Скачать 266.7 Kb.
|
Институт коррекционной педагогики РАО Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении Программы по биологии в VI–IX классах Научный руководитель: канд. пед. наук Шевченко С.Г. Учитель: Кокина Л.Г. Объяснительная записка Обучение школьников с ЗПР биологии осуществляется на основе развития основных биологических понятий. Основной целью уроков биологии является усвоение ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формирование их научного мировоззрения. В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала опираться на жизненный опыт детей. На уроках необходимо использовать больше наглядности, увеличить количество лабораторных работ по биологии (6 – 7 классы). Для лучшего усвоения изученного материала введены обобщающие уроки. Программа ориентирует на обобщение знаний учащихся. Обобщаются при этом основные базовые знания, выделяются связи между ведущими идеями и понятиями. Учитель может изменять темы обобщающих уроков, исходя при этом из особенностей усвоения учебного материла школьниками. Для усвоения изучаемого материала детьми с ЗПР некоторые вопросы излагаются ознакомительно, некоторые темы или вопросы из темы исключаются. Школьный курс биологии включает следующие разделы:
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ VI класс Введение (1 ч.) Тема "Охрана растений" рассматривается в разделе "Цветок и плод". I. Общее знакомство с цветковыми растения (6 ч.) Вместо темы "Состав растений" изучается тема "Разнообразие растений". II. Клеточное строение растительного организма (5 ч.) Не изучается тема "Движение цитоплазмы и поступление веществ в клетку". III. Корень (8 ч.) На факультативные занятия выносится тема "Внутреннее строение корня, зоны корня, ткани". IV. Побег (19 ч.) Исключается тема "Особенности микроскопического строения листа, ткани". Вместо нее изучается тема "Разнообразие стеблей". V. Вегетативное размножение (4 ч.) Выделяется 1 час на обобщение знаний о биологическом и хозяйственном значении вегетативного размножения. VI. Цветок и плод (7 ч.) Не изучается тема "Оплодотворение цветковых растений". VII. Семя (8 ч.) VIII. Растения и окружающая среда (10 ч.) Исключаются вопросы о взаимосвязях клеток и тканей. Вводится: 1 час – дополнительная экскурсия, 1 час – обобщение материала. Программы VI класс (68 ч.; 2 ч. в неделю) Раздел I. Растения (68 ч., из них 5 часов на практические работы и 4 часа на экскурсии). Введение (1 ч.) Растения – источник красоты и здоровья. I. Общее знакомство с цветковыми растениями (6 ч.) Цветковые растения и его органы: корень, побег; строение побега: стебель, листья, почки, цветок - видоизмененный побег. Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе. Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений. Демонстрация живых растений, коллекций, семян, муляжей плодов. Лабораторные работы.
Экскурсия. Ознакомление с цветковыми растениями разных мест обитания, со способами распространения плодов и семян, с правилами поведения в природе. Фенологические наблюдения. Организация наблюдений, ведение календаря природы.1 II. Клеточное строение растительного организма (5 ч. из них 1 час на обобщение). Знакомство с увеличительными приборами (препаравальная лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Жизнедеятельность клетки (рост и деление). Лабораторные работы.
Обобщение Клетка - единица строения и жизнедеятельности растительного организма.
Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня. Рост корня. Ткани. Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня. Удобрения. Почва, её значение для жизни растений, значение обработки почвы, внесения удобрений и мелиорации земель для жизни культурных растений. Корнеплоды, их использование человеком. Демонстрация опытов, показывающих верхушечный рост корня, поступление воды в корень, дыхание корней; результаты опытов, выявляющих влияние удобрений на урожай растений. Лабораторные работы.
Обобщение. Применение знаний о строении и жизнедеятельности корней при выращивании растений. IV. Побег (19 ч., из них 1 ч. на практическую работу; 1 ч. на экскурсию, 1 ч. на обобщение). Побег. Почка - зачаточный побег, её строение. Развитие побега из почки. Лист: внешнее строение листа, жилкование, листья простые и сложные. Листорасположение. Фотосинтез. Дыхание. Испарение воды листьями. Видоизменение листьев. Листопад. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Необходимость защиты воздуха от загрязнений. Озеленение населенных пунктов и помещение. Стебель. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Разнообразие стеблей. Рост стебля в толщину, образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица; их строение, биологическое и хозяйственное значение. Демонстрация: получение вытяжки хлорофилла; движение листьев под влиянием света; опытов, доказывающих поглощение листьями углекислого газа и выделения кислорода на свету; образование крахмала в листьях; испарение воды листьями; видоизменение листьев; опытов, доказывающих рост побега; передвижение органических веществ на окольцованных ветках; передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Лабораторные работы.
Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Экскурсия2. Ознакомление с выращиванием растений в теплице. Обобщение. Взаимосвязь строения и функций корня и побега. V. Вегетативное размножение цветковых растений (4 ч., из них 1 ч. на практическую работу). Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Демонстрация различных способов вегетативного размножения. Практическая работа Черенкование комнатных растений. VI. Цветок и плод (7 ч.) Цветок - видоизмененный побег. Значение цветка в жизни растений. Строение околоцветника, тычинки, пестика. Цветки однополые и обоеполые. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Искусственное опыление. Образование плодов и семян. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. Охрана цветковых растений. Лабораторные работы.
Ознакомление с различными видами соцветий. VII. Семя (8 ч., из них 1 ч. на обобщение). Строение и состав семян (на примерах двудольных и однодольных растений). Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков. Агротехника посева семян и выращивание растений. Демонстрация опытов, доказывающих наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ, значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; дыхание семян (выделение углекислого газа прорастающими семенами), питание проростков запасными веществами семян. Лабораторные работы.
Растение - целостный организм. Взаимосвязи органов в растении. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой, живой природы на примере растений леса, луга и др. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д. Влияние деятельности человека на жизнь растений леса, луга. Охрана растений, защита среды их обитания. Значение охраны растений для жизни человека. Практическая работа. Выращивание рассады или цветковых растений. Пикировка. Экскурсии.
Фенологические наблюдения за раннецветущими и другими растениями, за развитием побега из почки. Летние задания3 (1 ч.) Наблюдения за ростом и развитием растений в природе, на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов; уход за растениями; выявление повреждений растений животными, воздействия человека на растения; участие в мероприятиях по охране природы. Постановка опытов на учебно-опытном участке:
Посадка и выращивание растений на пустырях, склонах оврагов; закладка питомника, декоративных, древесных, редких видов растений области, края; уход за растениями. Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
VII класс (68 ч.; 2 ч. в неделю) Растения (продолжение) (44 ч., из них 2 ч. - резервное время). Введение (2ч.) Подведение итогов выполнения летних заданий. Общие представления о систематике. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. IX. Покрытосеменные растения (13 ч.) Многообразие цветковых растений. Класс двудольные растения. Семейства: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые4, сложноцветные, мальвовые, маревые, виноградные5. Класс однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки. Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение. Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений. Демонстрация живых растений и гербарных материалов (раздаточный материал); корня бобового растения с клубеньками. Лабораторные работы.
Экскурсия. Разнообразие видов цветковых растений, их мест обитания. Фенологические наблюдения за жизнью растений разных семейств осенью. X. Сельскохозяйственные растения (6 ч.) Происхождение культурных растений. Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и др.), биологические основы их выращивания7 XI. Отделы растений (10 ч.) Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных растений. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана. Мхи. Строение мхов (на примерах местных видов). Образование торфа, его значение. Папоротникообразные. Папоротники. Строение папоротников. Хвощ. Плаун. Роль папоротникообразных в природе и жизни человека. Голосеменные. Строение голосеменных (на примере сосны, ели и других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве. Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на земле. Лабораторные работы.
Фенологические наблюдения за жизнью растений - представителей различных отделов в зимнее время. XII. Развитие растительного мира (3 ч.) Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений: ископаемые остатки. Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза; выход растений на сушу. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. |
Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | Зайцева Е. Ю., Скворцов П. Н. Школьный практикум. Биология. Животные.... В 2012 -2013 учебном году проводились уроки по биологии в 6-9 классах, химии в 8 – 9 классах, а также занятия по подготовке к гиа... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 5-х классах.... Ро от 25. 04. 2013 №296); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии;... | Тесты для промежуточного контроля по биологии «всезнайка» Предлагаемый проверочный материал представлен в форме тестов, отражающих формат егэ в 11-х и гиа в 9-х классах. Это позволяет с начального... | ||
Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).; на основе федерального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.... | ||
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии.... Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся | Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №17 | ||
Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года | ||
Рабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню... | Рабочая программа по «биологии» Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | ||
Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... |