речевой деятельности.

Овладение методикой проведения психолингвистического эксперимента как психолингвистической базой для квалифицированного проведения логопедического обследования.


организации и проведения

спец. психолингвистичес-

кого исследования состояния

(уровня развития) речи у

детей и взрослых с

нарушениями речи;

навыками коррекционной

логопедической работы с

детьми и взрослыми,

имеющими системные

нарушения речи - по всем основным разделам

логопедической работы,

включая навыки планирования и квалифицированного

проведения логопедических

занятий разного типа;

навыками практической

реализации методологических установок к

проведению логопедичес-

кой работы, разрабатываемых психолингвистикой.



1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования (2005/09) и типовыми учебными планами дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова (2008/09) программа учебной дисциплины включает: на очно-заочном отделении – 72 учебных часа; из них – 24 часа аудиторных занятий, из которых 12 часов отводится на лекционные, и 12 часов - на практические занятия; на очно-заочном отделении - 70 часов; из них 16 ч. аудиторных занятий (12 часов лекционных и 4 часа практических занятий; на заочном отделении - 70 часов; из них 10 ч. аудиторных занятий (6 часов лекционных и 4 (8) часов практических). Отдельные учебные вопросы программы предлагаются студентам для самостоятельного углубленного изучения (подготовка письменных рефератов и устных сообщений, изучение и конспектирование специальной учебно-методической литературы, дистанционное обучение, «интернет-классы» и др.).

Внутрисеместровая аттестация проводится в виде аудиторной контрольной работы и выполнения практических заданий по обследованию детей с системными нарушениями речи. Форма отчетности – зачет (экзамен).

Учебная работа по данному курсу педагогическом факультете проводится в форме лекционных и практических занятий.

Лекционный материал курса состоит из нескольких разделов:

(I) «Основы теории речевой деятельности», (II) «Язык как основное средство осуществления речевой деятельности. Функции знаков языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека», (III) «Психолингвистическая и нейропсихологическая характеристика процессов порождения и восприятия речевых высказываний», (IV) «Виды и формы реализации речевой деятельности и процесса речевой коммуникации», (V) «Закомерности формирования речевой деятельности и овладения языком в процессе онтогенеза».

Предметное содержание каждого из указанных разделов представлено ниже в разделах, отражающих тематическое планирование учебного курса и содержание изучаемых вопросов и тем изучаемой дисциплины.

В каждом из внутренних разделов курса основными тематическими блоками являются:

- специфические особенности организации речевой деятельности (РД) и системы языка, закономерности функционирования психологических и психофизиологических механизмов РД, социальные функции языка и речи, диалектическое единство мышления и речи, интеллектуальная природа речевой деятельности, методологическая функция психолингвистики по отношению к логопедии и всей коррекционной педагогике в целом.

Особое внимание обращается на методологическое и прикладное назначение психолингвистических знаний для логопедов-практиков, практический выход теоретических концепций о закономерностях формирования и функционирования речевой деятельности, функциях знаков языка в процессах речевой коммуникации для профессиональной деятельности логопеда, объективного научного обоснования методических систем коррекционной логопедической работы, правильной организации коррекционного обучения и воспитания детей и взрослых с системными нарушениями речи.

Важным разделом изучения данной дисциплины является формирование у студентов знаний и научных представлений о знаковой системе языка, как основного средства осуществления речевой деятельности, формирование практических навыков психолинг- вистического анализа процесса овладения детьми родным языком в ходе речевого онтогенеза.

Эти знания и практические умения необходимы логопеду-практику для квалифицированного проведения логопедического обследования, а также успешного решения одной из важнейших задач речевой работы – формирования у детей с патологией речи полноценной языковой способности.

Большое внимание уделяется также использованию наработок прикладной психолингвистики при проведении такого раздела коррекционной работы как специально-педагогическое логопедическое обследование речи детей и взрослых с нарушениями речевого развития.

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического образования: основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, речевые и сенсорные системы, нейрофизиология высшей нервной деятельности, социальная, педагогическая и возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика, патопсихология, логопсихология, методика развития речи (специальная) и др. Это относится, например, к вопросам о строении и функциях центральной нервной системы, основных анализаторов, о динамической локализации высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность, о возрастных этапах речевого развития человека в норме, о закономерностях формирования и реализации речевой деятельности, ее специфических особенностях, процессах речевой коммуникации и др.

Важное значение придается также выполнению студентами практических заданий по обследованию детей и составлению «авторских» конспектов логопедических занятий по развитию речи детей с ТНР.
Межпредметные связи:
Общая психология. (Разделы: Психология человека; Психология речи; Психология общения;

Теория деятельности; Теория знака).

Возрастная психология.

Педагогическая психология.

Социальная психология.

Специальная психология (Логопсихология; Нейропсихология; Патопсихология и др.).

Общее языкознание.

Структурная лингвистика.

Практическая лингвистика. (Теория и методика обучения родному и иностранному языку)

Логопедия.

Специальная (коррекционная) педагогика.

Общая педагогика.

Теория и методика обучения родному языку в ДОУ.

Теория и методика обучения родному языку в общеобразовательной школе.

Методика обучения русскому языку в школе.

Методика развития речи (общая и специальная) и др.

Специальная (коррекционная) педагогика.

Специальная дошкольная педагогика.

Общая педагогика и др.


1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

При определении содержания занятий учитывается, что студенты очно-заочного и заочного отделений в большинстве своем совмещают обучение с работой в образовательных (дошкольных и школьных) учреждениях разного профиля и имеют возможность выполнения ряда практических заданий в этих учреждениях (в том числе заданий по проведению лингвистического эксперимента и логопедического обследования уровня сформированности речи детей с речевым недоразвитием).

Целесообразным является выполнение студентами некоторых практических заданий (в частности, по логопедическому и психолингвистическому обследованию детей и составлению Диагностических карт и протоколов обследования различных сторон речи) в период прохождения обучающимися педагогической практики в образовательных учреждениях.

На практических занятиях, помимо разъяснений преподавателя, организуемой им беседы по изучаемому вопросу, большое значение придается самостоятельной работе и выступлениям обучающихся (выполнение индивидуальных и коллективных контрольных заданий по различной тематике; выступления с реферативными докладами по отдельным учебным вопросам; выполнение практических заданий по обследованию речи детей, выступления по выполненным практическим заданиям, их обсуждение и оценка и др.). Рекомендуется организация выступлений студентов по изучаемым вопросам не только на основе проработки специальной учебно-методической литературы, но и материалов, накопленных в период прохождения педагогической практики или опыта самостоятельной работы в образовательных учреждениях.

Ряд практических занятий по данному учебному курсу рекомендуется проводить на базе коррекционных практических учреждений (коррекционные ДОУ, логопедические группы при ДОУ общего и комбинированного вида, специальная школа V вида). При проведении практических занятий на базе специальных (коррекциионных) образовательных учреждений предусматриваются разнообразные организационные формы работы с активным участием студентов в мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях (участие в методических семинарах, конференциях, заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк); посещение открытых занятий педагогов-дефектологов и др.).

Помимо просмотра занятий в учебно-воспитательном учреждении, процедуры обследования детей логопедом, рекомендуется демонстрация студентам видеофильмов и фотоматериалов соответствующей тематики на практических занятиях в вузе.

Программа по курсу «Психолингвистика» составлена в соответствии с программой соответствующей учебной дисциплины для педагогических и гуманитарных вузов.

Своевременное выявление и коррекция нарушений речевого развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Достаточный уровень сформированности связной (прежде всего монологической) речи является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, залогом успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами – будущими логопедами – основ психолингвистических и дефектологических знаний о природе и закономерностях формирования речи в онтонетическом развитии человека, методических подходов к ее формированию в случаях системного недоразвития речи, освоения студентами теоретических и методологических основ правильной организации логопедической работы. Особое значение это имеет для учителей-логопедов общеобразовательных учреждений, особенности в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда закладываются основы системного образования, в период, который является определяющим этапом формирования речевой деятельности и личностного развития каждого ребенка.

1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ

ДИСЦИПЛИНЫ

Возможные виды деятельности: самостоятельная работа с теоретическим материалом, промежуточное тестирование, электронная консультация, электронный семинар, индивидуальные задания, итоговое тестирование и др.




Наименование тем и разделов

Виды активности студента

Форма контроля

1.

Психолингвистика как наука. Предмет и объект исследования психолинг- вистики (ПЛ).

самостоятельная работа с теоретическим материалом,

подготовка докладов и тематических рефератов

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточное тестирование



2.

Речевая деятельность (РД) как особый

вид деятельности человека; ее основ- ные характеристики.

Фазная (уровневая) структура РД.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

3.

Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности. Психологические механизмы РД

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов,

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

4.

Операционная структура речевой деятельности. Определение понятий речевые действия, операции, навык и умение.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов,

выполнение практических заданий по обследованию детей; анализ и обсуждение выполненных заданий

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

итоговое тестирование

5.

Язык как основное средство осуществления речевой деятельности. Уровневое строение языка. Единицы языка, их характеристика и функции в речевой деятельности.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов;


Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование



6.

Парадигматическая и синтагматичес- кая системы языка; их психолингвис- тическая характеристика

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов;

выполнение тестовых проверочных заданий.

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирова- ние


7.

Языковая способность человека. Врожденные и приобретенные компоненты языковой способности.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов;

выполнение практических заданий по подготовке материалов для обследова- ния

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


8.

Механизм порождения речевых высказываний. (Фазы речепорожде- ния и составляющие их операции.)

Фаза смыслообразования в процессе порождения речевого высказывания.

самостоятельная работа с теоретическим и методичес- ким материалом, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий подготовке материа лов для обследования

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


9.

Этап лексико-грамматического структурирования в процессе порождения речевых высказываний.

Фаза внешней реализации речевых высказываний в процессе речепорождения.

самостоятельная работа с методическими материала-ми, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий по подготовке материалов для обследования детей с ТНР.

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


10.

Психолингвистическая характеристика процессов восприятия и понимания речи. Фазы (уровни) речевосприятия и составляющие их операции.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и рефератов,

выполнение заданий по подготовке и проведению логопедического обследования

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


11.

Психолингвистическая теория знака. Знаки языка и их отличительные особенности.

самостоятельная работа с методическими материала-ми, подготовка докладов и рефератов

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

итоговое тестирование


12.

Слово как основной и универсальный знак языка. Характеристика его основных параметров. Семантическая структура слова.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов

Контрольный опрос,

промежуточное тестирование, итоговое тестирование


13.

Функции языка и речи в речевой деятельности человека.

самостоятельная работа с методическими материала-ми, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


14.

Мозговая организация речевой деятельности.

самостоятельная литератур- ными источниками, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


15.

Основные виды и формы реализации речевой деятельности.

Психолингвистическая характеристика диалогической и монологической устной речи.

самостоятельная работа с методическими материала-ми, подготовка докладов и рефератов.

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


16.

Психолингвистическая характеристика письменной речи. Определение и характеристика процессов письма и чтения.


самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий по обследованию речи детей.

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточное и итоговое тестирование


17.

Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности.

Особенности структуры и семантики внутренней речи. Закономерности формирования внутренней речи в онтогенезе.

самостоятельная работа с литературными источни- ками, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий по обследованию речи детей.

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


18.

Основные этапы формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Психолингвистические закономерности усвоения языка в онтогенетическом развитии ребенка

самостоятельная работа с методическими материала-ми, подготовка докладов и рефератов; выполнение практических заданий по обследованию речи детей.

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточное и итоговое тестирование



1.5.2. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ

- выполнение практических и контрольных работх;

  • выполнение тестовых заданий и др.


Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной форме обучения



Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа




психолингвистика

Лекции

12

20

6

Практические/семинарские

6

34

6

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет








6

Общий объем часов по дисциплине

18

54

72


Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения



Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа




психолингвистика

Лекции

4

30

4

Практические/семинарские

2

36

4

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет








4

Общий объем часов по дисциплине

6

66

72


Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психолингвистика”

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа...
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Психолингвистика» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск