Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии»





Скачать 384.7 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии»
страница1/3
Дата публикации28.01.2015
Размер384.7 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > История > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «История логопедии»


Направление: 050715 Логопедия

Составители: _ Орлова О.С., профессор_

(должность)


Москва-2013
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ


    1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ




ДПП.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200


История логопедии 50 (ч)
Учебный предмет « История логопедии» и относится к дисциплинам предметной подготовки и элективным курсом в блоке по выбору студентов цикла дисциплин предметной подготовки.
Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии, симптоматике, классификации, структуре и коррекции речевого дефекта. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация, сооставительное изучение.


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии.

Целью дисциплины “ История логопедии ” является подготовка студентов в области специальной педагогики, осуществляющей коррекционно-педагогический процесс в системах учреждений народного образования, здравоохранения и социального обеспечения лиц с речевыми нарушениями.

Рассматривается исторический аспект логопедии с позиции научных взглядов на патологию речи. В процессе изучения дисциплины студенты получат знания о предпосылках и истоках развития логопедии, о первых сведениях речевых расстройств и приемах их преодоления. Таким образом, изучая педагогический опыт прошлого, студент может увидеть, как исторически последовательно формировались представления о необходимости и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармоничного развития, проследить, как постепенно накапливались и систематизировались сведения о нарушениях речи и приемах их устранения.

В процессе изучения дисциплины студенты узнают научно-теоретические и научно-методические современные аспекты истории логопедии с учетом достижений смежных наук. Главной задачей является формирование у студентов 5-го курса представлений о теоретических и практических проблем современной логопедии с позиции принципа историзма, ознакомление с видами речевой патологии, овладение студентами основным понятийно-категориальным аппаратом логопедии как науки. Студенты осваивают такие важнейшие понятия как этиология, патогенез, структура дефекта в сопоставительном плане.

Курс рассчитан на 50 часов, в том числе лекционные и практические занятия; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы: конспектирование, реферирование, интервьюирование. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Формы контроля:
текущий контроль: осуществляется в процессе занятий с учетом посещаемости и успеваемости студентов; промежуточный контроль: доклад, реферат, контрольная работа, тестирование. Курс заканчивается зачетом.

Студенты должны знать: предпосылки и истоки развития логопедии;
первые сведения о речевых расстройствах за несколько тысячелетий до нашей эры; исторические сведения о речевых расстройствах и приемах их устранения с позиции древних ученых; своеобразие взглядов выдающихся просветителей и педагогов –гуманистов Западной Европы и России; современное состояние организации логопедической
помощи за рубежом и в России.

Студенты должны уметь диалектически и творчески мыслить; уметь ориентироваться в проблемах; оценивать исторические и современные процессы и проблемы общественной жизни страны, их влияние на социальное положение детей с проблемами в развитии; оценивать современные достижения в области логопедии.
Требования к зачету:
По окончанию курса данной учебной дисциплины студенты должны продемонстрировать уровень знаний и подготовку по вопросам истории логопедии.
Требования к уровню подготовки для освоения спецкурса
Базой для усвоения спецкурса являются курсы истории, философии, развитие речи в онтогенезе, введение в логопедию, теоретические и методологические основы логопедии.
В процессе изучения дисциплины студенты получат знания о предпосылках и истоках развития логопедии, о первых сведениях речевых расстройств и приемах их преодоления. В
данный курс входит изучение конкретных персоналиев известных ученых и методик коррекционной работы

Целью дисциплины является подготовка специалиста учителя-логопеда к работе со сложными речевыми нарушениями у детей и взрослых.

Задачами дисциплины являются:

– умение анализировать и сопоставлять достижения отечественной и зарубежной логопедии;

– определять оптимальные пути коррекционной работы;

– владеть современными технологиями психолого-педагогического воздействия.


    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Уровень овладения данной дисциплины должен соответствовать следующим требованиям:
Студент должен овладеть:

– теоретическими знаниями по проблеме нарушений речи;

– методологией психолого-педагогического изучения детей, имеющих нарушения в развитии речи и дизартрию;

– практическими навыками психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с дизартрией;

– анализом педагогической документации.
В результате изучения данного курса студенты должны знать:

– этиологию, механизм, структуру речевых нарушений у разных категорий аномальных детей и взрослых;

– специфику психолого-педагогического изучения лиц с речевыми нарушениями;

– принципы и направления коррекционного воздействия в разные возрастные периоды при различной речевой патологии.

При успешном завершении обучения по разделу «ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ» студенты приобретают умения:

– проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование;

– изучать медицинскую, педагогическую и логопедическую документацию;

– выявлять речевые нарушения и определять структуру их дефекта;

– диагностировать речевые нарушения и определять первичность и вторичность ведущего нарушения при дизартрии;

– определять специфические психологические особенности у лиц с речевыми нарушениями;

– консультировать родителей, имеющих детей с различными – сложными комбинированными дефектами;

– определять вид и тип специального коррекционно-образовательного учреждения для разных групп детей с речевыми отклонениями;

– включать в комплексную медико-психолого-педагогическую работу с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями разного возраста (начиная с младенческого периода);

- проводить сопоставительный анализ современных достижений логопедии;

– пропагандировать логопедические занятия, необходимые для профилактики речевых нарушений.


    1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Методические рекомендации по организации обучения дисциплины

для преподавателей.

Логопедия раздел «История логопедия» занимает важное место в учебном плане. Тема связана с курсом медицинских дисциплин. Должна базироваться на блоке психолого-медицинских дисциплин. Авторская концепция состоит в изучении и внедрении в практику передового опыта зарубежных. Эффективным способом учебной деятельности является демонстрация новых диагностических технологий, методов и приемов логопедической работы. Реализация не зависит от формы обучения.
Методические рекомендации по организации обучения дисциплины

для студентов.

Рекомендуется поэтапное изучение дисциплины, чередование лекционного материала с практическими занятиями аудиторными и самостоятельной работой студентов.
Межпредметные связи:

Нейрофизиология.

Неврология.

Психолингвистика (общая).

Психолингвистика развития.

Логопедия (дошкольная).

Логопедия (школьная).

Общая педагогика.

Дошкольная педагогика.

Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Методика развития устной речи учащихся массовой школы.

Общая психология.

Специальная психология.

Логопсихология.

Анатомия и возрастная физиология.

Речевые сенсорные системы.

Зарубежная логопедии.

Современные аспекты логопедии.



    1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

      1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ.

Возможные виды деятельности: самостоятельная работа с теоретическим материалом, промежуточное тестирование, электронная консультация, электронный семинар, индивидуальные занятия, итоговое тестирование и др.




п/п

Наименование тем и разделов

Виды активности студента

Формы контроля



Предпосылки и истоки развития логопедии

самостоятельная работа с теоретическим материалом

Контрольный опрос, аудиторные контрольные работы, промежуточное тестирование.



Анатомо-физические механизмы устной речи в норме

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов

Контрольный опрос, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование.



Псевдобульбарная дизартрия



Бульбарная дизартрия



Подкорковая дизартрия



Корковая дизартрия



Мозжечковая дизартрия



Детский церебральный паралич как причина и этиопато-генетических механизмах дизартрии у детей

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов, выполнение практических занятий по обследованию детей

Контрольный опрос, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование.



Просодическая характеристика речи, механизмы невнятной речи при стертой дизартрии



Характеристика нарушений входящих в симптокомплекс детского церебрального паралича

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов, выполнение практических занятий по обследованию детей; анализ и обсуждение выполненных заданий

Контрольный опрос, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование.



Патология формирования анализаторной деятельности у детей с детским церебральным параличом



Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным паралич. Особенности психического и моторного развития больных с ДЦП.

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов

Контрольный опрос, аудиторные контрольные работы, промежуточное тестирование, итоговое тестирование.



Нарушение речевого развития при детском церебральном параличе



Обследование детей с дизартрией

самостоятельная работа с теоретическим материалом, подготовка докладов и тематических рефератов, выполнение тестовых проверочных заданий

Контрольный опрос, промежуточное тестирование, итоговое тестирование.



Основные направления коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии



      1. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ.

– выполнить практические и контрольные работы;

– выполнение тестовых заданий и др.


Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ: ОЧНОЗАОЧНОАЯ И ЗАОЧНАЯ)

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очно-заочная форма обучения

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

50

Аудиторные занятия

24

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

6

Лабораторные занятия




Самостоятельная работа

26

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Рефераты,тестовые задания

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет


3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

№№ п/п

Раздел дисциплины

(или темы дисциплины)

Лекции

ПЗ/С

ЛР

1.

Предмет и задачи Истории логопедии. Связь логопедии фониатрией и другими науками

2







2.

История развития логопедии в Западной Европе

4







3.

Сопоставительный анализ классификация речевых

Нарушений

2

2




4.

Развитие логопедии в Германии

2







5.

Развитие логопедии во Франции

2







6.

Современные методики преодоления расстройств голоса, ринолалии, дизартрии.

2

4




7.

Подготовка логопедов за рубежом.

2







8.

Профессиональные Ассоциации логопедов

2










Всего

18

6






заочная форма обучения


Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

50

Аудиторные занятия

10

Лекции

8

Практические занятия (семинары)

2

Лабораторные занятия




Самостоятельная работа

40

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Рефераты,тестовые задания

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет


3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

№№ п/п

Раздел дисциплины

(или темы дисциплины)

Лекции

ПЗ/С

ЛР

1.

Предмет и задачи Истории логопедии. Связь логопедии фониатрией и другими науками

2







2.

История развития логопедии в Западной Европе

4







3.

Сопоставительный анализ классификаций речевых

нарушений

2

2




4.

Развитие логопедии в Германии

2







5.

Развитие логопедии во Франции

2







6.

Современные методики преодоления расстройств голоса, ринолалии, дизартрии.

2

4




7.

Подготовка логопедов за рубежом.

2







8.

Профессиональные Ассоциации логопедов

2










Всего

18

6





Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «История логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск