Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций»
страница1/7
Дата публикации22.02.2015
Размер1.21 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.







______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 02.09.2013 г.



Учебно-методический комплекс
ДПП.Ф.12.3 Технология обследования моторных функций
Факультет дефектологический

Направление: 050715 Логопедия

Кафедра логопедии

Составитель: Матросова Т.А.

К.п.н.. доцент
Москва-2013
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций»


Направление: 050715 Логопедия

Составители: _Матросова Т.А., доцент_

(должность)
Москва-2013

Введение. Основное содержание программы.

ДПП.Ф.12

Логопедические технологии

Технология обследования и формирования произносительной стороны речи.

Технология обследования речи.

Технология обследования моторных функций. Обследование моторных функций у детей как часть психолого-педагогического обследования. Разделы обследования: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика, мимика. Направления обследования в каждом разделе. Статическая, динамическая и пространственная координация, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движения. Качественная и количественная оценка результатов обследования.

Технология формирования интонационной стороны речи. Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании.


144

Учебный предмет является обязательной обязательной дисциплиной и относится к общепрофессиональным дисциплинам (логопедическим технологиям).

Определение предмета, объекта и задач логопедического обследования. Направления (разделы) обследования моторных функций и речи. Другие разделы обследования детей. Создание модели обследования и структурно-содержательная характеристика этапов обследования.

Организация и проведение обследования по разделам: общая моторика, мелкая моторика рук, лицевая и артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмо-интонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словообразование, грамматический строй, словарь.

Пояснительная записка
Технология обследования моторных функций и речи является дисциплиной, позволяющей логопеду проводить точную диагностику развития всех сторон речи и определять уровень развития моторики ребенка. В рамках данной дисциплины моторное развитие рассматривается, с одной стороны, как процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, скелетно-мышечных волокон, который проявляется в постепенном усложнении двигательных действий, в развитии двигательных качеств, в формировании двигательных навыков, а с другой стороны, как уровень развития двигательных качеств и двигательных навыков, достигнутый к определённому возрасту. Сопоставление с возрастно-половыми нормативами позволяет судить об ускоренном или замедленном моторном развитии. Вместе с физическим развитием является важным критерием биологического возраста.

В дисциплине предполагается изучение нормативов развития и технологии диагностики разных видов моторики: общей (крупной), тонкой (моторики рук, мелкой), мимической, артикуляционной.

Особое внимание обращается на методологическое и прикладное назначение знаний для логопедов-практиков, практический выход теоретических концепций о закономерностях формирования и функционирования речевой деятельности и моторных функций для профессиональной деятельности логопеда, объективного научного обоснования методических систем коррекционной логопедической работы, правильной организации логопедического обследования моторного развития и речи у детей с нарушениями речи.

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического образования: основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, речевые и сенсорные системы, нейрофизиология высшей нервной деятельности, социальная, педагогическая и возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика, патопсихология, логопсихология, методика развития речи (специальная) и др.

Важное значение придается выполнению студентами практических заданий по обследованию детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Следует подчеркнуть, что изучение курса «Технология обследования моторных функций и речи» преследует, прежде всего, учебные цели, направленные на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение практических навыков у практикующих специалистов.

Целью данного учебного курса является формирование у студентов

- представлений о формировании и функционировании моторной сферы; нормативах ее развития в детском возрасте;

- системных знаний и практических навыков в области диагностики уровня моторного развития и речи;

- знаний об основных разделах обследования моторных функций и речи (общая моторика, мелкая моторика рук, лицевая и артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмо-интонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словообразование, грамматический строй, словарь);

- умений проводить обследование моторных функций и речи и составлять логопедическое заключение об их состоянии и др.

В задачи изучения курса входит:

- сформировать целостные представления о механизмах развития моторных функций и закономерностях формирования разных видов моторики в онтогенезе;

- сформировать четкие представления о взаимосвязи, существующей между уровнем развития моторики и уровнем развития речи;

  • ознакомить с основными направления обследования, актуализировать современные методики и технологии изучения разных видов моторики и речи;

  • сформировать представления о методике комплексного обследования моторики как важнейшего раздела специальной педагогики;

  • развить умение самостоятельно проводить диагностику речевого и моторного развития;

  • обучать студентов навыкам обследования моторных функций и речи, позволяя им приобрести опыт диагностирования индивидуальных речевых и моторных особенностей.

В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования и типовыми учебными планами факультетов МГГУ им. М.А.Шолохова программа учебной дисциплины включает: на очно-заочном отделении 16 часов аудиторных занятий, из которых 4 часа отводится на лекционные, и 12 часов - на лабораторные занятия; на заочном отделении 12 ч. аудиторных занятий (6 часов лекционных и 4 (8) часов практических занятий). Отдельные учебные вопросы программы предлагаются студентам для самостоятельного углубленного изучения.

Внутрисеместровая аттестация проводится в виде выполнения практических заданий по обследованию моторных функций и речи детей с нарушениями речи. Форма отчетности – зачет.

Учебная работа по данному курсу педагогическом факультете проводится в форме лекционных и лабораторных занятий.

Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной форме обучения



Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа






Лекции

4

10

6



Практические/семинарские













Лабораторные

6

16

6




Консультации













Курсовые/рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль

Зачет

Экзамен









6




Общий объем часов по дисциплине

10

26

36


Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения



Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа






Лекции

2

14

6



Практические/семинарские













Лабораторные

4

16

6




Консультации













Курсовые/рефераты













Контрольные работы













Итоговый контроль

Зачет

Экзамен









6




Общий объем часов по дисциплине

6

30

36


Тематический план лекционного курса

Тема 1. Предмет, объект и задачи исследования моторных функций 
1. Обследование моторных функций у детей как часть психолого-педагогического обследования.  2. Теоретические основы обследования моторики (Н.А.Бернштейн, А.В.Семенович и др.). Предмет и объект исследования.  3. Формулирование задач обследования, значение результатов обследования для диагностики, планирования и проведения коррекционной работы. 

Тема 2. Содержание обследования моторных функций 
1. Сбор анамнестических данных.  2. Разделы обследования: общая моторика, мелкая моторика, мимика лица, артикуляционная моторика.  3. Направления обследования в каждом разделе: статическая координация, динамическая координация, пространственная, ритмическая, темпоральная, серийно-последовательная организация движений. 

Тема 3. Этапы обследования, их характеристика 
1. Подготовительный этап: отбор упражнений для обследования по каждому разделу; подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям. 
2. Этапы обследования: организационный момент; предъявление заданий (до инструкции или по образцу), фиксация результатов обследования (ведение протокола). Демонстрация возможных видов упражнений для проведения обследования моторных функций (по каждому из разделов с последующим обсуждением). 
3. Этап анализа и оценки полученных материалов обследования. Определение параметров анализа результатов обследования (по разделам). Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Комментарии. 
4. Этап формулирования выводов по результатам обследования. Выводы констатирующего, диагностического, прогностического и методического характера. Формулирование выводов с комментариями. 
5. Заполнение соответствующих разделов речевой карты по результатам анализа материалов обследования. 
Тема 4. Обследование общей моторики 

Тема 5. Обследование тонкой моторики рук 

Тема 6. Обследование мимики лица и моторики артикуляционного аппарата
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел I. Определение предмета, объекта и задач логопедического обследования. Направления (разделы) обследования моторных функций и речи. Другие разделы обследования детей.

Проблема диагностики речевого развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

Понятия «диагностика», «речевая диагностика». Основные направления исследования в области диагностики речевого развития детей: изучение интеллектуальной деятельности как одного из показателей умственного развития; исследование собственно речи во всех аспектах. Методики, выявляющие закономерности речевой деятельности на возрастных этапах, особенности развития разных сторон речи. Развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя речи, осознания речевой деятельности.

Раздел 2. Создание модели обследования и структурно-содержательная характеристика этапов обследования.

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста. Обработка и интерпретация результатов обследования (определение количественной и качественной оценки речевого развития дошкольников).

Основные этапы обследования моторных функций.

Технология обследования общей моторики.

Технология обследования мелкой моторики.

Технология обследования мимической моторики.

Технология обследования артикуляционной моторики.

Раздел 3. Организация и проведение обследования по разделам: общая моторика, мелкая моторика рук, лицевая и артикуляционная моторика.

Изучение состояния общей моторики, ее оценка в пробах на статическую, динамическую координацию, одновременность движений.

Статическая координация как возможность удержания позы. Система подсчета баллов.

Пробы на оценку динамической координации. Оценка в баллах. Возрастные нормативы.

Диагностические пробы на оценку одновременности движений. Организация изучения, система балльного оценивания.

Состояние тонкой моторики и оценка выполнения диагностических проб.

Состояние мимической моторики и оценка выполнения диагностических проб.

Состояние артикуляционной моторики и оценка выполнения диагностических проб.

Раздел 4. Организация и проведение обследования по разделам: звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмо-интонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словообразование, грамматический строй, словарь.

Изучение словаря детей дошкольного возраста. Изучение количественного и качественного состава словаря детей (понимание значения слова, степени его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи).

Способы оформления результатов обследования.

Использование методов количественной оценки словаря.

Изучение степени сформированности лексических навыков. Изучение особенностей смысловой стороны словаря детей.

Диагностика лексического развития в целью определения готовности детей к обучению в школе.

Обследование состояния сформированности грамматического компонента языковой способности. Методика обследования.

Обследование состояния сформированности звуковой стороны речи. Установление причин неправильного произношения и факторов, влияющих на воспитание звуковой культуры речи дошкольников. Приемы обследования, оформления результатов обследования звуковой стороны речи.

Изучение связной речи. Трудности объективного анализа связной речи детей дошкольного возраста. Изучение особенностей описательной речи, критерии оценки высказываний описательного типа: общая структура текста, выделение микротем и их раскрытие, последовательность, виды внутритекстовой связи, самостоятельность и плавность речи. Характеристика описательной речи детей по результатам обследования. Изучение особенностей диалогической речи в ситуации общения ребенок – ребенок, взрослый – ребенок, в специально организованной учебной деятельности. Оценка коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Изучение уровня сформированности у детей практического осознания элементов языка и речи.

Основные понятия

Моторика; моторное развитие; крупная (общая) моторика; мелкая (ручная) моторика; звукопроизношение; лексика; грамматический строй; связная речь.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Технология обследования моторных функций» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа...
Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск