Программы по биологии в VI-IX классах Научный





Скачать 266.7 Kb.
НазваниеПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
страница1/3
Дата публикации20.08.2014
Размер266.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3


Институт коррекционной педагогики РАО


Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении


Программы
по биологии в VI–IX классах

Научный руководитель:

канд. пед. наук

Шевченко С.Г.
Учитель:

Кокина Л.Г.

Объяснительная записка

Обучение школьников с ЗПР биологии осуществляется на основе развития основных биологических понятий. Основной целью уроков биологии является усвоение ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формирование их научного мировоззрения. В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала опираться на жизненный опыт детей.

На уроках необходимо использовать больше наглядности, увеличить количество лабораторных работ по биологии (6 – 7 классы). Для лучшего усвоения изученного материала введены обобщающие уроки. Программа ориентирует на обобщение знаний учащихся. Обобщаются при этом основные базовые знания, выделяются связи между ведущими идеями и понятиями. Учитель может изменять темы обобщающих уроков, исходя при этом из особенностей усвоения учебного материла школьниками.

Для усвоения изучаемого материала детьми с ЗПР некоторые вопросы излагаются ознакомительно, некоторые темы или вопросы из темы исключаются.

Школьный курс биологии включает следующие разделы:

  1. Растения – 68 ч (VI кл.); 44 ч (VII кл.).

  2. Бактерии. Грибы. Лишайники – 10 ч (VII кл.).

  3. Животные – 24 ч (VII кл.); 68 ч (VIII кл.).

  4. Человек и его здоровье – 68 ч (IX кл.).

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ

VI класс

Введение (1 ч.)

Тема "Охрана растений" рассматривается в разделе "Цветок и плод".

I. Общее знакомство с цветковыми растения (6 ч.)

Вместо темы "Состав растений" изучается тема "Разнообразие растений".

II. Клеточное строение растительного организма (5 ч.)

Не изучается тема "Движение цитоплазмы и поступление веществ в клетку".

III. Корень (8 ч.)

На факультативные занятия выносится тема "Внутреннее строение корня, зоны

корня, ткани".

IV. Побег (19 ч.)

Исключается тема "Особенности микроскопического строения листа, ткани".

Вместо нее изучается тема "Разнообразие стеблей".

V. Вегетативное размножение (4 ч.)

Выделяется 1 час на обобщение знаний о биологическом и хозяйственном

значении вегетативного размножения.

VI. Цветок и плод (7 ч.)

Не изучается тема "Оплодотворение цветковых растений".

VII. Семя (8 ч.)

VIII. Растения и окружающая среда (10 ч.)

Исключаются вопросы о взаимосвязях клеток и тканей.

Вводится: 1 час – дополнительная экскурсия, 1 час – обобщение материала.

Программы

VI класс

(68 ч.; 2 ч. в неделю)

Раздел I. Растения

(68 ч., из них 5 часов на практические работы и 4 часа на экскурсии).

Введение (1 ч.)

Растения – источник красоты и здоровья.

I. Общее знакомство с цветковыми растениями (6 ч.)

Цветковые растения и его органы: корень, побег; строение побега: стебель, листья, почки, цветок - видоизмененный побег. Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе. Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений.

Демонстрация живых растений, коллекций, семян, муляжей плодов.

Лабораторные работы.

  • Распознавание органов цветкового растения (корня, побега), частей побега.

  • Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Экскурсия.

Ознакомление с цветковыми растениями разных мест обитания, со способами распространения плодов и семян, с правилами поведения в природе.

Фенологические наблюдения.

Организация наблюдений, ведение календаря природы.1

II. Клеточное строение растительного организма (5 ч. из них 1 час на обобщение).

Знакомство с увеличительными приборами (препаравальная лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Жизнедеятельность клетки (рост и деление).

Лабораторные работы.

  • Ознакомление с устройством лупы и микроскопа.

  • Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Обобщение

Клетка - единица строения и жизнедеятельности растительного организма.

  1. Корень (8 ч., из них 1 час на обобщение).

Корень. Виды корней. Типы корневых систем.

Внешнее и внутреннее строение корня.

Зоны корня. Рост корня. Ткани.

Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня. Удобрения. Почва, её значение для жизни растений, значение обработки почвы, внесения удобрений и мелиорации земель для жизни культурных растений.

Корнеплоды, их использование человеком.

Демонстрация опытов, показывающих верхушечный рост корня, поступление воды в корень, дыхание корней; результаты опытов, выявляющих влияние удобрений на урожай растений.

Лабораторные работы.

  • Изучение стержневых и мочковых корневых систем.

  • Рассматривание корневых волосков и чехлика невооруженным глазом и под микроскопом.

Обобщение.

Применение знаний о строении и жизнедеятельности корней при выращивании растений.

IV. Побег (19 ч., из них 1 ч. на практическую работу; 1 ч. на экскурсию, 1 ч. на обобщение).

Побег. Почка - зачаточный побег, её строение. Развитие побега из почки.

Лист: внешнее строение листа, жилкование, листья простые и сложные. Листорасположение.

Фотосинтез.

Дыхание. Испарение воды листьями. Видоизменение листьев. Листопад. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Необходимость защиты воздуха от загрязнений. Озеленение населенных пунктов и помещение.

Стебель. Рост стебля в длину, ветвление.

Формирование кроны. Разнообразие стеблей. Рост стебля в толщину, образование годичных колец.

Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица; их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Демонстрация: получение вытяжки хлорофилла; движение листьев под влиянием света; опытов, доказывающих поглощение листьями углекислого газа и выделения кислорода на свету; образование крахмала в листьях; испарение воды листьями; видоизменение листьев; опытов, доказывающих рост побега; передвижение органических веществ на окольцованных ветках; передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Лабораторные работы.

  • Строение почек, расположение их на стебле.

  • Распознавание простых и сложных листьев, определение типа расположения, жилкование.

  • Рассматривание внутреннего (макроскопического) строения ветки дерева.

  • Определение возраста ветки (ствола) по спилу.

  • Изучение строения клубня, корневища.

  • Изучение строения луковицы.

Практическая работа.

Уход за комнатными растениями.

Экскурсия2.

Ознакомление с выращиванием растений в теплице.

Обобщение.

Взаимосвязь строения и функций корня и побега.

V. Вегетативное размножение цветковых растений (4 ч., из них 1 ч. на практическую работу).

Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой).

Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Демонстрация различных способов вегетативного размножения.

Практическая работа

Черенкование комнатных растений.

VI. Цветок и плод (7 ч.)

Цветок - видоизмененный побег. Значение цветка в жизни растений.

Строение околоцветника, тычинки, пестика.

Цветки однополые и обоеполые. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян.

Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. Охрана цветковых растений.

Лабораторные работы.

  • Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

VII. Семя (8 ч., из них 1 ч. на обобщение).

Строение и состав семян (на примерах двудольных и однодольных растений).

Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков. Агротехника посева семян и выращивание растений.

Демонстрация опытов, доказывающих наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ, значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; дыхание семян (выделение углекислого газа прорастающими семенами), питание проростков запасными веществами семян.

Лабораторные работы.

  • Изучение строения семян двудольных растений.

  • Изучение строения семян однодольных растений.

  • Обнаружение органических веществ в семенах.

  1. Растения и окружающая среда (10 ч., из них 2 ч. на экскурсию, 1 ч. на практическую работу).

Растение - целостный организм. Взаимосвязи органов в растении. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой, живой природы на примере растений леса, луга и др. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д.

Влияние деятельности человека на жизнь растений леса, луга. Охрана растений, защита среды их обитания. Значение охраны растений для жизни человека.

Практическая работа.

Выращивание рассады или цветковых растений. Пикировка.

Экскурсии.

  • Весенние явления в жизни растений.

  • Приспособленность растений к среде обитания.

Фенологические наблюдения за раннецветущими и другими растениями, за развитием побега из почки.

Летние задания3 (1 ч.)

Наблюдения за ростом и развитием растений в природе, на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов; уход за растениями; выявление повреждений растений животными, воздействия человека на растения; участие в мероприятиях по охране природы.

Постановка опытов на учебно-опытном участке:

  • размножение картофеля разными способами (глазками, ростками, верхушками клубней);

  • влияние окучивания на развитие клубней и урожай картофеля;

  • выяснение влияния прищипки побегов на плодоношение (огурцов или других растений);

  • выяснение влияния пасынкования на урожай и сроки цветения и величину соцветий сложноцветных;

  • влияние прищипки главного побега и цветочно-декоративных растений на появление боковых побегов и продолжительность сроков цветения;

  • влияние удобрений, площади питания, полива, мульчирования и других агроприемов на рост, развитие и урожай культурных растений.

Посадка и выращивание растений на пустырях, склонах оврагов; закладка питомника, декоративных, древесных, редких видов растений области, края; уход за растениями.

Требования к знаниям и умениям учащихся

  1. Оформление результатов наблюдений за сезонными изменениями необязательно (достаточно обсуждения на уроке).

  2. Учащиеся должны уметь объяснять (но не ставить) простейшие опыты, направленные на выявление у растений процессов питания, дыхания, роста.

Учащиеся должны знать:

  • строение органов цветкового растения;

  • клеточное строение цветковых растений;

  • части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды);

  • основные жизненные функции растительного организма; фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

  • роль растений в природе, значение их в жизни человека; мероприятия по охране и рациональному использованию растений;

  • размножение растений семенами и вегетативно.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органы растения;

  • объяснять простейшие опыты по выявлению у растений процессов питания, дыхания, роста;

  • проводить рыхление, окучивание почвы;

  • пользоваться увеличительными приборами; готовить микропрепараты; рассматривать их под микроскопом;

  • ухаживать за растениями.



VII класс

(68 ч.; 2 ч. в неделю)

Растения (продолжение)

(44 ч., из них 2 ч. - резервное время).

Введение (2ч.)

Подведение итогов выполнения летних заданий. Общие представления о систематике. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

IX. Покрытосеменные растения (13 ч.)

Многообразие цветковых растений.

Класс двудольные растения. Семейства: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые4, сложноцветные, мальвовые, маревые, виноградные5.

Класс однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки.

Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений.

Охрана редких видов цветковых растений.

Демонстрация живых растений и гербарных материалов (раздаточный материал); корня бобового растения с клубеньками.

Лабораторные работы.

  • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

  • Определение растений6.

Экскурсия.

Разнообразие видов цветковых растений, их мест обитания.

Фенологические наблюдения за жизнью растений разных семейств осенью.

X. Сельскохозяйственные растения (6 ч.)

Происхождение культурных растений. Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и др.), биологические основы их выращивания7

XI. Отделы растений (10 ч.)

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных растений. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение мхов (на примерах местных видов). Образование торфа, его значение.

Папоротникообразные. Папоротники. Строение папоротников. Хвощ. Плаун. Роль папоротникообразных в природе и жизни человека.

Голосеменные. Строение голосеменных (на примере сосны, ели и других хвойных).

Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на земле.

Лабораторные работы.

  • Изучение строения зеленых водорослей.

  • Изучение строения мха (на местных видах).

  • Изучение строения папоротника.

  • Изучение строения хвои и шишек сосны обыкновенной.

Фенологические наблюдения за жизнью растений - представителей различных отделов в зимнее время.

XII. Развитие растительного мира (3 ч.)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений: ископаемые остатки.

Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза; выход растений на сушу.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconЗайцева Е. Ю., Скворцов П. Н. Школьный практикум. Биология. Животные....
В 2012 -2013 учебном году проводились уроки по биологии в 6-9 классах, химии в 8 – 9 классах, а также занятия по подготовке к гиа...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии в 5-х классах....
Ро от 25. 04. 2013 №296); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии;...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconТесты для промежуточного контроля по биологии «всезнайка»
Предлагаемый проверочный материал представлен в форме тестов, отражающих формат егэ в 11-х и гиа в 9-х классах. Это позволяет с начального...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconТематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).; на основе федерального...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05....
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconЭлективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №17
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Макарова О. А. к б н., главный научный сотрудник государственного природного заповедника "Пасвик", заслуженный эколог...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая учебная программа по курсу биологии в 10-11 классах
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая программа по «биологии»
Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Программы по биологии в VI-IX классах Научный iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск