Скачать 190.72 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Тишина Л.А., доцент_ (должность) Москва-2013 I. Введение. Основное содержание программы. Учебный предмет является обязательной обязательной дисциплиной и относится к общепрофессиональным дисциплинам. (Выписка из ГОС ВПО):
I.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные цели и задачи учебного курса Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов дефектологических факультетов. В процессе ее изучения студенты приобретают знания и умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя-логопеда школы V вида. Содержание курса методики математики ориентировано на начальный, наиболее ответственный и специфичный в методическом отношении период специального обучения языку учащихся первого отделения школы V вида. Целью данного курса является формирование профессионального мышления студентов, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о своеобразии психического развития детей с различными формами речевой патологии и методах коррекционно-развивающего обучения, ориентированных на личность ребенка и своеобразие познавательной и речевой деятельности учащихся с различной структурой нарушения. Задачи дисциплины: - определить образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие возможности данной учебной дисциплины в структуре общих задач социального развития и адаптации; - охарактеризовать специфические трудности усвоения математических понятий, знаний и умений, характерные для детей с различной структурой нарушения речевой деятельности; - раскрыть содержание начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи; - сформировать общие методические подходы и конкретные педагогические умения, необходимые учителю-логопеду для осуществления учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, внеклассные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.). Изучение данной дисциплины способствует формированию у студентов таких видов профессиональной деятельности как коррекционно-развивающая, диагностическая, научно-методическая, социально-педагогическая и учебно-воспитательная. Успешное овладение материалом специальной методики математики предполагает наличие у студентов прочных знаний по ряду общих и специальных дисциплин учебного плана дефектологического факультета: психология общая и специальная, возрастная анатомия и физиология высшей нервной деятельности, педагогика общая и специальная, логопедия, дисциплины лингвистического цикла, специальная методика преподавания русского языка, специальная методика преподавания литературы, методика развития речи. Все эти предметы, закладывая фундамент знаний студентов о закономерностях развития речи детей с системными нарушениями, вместе с тем позволяют осознать принципы их специального обучения и воспитания вообще и обучения основам математики в частности. В процессе занятий методикой математики в школе V вида студенты получают возможность применения знаний, приобретенных в результате изучения названных выше дисциплин, к осознанию и решению конкретных методических вопросов. Исходя из того, что данная специальная методика как наука имеет дело с изучением закономерностей процесса формирования мышления у детей с системным недоразвитием речи, особую значимость для студентов приобретает актуализация материала (творческое оперирование им) по лингвистике, психологии, психолингвистике и логопедии, что позволяет более глубоко изучить процессы взаимовлияния развития речи и мышления. Одновременно с сообщением системы знаний по специальной методике математики и на их основе необходимо воспитать у студентов минимум практических умений. В связи с этим в преподавании курса специальной методики математики в качестве основных используются лекционный метод, а также методы лабораторных и практических занятий. На очно-заочном отделении логопедии учебный курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий: 12 часов лекционных, 24 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы (36 часов).
Общеобразовательная и учебно-методическая направленность программы
II ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (ПО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБЕЧЕНИЯ)
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тематическое планирование и виды учебных занятий. В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования (2005 г.) и типовыми учебными планами факультетов МГГУ им. М.А.Шолохова программа учебной дисциплины включает: на очно-заочном отделении – 300 учебных часов; из них – 36 часов аудиторных занятий. Отдельные учебные вопросы дисциплины предлагаются студентам для самостоятельного углубленного изучения в форме письменных рефератов, устных сообщений, конспектирования специальной литературы, дистанционное обучение, «интернет-классы» и др.). Для такой формы обучения планом предусмотрено 36 часов. Самостоятельная работа студентов над конспектами лекционного курса и рекомендованной литературой, выполнение ими практических заданий преподавателя завершается написанием курсовой работы.
IV Содержание разделов дисциплины (Тематический план лекций для очно-заочной формы обучения) Учебная работа по данному курсу на дефектологическом факультете проводится в форме лекционных и лабораторных занятий. Лекционный материал курса состоит из шести разделов. Тема 1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. Развитие математического мышления в онтогенезе. Понятие акалькулии и дискалькулии. Психологические механизмы трудностей овладения математикой как учебным предметом. Абстрактно-логическое мышление учащихся с речевыми нарушениями. Пространственное восприятие и анализ у детей с речевой патологией. Временные представления и понятия. Психомоторные функции. Особенности словесного опосредования. Произвольная деятельность планирования и контроль. Тема 2. Педагогическая характеристика учебных занятий, умений и навыков по математике у учащихся с речевыми нарушениями. Особенности понятий о числе, счете и арифметических действиях. Усвоение нумерации чисел. Характеристика процесса решения текстовых задач. Особенности выполнения устных и письменных вычислений. Специфика усвоения элементов алгебры и геометрии. Тема 3. Содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основные цели и задачи обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы начального курса математики. Арифметика натуральных чисел и основных величин. Алгебраическая пропедевтика. Элементы геометрии. Взаимосвязь основных разделов программы. Структура программы. Принцип концентричности расположения учебной информации. Специфические компоненты программы. Распределение учебного материала по годам обучения. Межпредметные связи и их роль в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями. Логопедические занятия и учебная работа на уроке математики. Тема 4. Методы и средства обучения математике учащихся с нарушениями речи. Организация учебной деятельности. Классификация методов обучения по математике различным основаниям. Индуктивный и дедуктивный способы ознакомления с учебным материалом. Понятие специальных методик обучения математике. Психологическое обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от уровня познавательного развития учащихся, структуры нарушений речевой деятельности, особенностей двигательной сферы. Роль практических действий и наглядности моделирования на различных этапах познавательного процесса. Специфика применения словесных методов в учебном процессе. Основные средства обучения математике. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся. Типология уроков математики. Цели и задачи урока. Этапы урока. Роль подготовительной (“речевой”) работы на этапе ознакомления, закрепления и повторения учебного материала на уроке. Дифференциация требований к различным группам учащихся на уроке. Схема психолого-педагогического анализа урока математики. Внеклассная форма коррекционно-развивающего обучения математике. Психокоррекционное и психотерапевтическое значение обучения математике детей с речевой патологией. Тема 5. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями. Общедидактические принципы и их реализация в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями. Патогенетическое и психологическое обоснование принципов коррекционного обучения. Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями. Образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи в структуре учебной деятельности учащихся с речевой патологией. Личностно-деятельностный принцип в обучении математике. Принцип учета структуры нарушений психической деятельности детей с различными видами речевых расстройств. Особенности воздействия на “ведущую недостаточность”, опора на сохранные звенья. Понятие дифференцированного и индивидуализированного подхода в обучении математике. Социальные критерии интеллектуального и речевого развития в процессе обучения математике и их учет в процессе учебной деятельности. Тема 6. Частные методики обучения математике. Развитие первоначальных понятий о числе, счете и арифметических действиях. Первый десяток. Знакомство с нумерацией чисел. Специфика формирования приемов устных вычислений. Обучение решению текстовых задач. Построение лекционного материала основывается на знаниях, полученных студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического образования: логопедия, основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, речевые и сенсорные системы, основы невропатологии, физиология высшей нервной деятельности, педагогическая и возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика, патопсихология, логопсихология, психолингвистика и др. Это относится, например, к вопросам динамической локализации высших психических функций, обеспечивающих мыслительную и речевую деятельность, возрастных этапов формирования мышления человека в норме, закономерностей формирования и реализации речевой деятельности, ее специфических особенностей, процесса речевой коммуникации, диагностики речевых и неречевых нарушений и др. В содержание лабораторных занятий со студентами входит изучение следующих основных вопросов: - анализ программы по математике для специальной школы V вида; - овладение методами и приемами обследования зрительного восприятия, а также состояния высших психических функций младших школьников с системными нарушениями речи; - изучение симптоматики дискалькулии в процессе логопедического обследования: - наблюдение уроков и индивидуальных занятий по всему спектру языковых дисциплин в специальной школе; - анализ готовых конспектов уроков и наглядных пособий по всем разделам программы по математике; составление (с помощью преподавателя) конспектов уроков и занятий по аналогии с образцами, их последующее обсуждение; - отбор и методическая обработка речевого материала к урокам, подготовка наглядных пособий; - упражнения в самостоятельном планировании уроков по всем разделам программы по математике (с использованием школьных учебников, пособий и практических руководств для учителя), обсуждение подготовленных конспектов уроков; - планирование системы уроков по программной теме; - планирование материала по предмету на учебную четверть; - специально организованное педагогическое и психолого-педагогическое изучение детей с системными нарушениями речи на уроках математики в школе; - проверка письменных работ учащихся с системными нарушениями речи, анализ ошибок (определение их причин, видов), подготовка материала к работе над ошибками в классе. Важное значение придается также выполнению студентами практических заданий по обследованию детей и составлению «авторских» конспектов уроков по формированию математических знаний и развитию математической речи у детей с ОНР. Основные понятия
Практические занятия Тема: Первый десяток. План проведения практического занятия:
Тема: Обучение решению текстовых задач. План проведения практического занятия:
Вопросы к зачету по учебному курсу “Методика преподавания математики» (специальная) Вопросы к зачету
Вопросы к зачету ежегодно обновляются и утверждаются на заседании кафедры логопедии. Учебная практика по дисциплине На 5 курсе, в 9 семестре предусмотрена педагогическая практика студентов в качестве учителя-логопеда начальных классов в школе V вида. Во время проведения практики студенты проводят по плану учителя уроки русского языка и математики, обследуют детей, заполняют диагностическую карту и определяют специфику мыслительной деятельности учащихся, состояние их оптико-пространственных и временных представлений, особенности логического и абстрактного мышления. V Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная
Дополнительная
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная... Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... |