Скачать 0.7 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _____Орлова О.С.______ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_03_» __сентября__2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) (Б3.В1.6.) Направление: 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)» Составитель: В.П. Глухов, доцент кафедры логопедии Москва-2012
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины – предметная (теоретическая и методическая) подготовка к профессиональной деятельности по одному из важнейших разделов логопедической работы – формированию навыков связных высказываний у детей, имеющих системное недоразвитие речи. Данный раздел логопедической работы является одним из основных направлений работы практического логопеда и является составной частью программ коррекционного обучения и воспитания детей с системными нарушениями речи (ОНР, ФФНР). Совершенствование методов обучения в свете Реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками описательно-повествовательной речи. В последние годы число детей, страдающих ОНР неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности. По данным педагогической практики и специальных исследований (Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова, Т.В. Волосовец, В.К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. В связи с этим именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать у него языковое чутье, научить связно, последовательно излагать свои выражать свои чувства и потребности. Выбор предметного содержания учебного курса определяется в первую очередь задачами квалифицированной профессиональной подготовки будущих логопедов к проведению коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний у детей с системными нарушениями речи. Отбор и структурирование учебного материала основаны на научно-дидактических принципах системности, последовательности, наглядности и др. Системообразующим при этом является теоретико-методологическое обоснование построения методики развития речи у детей с выраженными нарушениями речевого развития. Понятия и категории, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее полно и наглядно продемонстрировать обучающимся современные логопедические и педагогические технологии: методики обследования и поэтапного формирования навыков связных высказываний у детей с ТНР. Содержание курса определено с учетом разнообразных междисциплинарных связей теории и практики логопедии со смежными областями науки и общественной педагогической практики. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Основные цели и задачи учебного курса Целью данного курса является формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). В задачи курса входит:
Приведенная ниже программа учебного курса «Методика развития речи дошкольников (специальная)» составлена с учетом современных данных психолингвистических и психолого-педагогических исследований в области специальной педагогики и логопедии. Объем в ЗЕ: 3 кредита. (Общий объем часов учебной работы по изучению дисциплины – 108 ч., из них – 28 ч аудиторных занятий, 44ч - самостоятельная работа студентов, подготовка и проведение отчетности – 36 ч.) Время изучения: курс 3, семестры 5 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения по данному ОМ является успешное освоение модулей: «Основы психологии», «Возрастная психология», «Специальная психология», «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Психолинг-вистика», «Логопедия» (разделы, являющие предметом изучения на I, II и III году обучения), «Дети с общим недоразвитием речи», «Речевое общение детей с недоразвитием речи». Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедия, Методика обучения русскому языку (спец.), Организация и планирование логопедических занятий, Фронтальные формы логопедической работы, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида, Нарушения речи у детей с задержкой психического развития и др. Групповая принадлежность ОМ: Общекультурный /профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: Инструментальный / учебно-методический ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций :
Владения технологиями логопедического обследования уровня сформиро- ванности связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлеж- ностью модуля) Лекционные, практические (семинарские) аудиторные занятия, самостоя- тельная работа по изучению учебной дисциплины, выполнение практических заданий в период педагогической практики («пассивной» и самостоятельной). При прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения, рекомендуется использование иннова- ционных форм учебной работы (интернет-общение студентов с преподавателем при выполнении заданий для самостоятельной работы, различные варианты дистанционного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда и др.). Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): I уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; контрольный устный и письменный опрос; тесты на соответствие; контрольные задания на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; пповерочные тесты: на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, на классификацию; ранжирование; II уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; психолингвистический анализ, анализ выполнения практических заданий по обследованию уровня сформированности связной речи, составлению перспективных планов и конспектов коррекционных занятий с детьми с ТНР. III уровень сложности: отчет о выполнении «профильных» заданий (учебной дисциплины) в период педагогической практики, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий (по тематике курсовых и квалификационных работ). Требования к уровню освоения дисциплины обучающимися :
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |