Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная)





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная)
страница1/5
Дата публикации19.09.2013
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Московский государственный гуманитарный университет 

имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_____Орлова О.С.______

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03_» __сентября__2012г.

Программа модуля Методика развития речи дошкольников и

школьников (специальная) (Б3.В1.6.)




Направление: 050700 «Специальное (дефектологическое)

образование»
Профиль «Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)»

Составитель: В.П. Глухов, доцент кафедры логопедии
Москва-2012


  1. Пояснительная записка


Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины – предметная (теоретическая и методическая) подготовка к профессиональной деятельности по одному из важнейших разделов логопедической работы – формированию навыков связных высказываний у детей, имеющих системное недоразвитие речи. Данный раздел логопедической работы является одним из основных направлений работы практического логопеда и является составной частью программ коррекционного обучения и воспитания детей с системными нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Совершенствование методов обучения в свете Реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками описательно-повествовательной речи.

В последние годы число детей, страдающих ОНР неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.

По данным педагогической практики и специальных исследований (Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова, Т.В. Волосовец, В.К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. В связи с этим именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать у него языковое чутье, научить связно, последовательно излагать свои выражать свои чувства и потребности.

Выбор предметного содержания учебного курса определяется в первую очередь задачами квалифицированной профессиональной подготовки будущих логопедов к проведению коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний у детей с системными нарушениями речи.

Отбор и структурирование учебного материала основаны на научно-дидактических принципах системности, последовательности, наглядности и др. Системообразующим при этом является теоретико-методологическое обоснование построения методики развития речи у детей с выраженными нарушениями речевого развития. Понятия и категории, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее полно и наглядно продемонстрировать обучающимся современные логопедические и педагогические технологии: методики обследования и поэтапного формирования навыков связных высказываний у детей с ТНР. Содержание курса определено с учетом разнообразных междисциплинарных связей теории и практики логопедии со смежными областями науки и общественной педагогической практики.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет.

Основные цели и задачи учебного курса

Целью данного курса является формирование у студентов теоретических и практических знаний по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

В задачи курса входит:

  • проанализировать современные концептуальные подходы к проблеме изучения, анализа, формирования речи у детей с системными нарушениями речевой деятельности;

  • сформировать четкие представления о специальной методике развития речи как самостоятельном разделе коррекционно-логопедической работы;

  • систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития связной речи у детей с ОНР при разных уровнях речевого развития (по классификации Р.Е.Левиной – Т.Б.Филичевой);

  • систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития лексического и грамматического строя речи и навыков связных высказываний у детей с ОНР (при разных уровнях речевого развития);

  • обеспечить усвоение студентами – будущими логопедами понятийного аппарата специальной методики развития речи (методы, принципы, частные методики, специально-педагогические технологии, способы и приемы коррекционной логопедической работы по формированию связной речи и др.);

  • сформировать у студентов методические навыки организации и проведения специально-педагогического обследования состояния (уровня развития) связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста; познакомить студентов с современной методикой качественно-количественного анализа данных логопеди- ческого обследования сформированности навыков связных высказываний;

  • обучить студентов основам разработки коррекционных программ для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по развитию речи;

  • сформировать у студентов методические навыки разработки коррекционно-развивающих программ для фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий по развитию связной речи;

  • формировать у студентов профессионально-значимые умения планиро- вать, моделировать, методически правильно организовывать специальные (логопедические) занятия по развитию речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (находящихся на разных /II –IV/ уровнях развития речи);

  • научить студентов анализировать (с методической, коррекционно-педа- гогической, психологической, лингвистической и других точек зрения) различные мотодики логопедической работы по развитию речи и модели логопедических занятий.

Приведенная ниже программа учебного курса «Методика развития речи дошкольников (специальная)» составлена с учетом современных данных психолингвистических и психолого-педагогических исследований в области специальной педагогики и логопедии.
Объем в ЗЕ: 3 кредита.

(Общий объем часов учебной работы по изучению дисциплины – 108 ч., из них – 28 ч аудиторных занятий, 44ч - самостоятельная работа студентов, подготовка и проведение отчетности – 36 ч.)

Время изучения: курс 3, семестры 5

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения по данному ОМ является успешное освоение модулей: «Основы психологии», «Возрастная психология», «Специальная психология», «Педагогическое образование», «Лингвистика», «Психолинг-вистика», «Логопедия» (разделы, являющие предметом изучения на I, II и III году обучения), «Дети с общим недоразвитием речи», «Речевое общение детей с недоразвитием речи».

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Логопедия, Методика обучения русскому языку (спец.), Организация и планирование логопедических занятий, Фронтальные формы логопедической работы, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида, Нарушения речи у детей с задержкой психического развития и др.

Групповая принадлежность ОМ: Общекультурный /профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: Инструментальный / учебно-методический ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций :

  • Понимание социального функционала и значимости профессии учителя-логопеда;

  • Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности учителя-логопеда коррекционных и массовых ДОУ, специальной школы V вида и логопедического пункта при образовательных учреждениях;

  • Владение логопедическими технологиями специально-педагогического обследования и формирования связной речи у детей с системными речевыми нарушениями, профессиональными навыками решения аналитических и практических задач планирования и методически правильной организации логопедической работы.

Владения технологиями логопедического обследования уровня сформиро- ванности связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Общегуманитарное и профессиональное образование.

  • Овладение основами профессиональной деятельности.

  • овладение методологией логопедической работы с детьми, имеющими системные нарушения речи;

  • освоение студентами основных приемов психолингвистического анализа уровня сформированности связной речи и особенностей ее формирования в условиях общего и речевого дизонтогенеза;

  • овладение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками, обеспечивающими эффективное усвоение технологий логопедического обследования и формирования связной устной и письменной речи.


Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлеж- ностью модуля)

Лекционные, практические (семинарские) аудиторные занятия, самостоя- тельная работа по изучению учебной дисциплины, выполнение практических заданий в период педагогической практики («пассивной» и самостоятельной).

При прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения, рекомендуется использование иннова- ционных форм учебной работы (интернет-общение студентов с преподавателем при выполнении заданий для самостоятельной работы, различные варианты дистанционного обучения, моделирование и анализ ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда и др.).
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
I уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; контрольный устный и письменный опрос; тесты на соответствие; контрольные задания на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; пповерочные тесты: на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, на классификацию; ранжирование;

II уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; психолингвистический анализ, анализ выполнения практических заданий по обследованию уровня сформированности связной речи, составлению перспективных планов и конспектов коррекционных занятий с детьми с ТНР.

III уровень сложности: отчет о выполнении «профильных» заданий (учебной дисциплины) в период педагогической практики, моделирование социально-педагогических ситуаций профессиональной деятельности учителя-логопеда, выполнение профессиональных творческих заданий (по тематике курсовых и квалификационных работ).
Требования к уровню освоения дисциплины обучающимися :


По окончании изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими:

знаниями

умениями

навыками

Основами теоретических (психолингвистических и специально-педагогичес- ких знаний по методоло- гическим и методичес ким основам коррекционной логопедической работы, направленной на формирование связной речи у дошкольников и младших школьников с системными нарушениями речи;

- овладение методикой проведения логопедичес- кого обследования состояния связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

- методологией и содержанием коррекцион- ной работы по формированию у детей с ТНР навыков связных высказываний.


Овладение специальными педагогическими техноло- гиями коррекционной логопедической работы по следующим направлениям:

- проведение логопедичес кого обследования состояния (уровня сформированности) связной (диалогической и монологической) речи; Диффенциальная диагнос- тика уровня развития связной речи у детей с различными нарушениями речи;

- формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР;

- подготовка и квалифициро- ванное проведение коррек- ционных занятий по разделу «Развитие связной речи» в коррекционных ДОУ и специальной школе V вида.

коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими системные нарушения речи, по разделу «Формирова ние связной речи», включая навыки планирования и квалифици- рованного проведения логопедических занятий соответствующего вида;

- навыки методически правильного составления методического и наглядно-дидактического материала для логопедических занятий по формированию связной речи.

Навыками организации и проведения подгрупповой и фронтальной работы по формированию связной речи с учетом требований индиви- дуального и дифференциро-ванного подхода к детям с системными нарушениями речи.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол № «29» сентября 2011г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2013г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа модуля Методика развития речи дошкольников и школьников (специальная) iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск