Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций»





НазваниеРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций»
страница1/8
Дата публикации23.05.2015
Размер1.48 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8



Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова"

Утверждаю: зав. кафедрой

_______________________

Д. филос. н., проф. Аванесова Г.А.
Решение заседания кафедры,

протокол № 2 от 24 сентября 2010 г.

Программа дисциплины

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Специальность: 032800 - Культурология


Составители:

д. филос. н., проф. Аванесова Г.А.,

к. культурологии, ст. преп. Смирнов А.Г.
Москва – 2013
1. Введение. Основное содержание программы.

ДПП.Ф.09

История культур и цивилизаций

Происхождение культур и цивилизаций. Типологические характеристики культуры первобытности. Культуры варварского и кочевого мира. Образный строй традиционных африканских культур. Особенности развития древней культуры Ближнего Востока: Месопотамия и Египет. Первые универсальные империи: Ассирия и Иран.  Типологические характеристики древнеиндийской культуры. Культура древнего и средневекового Китая. Культура стран Дальнего Востока (Япония, Корея, Юго-Восточная Азия). Культурная специфика доколумбовой Америки. Античность как тип культуры. Цивилизации и культуры Древней Греции, эллинистических государств и Рима. Типология средневековых культур. Особенности мусульманской культуры. Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные феномены. Западноевропейская культура Нового времени (от Ренессанса до Просвещения). Европейская культура ХIX века. Культурный переворот ХХ века.

Культура раннего русского Средневековья. Московское государство как цивилизационный феномен. Трансформация русской культуры в XVIII веке. Классическая русская культура XIX века. Русская и советская культуры ХХ века.

432


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа разработана для студентов – будущих преподавателей культурологии, а также истории мировой художественной культуры, являясь частью профессиональных дисциплин. Она программа заключает в себе важнейшие разделы дисциплины: теоретическую базу теории культуры и теории цивилизаций, рассмотрение признаков, которые свидетельствуют о созревании какой-либо культуры в сердцевинную культуру-цивилизацию; анализ исторически исчезнувших цивилизаций и цивилизаций, продолжающих существовать до наших дней, включая отечественную – русско-православную цивилизацию. Важное внимание уделено механизмам цивилизационного взаимодействия как в прошлом, так и в условиях современных глобальных отношений между разными культурами и странами.

Все это позволяет нацелить учебный материал на то, чтобы подготовить студентов к осознанию тех глобальных процессов, которые связаны в наши дни с интенсивными межкультурными и межцивилизационными связями разных народов и стран. Курс разработан на достижениях мировой научной мысли о культурах и цивилизациях, акцентирует внимание студентов на динамических процессах взаимодействия разных цивилизационных ареалов, а также на тех результатах, которые порождаются на основе этого взаимодействия. Немало внимания уделяется в учебном курсе проблемам сохранения национальных особенностей культур разных стран, в том числе российской культуры.
Основные цели и задачи курса
Цель настоящего курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основами современной теории культуры и теории цивилизаций, раскрыть историческую динамику важнейших культурно-цивилизационных ареалов (как «мертвых», так и «живых”), добиться их свободного владения аналитическим аппаратом и основными выводами теории культуры и цивилизационной теории, особенно значимыми в практическом аспекте ее использования.

Эта цель достигается через решение следующих задач:

1. Анализ развития научных представлений о культурных и цивилизационных системах, об этапах становления цивилизационной теории и взглядов на взаимодействие цивилизаций; формирование у студентов навыков владения познавательным аппаратом теории культуры и теории цивилизаций;

2. Анализ исторической динамики первобытной культуры, а также важнейших цивилизаций Древнего мира, Средних веков, Нового времени; закрепление знания основных культурных достижений, психологических стереотипов, массовых духовных ценностей в каждой из них;

3. Рассмотрение проблемы сохранения своеобразия современных цивилизаций (в том числе российско-православной) в условиях расширения глобальных процессов и интенсивных межкультурных связей.

4. Выработка у студентов умения использовать полученные в ходе курса знания в своей будущей профессиональной деятельности (преподавания культурологических дисциплин); раскрытие методики преподавания истории культур и цивилизаций как в средней, так и в высшей школе; развитие у студентов способностей анализировать и излагать материал данной дисциплины с научных позиций.
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения лекционного материала, практических и семинарских занятий, а также удовлетворительных оценок промежуточного (выполнение контрольных заданий, зачеты, выступление на практических занятиях) и итогового (экзамен) контроля студенты обязаны:

Знать:

- важнейшие понятия, тематику курса, теоретические основы данной дисциплины;

- культурные признаки, свойства поведения, духовные ценности, характерные для представителей разных цивилизаций;

- место и роль истории культур и цивилизаций в контексте профильных дисциплин культурологического цикла

Уметь:

- уметь различать в истории, а также в современном мире важнейшие цивилизационные системы;

- использовать основные приемы культурологического анализа в исследовании культур в синхронном и диахронном аспектах;

- видеть в свете культурологического подхода проблематику современной культуры, своей этно-национальной культуры, а также межкультурных и межконфессиональных взаимодействий в условиях глобального мира.

Владеть:

- методами самостоятельной работы с литературой по специальности;

- приёмами культурологического анализа важнейших сфер и областей социокультурной практики, включая практику массовой культуры и информационно-коммуникативного взаимодействия.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор материала базируется на принципе системности, характерной для истории культур и цивилизаций как дисциплины культурологического цикла. Дидактические компоненты подчинены сформулированной цели и поставленным задачам. Разделы сформированы таким образом, чтобы чётко и наглядно представить историческую динамику цивилизаций, проанализировать как индивидуальную специфику ведущих мировых культур, так и их взаимодействия в синхронном и диахронном аспектах. Также в рамках дисциплины анализ истории культур сочетается с теоретическим осмыслением цивилизационного развития в контексте ведущих культурологических направлений (эволюционизм, диффузионизм, концепция локальных цивилизаций и др.). Таким образом, содержание курса направлено на формирование научного мировоззрения у студентов и служит важным элементом профессиональной подготовки культурологов в рамках изучения профильных дисциплин культурологического цикла.

Дисциплина изучается в ходе аудиторной работы (на лекционных и практических занятиях), а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма контроля – зачет или экзамен, итоговый контроль - экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, перечень вопросов к зачетам и экзаменам, список рекомендуемой литературы, видеофильмов, мультимедийных программ.
II. Содержание: разделы дисциплины и виды учебной работы
2.1. Тематический план лекций для очно-заочной формы обучения

(2-4 курсы)
Раздел 1. Теория цивилизаций
Лекция 1.Основные идеи и понятия теории культуры и теории цивилизаций (2 часа)

Понятие культура. Культуры разных исторических периодов – первобытная, древняя, средневековая, культура Нового и Новейшего времени. Культуры разных континентов. Культуры крупных цивилизационных систем. Культуры разных сообществ: племен, народностей, этносов, наций, стран, регионов. Происхождение культур и цивилизаций. Переход от первобытной культуры к культуре исторической, от традиционной культуры к цивилизации.

Историческое развитие понятия цивилизация. Понятие «цивилизация» в настоящее время. Цивилизация как масштабная исторически устойчивая суперсистема культурного плана. Признаки цивилизации. Общие и различные признаки у цивилизации и культуры. В каких случаях можно говорить о цивилизациях, в каких - о культуре.

Общая схема культурно-цивилизационного развития человечества. Критерии и классификации цивилизационного развития; виды цивилизаций в прошлом и настоящем. Первобытная культура и формирование древних цивилизаций. Роль осевого времени в рождении цивилизаций современного типа. Проблема Востока-Запада. Европейская цивилизация - неевропейские цивилизации.

Развитие представлений о цивилизации за последние 100-150 лет: Данилевский Н.Я. (культурно-исторические типы); Шпенглер О. (характер межцивилизационных взаимодействийч, упадок цивилизации Запада). Сорокин П., (динамика цивилизаций); Тойнби (жизненные циклы цивилизаций); Ясперс К. (осевое время); Гумилев Н. (динамика этнических культур и мировых цивилизаций); Ерасов Б.С. (цивилизационные универсалии); С.Хантингтон (столкновений цивилизаций) и др.

Современные представления об исчезнувших и живущих цивилизациях.
Раздел 2. Доосевые культуры и цивилизации
Лекция 2. Особенности первобытной культуры (2 часа)

Период первобытности, его роль в человеческой истории. Типологические характеристики культуры первобытности. Эволюционный и креационистский подходы. Проблема периодизации первобытной культуры. Каменный век, его периодизация (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). Условность хронологии. Роль региональной специфики. Особенности первобытной культуры: отсутствие письменности, материального и сословного разделения, государства, городов, гражданственности. Синкретический характер первобытной культуры. Кочевой или полукочевой образ жизни. Материальная культура и тайны духовного мира древних людей. Мифология и ранние формы религии. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал. Мифология и фольклор.

Мифологическая картина мира. Мифологический код и культурная память. Отражение в мифах представлений о происхождении мира, человека, культуры. Нормативная функция мифа. Миф о золотом веке, потерянном рае.

Художественное наследие первобытного человека. Магия и эстетика первобытного искусства. Зооморфизм и антропоморфизм художественных образов. Культ Богини-Матери и женские скульптурные статуэтки. Пещерная и наскальная живопись (Ласко, Альтамира, Нио, Монтеспан, Фон де Гом и др.). Древние захоронения. Мегалитическая архитектура.

Роль первобытной культуры в контексте истории человека. Генезис культуры и проблематика происхождения культур и цивилизаций.
Лекция 3. История и характерные особенности Древнеегипетской цивилизации (2 часа)

Особенности развития древней культуры Египта. Место развития, география, климат. Исторические периоды развития Древнего Египта. До династический период (до 10 тыс. лет до н.э.). Додинастический период (IV тыс. до н.э.) – возникновение городов, письменности, системы счета. Освоение Фаюмского оазиса с 4600-4300 гг. до н.э. Основные хозяйственные занятия. Раннее царство (3000 по 2800 гг. до н.э.) – единое государство, культ фараона, религиозные воззрения и развитие заупокойного культа, совершенствование письменности, начальный этап монументальной архитектуры. Древнее царство (2800-ок. 2250 гг. до н.э.) – столица Мемфис. Высокая степень сакральности культуры (культ Осириса). Важнейшие культы: фараона и заупокойный культ (“Тексты пирамид”). Искусство, монументальная архитектура, рельеф, живопись, художественные промыслы и др. Среднее царство. (2050-1750 гг. до н.э.). Фивы. Идея бессмертия человека (культ Амон-Ра). Храмовое строительство, монументальная скульптура, ремесло. Новое царство (ок.1580-1085 гг. до н.э.). Всеегипетский культ Амон-Ра. Идеи личного покаяния, суда в загробном мире (суд Осириса). Эхнатон и эпоха Амарна. Позднее царство (XI-IV вв. до н.э.). Саисское Возрождение. Завоевание Египта чужеземцами – персами, древними греками, римлянами, арабами.

Характерные особенности материальной культуры древнеегипетской цивилизации. Древнеегипетской цивилизации (ирригация, сельское хозяйство, ремесла, военное дело, жилище, пища, одежда, образ жизни). Государственная и социальная организация. Властно-политическая пирамида, законодательство, социальные слои. Религия, заупокойный культ. Мифы и мифологическое мышление. Зачатки научной мысли (медицина, математика, астрономия, история). Общие особенности искусства Древнеегипетской цивилизации (храмовая архитектура, пирамиды, художественная литература (поучения, гимны, сказки и др.), изобразительное искусство, музыка, театр). Язык и письмо.

Воздействие Древнеегипетской цивилизации на развитие культур других народов, на современную культуру.
Лекция 4. История древних культур Месопотамии (2 часа)

Особенности развития древней культуры Ближнего Востока. Месопотамия: место развития, география, климат. Время существования –2-я пол. IV тыс. – 1-я пол. I тыс. до н.э. Шумеры-завоеватели (“черноголовые”) - культура IV - 1-й пол. III тыс. до н.э. Города Ур, Урук. Позже - аккадцы, вавилоняне. Центр Вавилон. В I тыс. до н.э. – ассирийское вторжение и новая культура с центром Ниневия. Царь Навуходоносор. Вавилон. Разрушение Иудейского царства, строительство Вавилонской башни. Культура финикийцев.

Города-государства (Ур, Урук, Вавилон, Ниневея, Ашшур и др.). Государственное устройство. Феномен Восточной деспотии. Сакральный характер политической власти. Законы царя Хамураппи. Война в Шумере, Аккаде, Ассирии. Роль торговли. Первые универсальные империи: Ассирия и Иран, их отличительные черты, особенности развития.

Шумеро-аккадская и вавилонская религия и мифологические воззрения. Мифы о потопе. Эпос о Гильгамеше. Образовательная система. Письменность, язык. Клинопись и её распространение в Малой Азии. Глиняные таблички. Библиотеки.

Городская архитектура. Архитектурный ансамбль Вавилона в описаниях Геродота. Искусство – скульптура, мелкая пластика; литература. Научные знания.

Значение цивилизации Двуречья для последующего развитие культур разных народов. Современные образы о древних культурах Двуречья. Теория панвавилонизма. Месопотамия и Египет: сравнительная характеристика.
Лекция 5. Культуры аборигенов доколумбовой Америки, Центр.и Южн.Африки, Австралии. (2 часа)

Особенности культуры аборигенов американского континента до завоеваний европейцами. Культурная специфика доколумбовой Америки. Ольмекская культура (1500-300 гг. до н.э.); цивилизация майя (300 г. до н.э. 900 г. н.э.); культура тольтеков (900-1100 гг.), ацтеков (XIV в. до прихода испанцев), культура инков (Перу). Специфика материальной культуры (земледелие, отсутствие колеса, плута и др.). Урбанистические центры, ритуальные центры (архитектурные сооружения, храмы, платформенные холмы, ритуальные площадки, лестницы, террасы и т.п.). Жреческая и светская (правители и воины) элита, земледельцы. Роль войны в развитии культуры аборигенов Америки. Письменность доиспанской эпохи. Религия, человеческие жертвоприношения. Понятия о космосе, времени, в древних культурах мезоамерики. Время и пространство – неразделимые священные реальности. Параллелизм между временем и пространством божеств и людей. Астрономические наблюдения. Календарь. Игра в мяч. Искусство.

Специфические характеристики культур народов Центральной и Южной Африки: традиционные хозяйственные занятия, жилищные постройки, семейно-родственные связи, мифология, магия, искусство.

Особенности архаической культуры аборигенов Австралии, Новой Гвинеи, Океании. Образный строй традиционных африканских культур. Хозяйственный уклад, формы религии, магическая практика.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2012 г. Программа...
Важное внимание уделено рассмотрению высших достижений художественной культуры культурных разных народов, а также механизмам цивилизационного...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры протокол № от рабочая программа дисциплины...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа дисциплины «история культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск