Элективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113)





НазваниеЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113)
Дата публикации29.04.2015
Размер81.2 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Биология > Элективный курс

ДОО по Биологии 2006. Педагогический семинар.

Элективный курс для 8-го класса
"Механизм работы организма человека"
Автор: Шестак Лидия Даниловна,
учитель биологии школы № 80, г. Омск (id 113)


Пояснительная записка


Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций человеческого организма.

В программе основной акцент делается на теоретические знания, что должно
способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения о природе,
расширению кругозора и эрудиции, функциях человеческого организма и
адаптации к изменяющимся условиям среды (к физическим нагрузкам, стрессам).

Цель программы: расширить знания учащихся в изучении собственного организма, его многочисленных и сложных функциональных взаимодействиях.

Задачи:

  1. Рассмотреть функции организма человека в их многообразии и
    взаимодействии.

  2. С помощью экспериментальных методов исследовать важнейшие
    физиологические процессы в организме.

  3. Теоретически обосновать и использовать в жизни необходимые
    профилактические меры для сохранения собственного здоровья.

  4. Обеспечить понимание вреда гиподинамии, курения, алкоголя,
    наркотических веществ, нарз'шение труда и отдыха


Программа рассчитана на 16 часов ( углубленный курс ) и включает следующие разделы:

  • Организм и его основные физиологические функции.

  • Регуляторные системы.

  • Сенсорные системы.

Отличительной особенностью программы является то, что на—ряду с углубленным теоретическим материалом, значительное место отводится проведению практических работ разной сложности, с использованием имеющегося оборудования.
Школьники должны овладеть умениями и навыками самооценки уровня своего здоровья и своей тренированности, с этой целью в курс введены функциональные пробы и тесты, позволяющие сравнивать свои индивидуальные показатели с нормативными и определить, какое состояние здоровья является опасным. Все это способствует гигиеническому воспитанию учащихся, убеждает их в истинности изучаемых знаний и практических следствий которые из них следуют, а также привлечению знаний, полученных при изучении других предметов. По отдельным вопросам физиологии можно рекомендовать учащимся подготовку рефератов на наиболее интересные темы с последующим выступлением и обсуждением.

Для проверки усвоения программы предлагаются варианты учета и контроля ЗУН.

Значительное место среди них занимают тестовые задания, которые ориентируют учащихся на сдачу единого государственного экзамена.

При изучении данного элективного курса рекомендуется использовать учебные кинофильмы по физиологии человека, экскурсии на кафедры физиологии педагогического и медицинского институтов. Учителю предоставляется право вносить коррективы в планирование.

Программа прошла адаптацию, внесены соответствующие изменения. После прохождения данного курса целесообразно продолжить работать по программе элективного курса «В гармонии со своим организмом».
Программа рассчитана на возрастную норму учащихся 8-го класса.
По завершению изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ:

• Основные физиологические понятия и термины.

• Основные функции органов, систем и аппаратов.

• Научные основы охраны природы и профилактику наиболее распространенных в данной местности забояиваний.

• Практическое применение достижений физиологии в медицине, санитарии и гигиене.
УМЕТЬ:

• Пользоваться основной и дополнительной литературной по физиологии человека.

• Пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, препарировать.

• Вести самонаблюдения важные для физиологического самоконтроля.
Содержание программы
1. Введение(1 час).

Методы физиологии.

Лабораторная работа: «Антропометрическое исследование собственного организма». Экскурсия в поликлинику; «Методы обследования здоровья человека».
I. Организм и его основные физиологические функции.
1. Клетка (2 часа).

Методы цитологии. Строение жизнедеятельности: клетки.

Знать: роль в клетки ДНК. РНК, АТФ.

Уметь: характеризовать приведенные ниже термины и понятия и объяснить

взаимосвязь между ними:

• Мембрана, канальцево-вакуолярная система и избирательная проницаемость.

• Рибосомы и биосинтез белка.

Ключевые слова и понятия:

Циклоз нуклеоплазма фагоцитоз

Рибосомы митохондрии нуклеиновые кислоты

Межпредметные связи: химия - органические соединения

физика - диффузия

Контроль: Тест.
2. Ткани человека (1 час ).

Основные типы тканей и их функции.

Лабораторная, работа 2: «Особенности строения и функции тканей».

Знать: Строение разных типов тканей и их функции.

: 1- Проводить несложные наблюдения и опыты, выясняя функции тканей,

характеризовать приведенные ниже термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними: клетки - ткани - органы - системы органов - организм. 2. Определять локализацию тканей в организме и проводить их классификацию. Ключевые слова и понятия:

актин жировая ткань миозин

межнейронный синапс пейроглия ретикулярная ткань

Межпредметные связи: химия - липиды

Контроль: Работа с дидактическим материалом.
3. Опорно-двигательный аппарат ( 2 часа ).

Общие данные. Классификация костей. Соединения:, типы соединений и их

функции. Отделы скелета.

Мышцы как орган. Роль физических нагрузок и упражнений.

Лабораторная работа 3 «Выявление нарушений позвоночника».

Лабораторная-работа 4 Определение порога утомляемости мыпш».

Знать: многообразие движений нашего организма, защитные ж другие функции

ОДС.

Уметь: проводить простые еоманометричеекие исследования на собственном

организме, охарактеризовать приведенные ниже термины и понятия и объяснить

взаимосвязь между ними: прямохождение, трудовая деятельность, отделы

скелета и группы мышц в зависимости от выполняемых функций.

Ключевые слова:

аневроз симфиз кифоз

лордоз прерывистые соединения не-лрерывистые соединения

Межпредметные связи: физика - Работа рычагов

химия - Неорганические и органические вещества Контроль: Зачет.
4. Физиология внутренних органов. ( 5 часов ).

Секреторная и моторная функция органов пищеварения. Регуляция процессов

пищеварения.

Дыхание. Механизм вдоха и выдыха. Регуляция дыхания. Заболевание и

профилактика дыхательной системы.

Функции крови. Системы свертывания и противосвертывания крови. Механизм

агглютинации эритроцитов.

Виды обмена веществ. Расчет суточной потребности в белках углеводах жирах.

Механизм образования и выделения мочи и ее регуляция. Соблюдение санитарно

- гигиенических норм.

Лабораторная работа- 5 « Качественные реакции на крахмал, жиры, глюкозу и

белки».

Лабораторная.работа 6 «Определение времени задержки дыхания до и после

нагрузки».

Лабораторная работа 7 « Расчет энергии при различных физических

нагрузках».

Знать: механизмы работы внутренних систем.

Уметь: характеризовать приведенные ниже понятия и термины и объяснять

взаимосвязь между ними:

• Внутренние органы, полости тела, обмен веществ.

• Внутреннее дыхание, парциальное давление, диффузия.

• Нефрон, капсула, мапьпигиев клубочек, извитые канальцы, фильтрация, реабсорция, секреция.

• Производить расчет потребляемой пищи. Ключевые слова:

Агппотиногены агглютенины агглютинация

гемолиз реабсорция секреция
Межпредметные связи: физика - Диффузия

химия - Абсорбция Контроль: семинар.
II. Регуляторные системы ( 3 часа )

Нервная система. Сенсорные и моторные функции нервной системы. Цепи нейронов. Функции отделов нервной системы. Сенсорные моторные и: ассоциативные зоны коры.

Эндокринный аппарат. Гипоталамус - гипофиз - надпочечники - гормоны. Заболевания и профилактика.

1Лабораторная.работа 8 «Анализ сложных рефлекторных актов человека». Лабораторная, работая «Определение уровня работы отделов нервной системы» Знать: Структурная единица НС - нейрон. Функционально-рефлекторная дуга. Взаимосвязь НС и эндокринной системы.

Уметь: Характеризовать приведенные нижи термины и понятия и объяснить взаимосвязь между ними:

* Возбудимость, проводимость, нервное волокно, потенциал покоя и потенциал действия.

* Гипоталамус, передняя доля гипофиза, тройные гормоны.

* Стрессовый раздражитель, адреналин, адренокортикотропный гормон, глкжокортикоиды, общий адаптационный синдром.

Ключевые слова и понятия:

адреналин адаптационный синдром гипоталамус

гипофиз глюкокортикоиды медиаторы

нейрогормоны

Межпредметные связи: физика - Диффузия, Разность потенциалов.

Контроль: тест.
III. Сенсорные системы (2 часа ).

Взаимоотношения организма с внешней средой. Периферический,

проводниковый, и центральный отделы анализаторов. Оптическая система глаза.

Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты слуха.

Чувствительные приборы органов равновесия.

Тактильные анализаторы.

Лабораторные работы 10 «Выявление функций периферического зрения.

Лабораторная работа 11 «Определение слуховой чувствительности.

Знать: преобразование сигналов в нервные импульсы, реакции человека на

сигналы.

Уметь: объяснять взаимосвязь между центрами коры больших полушарий,

анализом и синтезом зрительных слуховых и других восприятий, позволяющих

человеку адекватно реагировать на изменение условий окружающей среды.

Ключевые слова и понятия:

Болевая рецепция кортиев орган отолиты

Преддверие тактильная рецепция

Межпредметные связи: физика - Преобразования сигналов

Контроль: Тест.


Литература:

1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения и наблюдения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М. «Просвещение», 1983г.

2. Фомин Н.А. «Физиология человека» М. «Просвещение», 1995г.

3. Штеренго Г.Н. Экспериментальная физиология» М «Мир». 1974г.


© ДОО по Биологии 2006. стр. из

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс. Математика. 8-9 классы» Автор-составитель: Л. Н....
Рабочая программа практикума «Самый простой способ решения непростых неравенств» для учащихся 9 класса составлена на основе методического...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс Тайны живой природы Автор: Моисеева Татьяна Николаевна,...
Курс «Тайны живой природы» предназначен для учеников 10х классов и имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №17
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) icon«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека»
Мочалова Лидия Сосипатровна, учитель химии и биологии, Синеутесовский филиал мбоу «Спасская сош»
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconЭлективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»
Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель...
Элективный курс для 8-го класса \"Механизм работы организма человека\" Автор: Шестак Лидия Даниловна, учитель биологии школы №80, г. Омск (id 113) iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск