Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой





Скачать 147.2 Kb.
НазваниеЭлективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой
Дата публикации29.02.2016
Размер147.2 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Биология > Элективный курс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №17

Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утвержден приказом

29.08. 2014г председатель МО заместитель директора директора МБОУ СОШ №17

Мишина С.А. Лазаревой Е.Г. Биткиной В.А.

Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека»

Разработана учителем биологии первой

квалификационной категории Светланой

Анатольевной Мишиной

г .Иваново 2014 г.

   Программа элективного курса

«Экология человека» рассчитана на 68 часов-2 часа в неделю и предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии  и предполагает углубленное изучение предмета экология.

         Цель курса:  сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания   

                     

         Задачи курса:

•   научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

•   расширить знания о  влияние абиотических, биотических, антропогенных факторов среды на состояние здоровья и общую продолжительность жизни человека в данном регионе;

•   познакомить учащихся с  реакциями адаптации к неблагоприятным условиям среды;

•   исследовать генотипические и фенотипические особенности высшей нервной деятельности;

•   рассмотреть основные стрессогенные факторы среды;

•   определить хронобиологический тип учащихся.

•   познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

•   ознакомить учащихся о воздействии растений, цвета на организм человека;

•   развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение,  навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.

           

           Основная идея курса: практическое осмысление экологии человека как науки, изучающей взаимодействие человека с окружающей средой.

 

            Содержание элективного курса включает совокупность сведений, обеспечивающих необходимый уровень знаний о негативных тенденциях в состоянии здоровья, обусловленных воздействием различных антропогенных факторов.

Знание закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации человека к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды позволяет разработать мероприятия по профилактике болезней, связанных с окружающей средой.

              Исходя из задач обучения элективный курс, с одной стороны, должен способствовать формированию особых экологических, необходимых в повседневной жизни, с другой стороны, данный курс должен заложить фундамент для дальнейшего совершенствования экологических знаний в старших классах общеобразовательной школы. Решению этих задач служат разнообразные методы и организационные формы работы. При изучении данного курса целесообразно использовать следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции, беседы, доклады и рефераты учеников, дискуссии, конспектирование, анализ таблиц и схем, видеофильмы, проведение опытов.

            Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии среди других наук о природе, её значение для человечестваприроде, её значение для человечества             Элективный курс включает материал, в процессе понять роль экологии среди других наук о изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся

          Содержание программы.

1.Введение(1ч.)

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

2.Здоровье и наследственность(3 ч.)

Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. 
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)

Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека. 
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности. 
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения», 
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».

4.Здоровье - профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)

Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

Экскурсия «Профессия врача». 
Экскурсия «Профессия эколога».
Тематическое планирование.
I Введение 
1. Что такое здоровье? Социальная обусловленность здоровья.
II Здоровье и наследственность 
2. Место человека в системе живой природы 
3. Наследственность – важный фактор здоровья
4. Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.
III Природная ,социальная среда и здоровье 
5. Эндемические и природноочаговые заболевания
6. Космические факторы здоровья .Биологические ритмы, их устойчивость
7. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах.

8. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека
9. «Свалка по имени - Земля»
10. Оценка среды учебных помещений .Санитарно-гигиенические нормы. Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»  
11. Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка»  
12. Научные основы озеленения интерьера
IV Здоровье- профессиональная забота врача и эколога. 
13. Профессия врача  
14. Профессия эколога
15. Выдающиеся медики и экологи
16-17. Итоговая конференция  

18.Адаптивные возможности к низким температурам. Адаптация организма человека к действию широкого спектра природных условий. Физиологические реакции и защитные средства цивилизации. Биореакция живого организма на геохимические факторы. Природно-географические факторы, социально-экономические условия жизни.

19 Гипоксия, острая гипоксия, хроническая гипоксия, тканевая гипоксия.

Гипоксемия. Профилактика заболеваний системы крови, органов сердечно-сосудистой системы. Физиологические механизмы адаптации к условиям высокогорья, высоким температурам

 

20. Характеристика атмосферы в границах России. Особенности загрязнения воздушного бассейна в городах. Кислотные дожди и их последствия. Аллергизация населения. Важнейшие пути предупреждения гибели атмосферы.

 

21.Световой климат внутри зданий. Санитарно-гигиенические требования к освещённости учебных помещений. Общее и местное освещение в жилых помещениях.

22. Хроматические и ахроматические цвета. Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов

.Психологическая характеристика красного, синего, фиолетового, зелёного, жёлтого, коричневого, серого, белого, чёрного цветов. Их воздействие на организм.

23. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Ионизация воздуха.

Цвет и возраст. Цвет и настроение. Цвет и имя. Цвет и характер. Биоэнергетика в цвете.

24. Растения как источник пищи для человека, кислорода, фитонцидов. Растения – декор планеты. Уникальные способности растений, полезные для человека. Лекарственные растения. Уникальные лесные массивы. Берендеевский лес. Ботанический сад.

25. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения, здоровье человека.

Эстетическая и гигиеническая роль комнатных растений. Стимулирующее и угнетающее действие комнатных растений на органы и системы органов человека.

Астрология растений. Зодиакальные свойства комнатных растений, их биоэнергетическая роль, воздействие на человека и домашних животных.

26. Фитонциды. Бактерицидные, фунгицидные, протистоцидные летучие вещества. Ионизация воздуха. Изучение свойств оранжерейных и комнатных растений. Теория фитодизайна.

 

Практическая работа«Ознакомление с фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере»

27. Роль животных в физическом и нравственном излечении людей. Примеры «собачьей» преданности. Животные в городе. Энергетические барометры. Энергетика животных.

28.Актуальность борьбы с вредными бытовыми животными. Приспособление к ядохимикатам. Паразиты домашних животных и человека.

29. Основные источники поступления экотоксикантов.

 Влияние токсичных металлов на организм. (свинец, ртуть, алюминий,

кадмий.) Биологическая роль марганца, железа, меди, цинка в физиологических процессах.

30. Индекс Е на продуктах питания. Влияние консервантов и эссенций на здоровье человека.

31. Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека

Транспорт и его губительное действие на природу: шум, вибрация, загрязнение атмосферы. Экологичность городского транспорта.

32.Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях и анализ их причин. Решение экологических проблем на транспорте.

33 Источники шума. Характеристики шума. Естественный шумовой фон. Гигиеническая оценка шума. Механизм действия шума. Механизм профессионального снижения слуха. Адаптация к шуму. Степени потери слуха. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем у лиц, работающих в условиях шума.

34. Санитарно-гигиенические нормы шумов в различных производственных условиях.

Тяжесть и диапазон последствий вредного воздействия шумов и вибрации на мужской и женский организм.

Эффективные пути решения проблемы борьбы с шумом. Противошумы

35. Энергия звука. Лечебное воздействие музыки на внутренние органы человека. Выбор музыкального инструмента.

Смех как эффективное противоядие от неприятных моментов в жизни.

36.  Источники неионизирующего электромагнитного излучения. Последствия электромагнитного излучения на организм человека.

37 Положительное влияние и неблагоприятные последствия ультрафиолетового оптического излучения. Меланома кожи. Профессиональные заболевания глаз.

38 Рациональное освещение производственных помещений. Монохроматическое лазерное излучение. Биологическое действие лазерного излучения.

Применение электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Биологическое действие электромагнитных излучений.

Профилактика производственного травматизма

39.Применение синтетически моющих средств, средств личной гигиены, препаратов для борьбы с насекомыми. Правила применения ПБХ.

 Способы улучшения экологической обстановки в доме. Возможность замены безвредными средствами и способы снятия вредного влияния неблагоприятного фактора среды.

40. Причины увеличения количества мусора. Переработка твёрдых бытовых отходов. Захоронение. Сжигание. Сортировка и переработка. Специально оборудованные свалки.

Потенциальная эпидемическая  опасность свалок.

41 Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы.

Способ компостирования. Вторичное использование отходов.

Особо опасные вещества в отходах (спецотходы). Правила и нормы ликвидации жидких и твёрдых спецотходов.

42.Презентации:

1.Вторая жизнь ненужных вещей.

2.Синдром нездорового помещения.

3.Экологически чистая квартира.

4. Экология дома.

5. Город без отходов.

43. Влияние строительных материалов на здоровье человека.

Прессованные плиты на синтетических смолах, искусственные ковровые покрытия, пластик, оргалит. Присутствие примесей

44. Влияние интерьера помещений на состояние человека.

Размещение мебели и предметов обихода, освещение, цветовая гамма, текстура отделочных материалов.

 Практическая работа: «Оценка внутренней отделки помещения.»

45.Токсические вещества ( Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.   Фиброгенная пыль. Причины возникновения «пылевых» заболеваний.

46.  История пристрастия человека к наркотическим веществам Причины возникновения пристрастий к наркотикам. Признаки наркотического опьянения. Юридический и нравственный аспекты потребления наркотиков. Наркомания. Нейро- и психотропные свойства наркотиков. Группа опиоидных препаратов (морфин, героин), препараты конопли (гашиш, марихуана, анаша). Кокаин. Экстази. Амфетамин. Абстиненция («ломка»). Профилактика наркомании и токсикомании.

47. История распространения табака. Свойства никотина. Последствия курения для организма. Курение и онкозаболевания. Психология и мотивы курения. Физиологические последствия отвыкания от курения. Профилактика курения.

48. История пристрастия человека к алкогольным напиткам. Русские антиалкогольные бунты.

49. Токсичность алкоголя. Механизм  и стадии алкоголизма. Последствия употребления алкоголя и суррогатов алкоголя для нации. Профилактика  алкоголизма.

50. Исторические сведения. Способы распространения. Профилактика болезни.

51.Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней.     Характерные сезонные болезни, их этимология, профилактика и простейшие способы лечения. Аллергия, поллиноз. Холера.

52  Неприемлемость некоторых приёмов восточной медицины для европейцев. «Старые» лекарства. Запрещённые в цивилизованных странах лекарства: амидопирин, цитрамон, анальгин.

Плюсы и минусы антибиотиков.

Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда.

53 Опасность радионуклеидного загрязнения лекарственными травами, завезёнными с Украины, Беларуси. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств.

54. Массаж. Основные приёмы, рекомендации и противопоказания. Парная баня, рекомендации и противопоказания. Криотерапия.

55. основы гелиотерапии. Морские купания. Свето-воздушные ванны. Обливания. Обтирания водой. Рекомендации и противопоказания. Техника этих целебных приёмов.

56. Достижения генной инженерии. Новые методы работы с клеточными культурами. Роль биотехнологии. Условия безопасности развития биотехнологического производства.

57. Трансгенные растения. Направления  и методы создания трансгенных растений. Генетически модифицированные продукты. Потенциальные опасности, связанные с применением трансгенных организмов. Государственное регулирование промышленного применения трансгенных организмов. Отношение общества к трансгенной биотехнологии.

58. Калорийность, надлежащий состав и режим питания. Индивидуальный подход к рациональному питанию. Условия и возможности раздельного питания. Оптимальный вес человека. Польза и вред голодания.

59. Психология еды: влияние овощей на настроение и способности. Диета от депрессий. Диета, основанная на сухофруктах. Полезен или вреден хлеб.

60.   Присутствие химических веществ в воде. Использование специальных фильтров. Вещества в составе чая. Травяные лечебные чаи (витаминные). Составление смеси трав для витаминного чая. Лечебные чаи. Рецепты приготовления чая. Рецепты витаминных и лечебных чаёв.

            Практическая работа « Исследование качества питьевой воды (цвет, прозрачность, мутность, запах) в школе»

61. Нездоровые тенденции в использовании удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве. Пагубные последствия бесконтрольности сельскохозяйственного производства. санитарно-гигиенические нормы на содержание нитратов и нитритов в продукции сельского хозяйства. простейшие правила выведения излишков нитратов из овощей, выращенных на даче или в домашних условиях. Технология хранения и переработки овощей с избытком нитратов.

62. цветорегулирующие материалы – нитрит и нитрат калия, бромат калия).

Подслащивающие вещества: мёд, солодовый экстракт, лактоза, цикломаты.

Консерванты: сернистый газ, сульфиты, органические кислоты и соли.

пищевые антиокислители.

63.             Участие микроэлементов в биохимических и физиологических процессах. Влияние микроэлементов на обменные процессы. Диагностика заболеваний при изучении микроэлементного состава в организме.

Минеральный состав почвы. Микроэлементный состав биохимических зон на территории России. Заболевания, связанные с биохимическими особенностями среды.

Тесты на обеспеченность магнием, калием, железом, кальцием, витамином А, бета-каротином, витаминами Д, В, С, Е.

64. Причины стресса. Организационные факторы стресса. Личностные факторы. Адаптационные способности к стрессогенному событию или жизненной ситуации.

 Стрессовое напряжение, его признаки. Способы борьбы со стрессом. Реакции организма на стресс: пассивность, релаксация, активная защита. Релаксационные упражнения. Концентрация стресса. Ауторегуляция дыхания.  Методы профилактики стресса: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе, аутоанализ личного стресса. Стрессовый и нестрессовый стили жизни.

65. Оценка степени напряжения адаптационных систем организма и степени

уверенности в себе. Методики управления течением стрессовых реакций. Внутренний диалог, положительные утверждения, нереальные установки. Модели поведения в стрессовой ситуации.

66. Хронэкология, биоритмология. История и достижения биоритмологии.

Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм. Циркадианные (околосуточные) и цирканнуальные (окологодовые) ритмы.

67. Влияние биоритмов на физическую работоспособность.« Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.

Физический, эмоциональный, интеллектуальный ритмы.

Нарушение биоритмов. Факторы, угнетающие биоритм клеток. Физиологическое время

Определение хронобиотипа, фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов.

68.   Итоговая конференция « Проблемы экологии человека.

Основная литература

     1.Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.:1994.

     2.Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997.

     3.Высоцкая М.В.Экология. Элективные курсы. 9 класс. Волгоград: Учитель, 2006. 

     4.Губарева Л. И., Мизирёва О.М.,Чурилова Т.М.Экология человека: Практикум для вузов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

 

Дополнительная литература

     1.Азон Б.Стресс излечим. - М.:1994

     2.Акимова Т.А., Хаскин В.В Экология.-М.:1998.

     3.Белов С.В., Барбинов Ф.А.и др. Охрана окружающей среды. - М.:1991.

     4.Васильев В.Н.Здоровье и стресс. - М.:1991.

     5.Гартинский Г.Б, Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. М.:1993.

     6.Данилова Н.Н., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности. - М.:1997.

     7.Кукушин В. С. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование. – Ростов на Дону: Феникс ,2006

     7.Моисеева Н.И Биоритмы жизни. -СПб.:1997.

     8.Моисеева Н.И.Время в нас и время вне нас. - Л.:1991.

     9.Петров. К.М.Общая экология - СПб.:1998.

     10.Прохоров Б.Б.Экология человека. Социально-демографические аспекты. - М.:1991

     11.Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для  учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.

     12.Ужегов Г.М. Биоритмы на каждый день. - М.:1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"...
Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconПояснительная записка 2 Цели курса
Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье»
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconПрограмма разработана учителем биологии моусош №46 Кейн Светланой Викторовной
Программа согласована на заседании методического объединения учителей биологии, химии и географии
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconВидеокассеты, dvd, cd-r по химии и биологии Уроки химии Кирилла и...
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconЭлективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,...
Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05....
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана учителем биологии первой iconПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск