«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека»





Скачать 100.28 Kb.
Название«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека»
Дата публикации06.10.2014
Размер100.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Сценарий урока
Мочалова Лидия Сосипатровна, учитель химии и биологии, Синеутесовский филиал МБОУ «Спасская СОШ»

Тема урока: «Токсическое действие спиртных напитков на организм человека»

Тип урока: интегрированный урок-обобщение с использованием здоровьесберегающих, РКМЧП и ИКТ- технололгий.

Методы : проблемный, экспериментальный

Продолжительность урока: 45 мин

Класс: 10

Предмет: органическая химия.
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о химическом веществе этаноле в аспекте его негативного действия на организм человека.
Задачи:

  1. в достижении предметных результатов обучения – учащиеся должны повторить строение, физические и химические свойства одноатомных спиртов;

  2. в достижении метапредметных результатов обучения – учащиеся должны проводить наблюдения, эксперимент; ставить учебную задачу; систематизировать и обобщать разные виды информации;

  3. в достижении личностных результатов обучения – урок должен обеспечить ориентацию в системе моральных норм и ценностей, признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей.


Методическое обеспечение:

учебник «Химия 10 класс. Базовый уровень. О.С.Габриелян», учебник «Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин», учебник «Общая биология. В.Б.Захаров 10-11 класс», информационные карты для учащихся (приложения 1- 4); компьютер, проектор, слайдовая презентация.
Оборудование для экспериментальной работы учащихся:
Пробирки, штативы, спиртовки, стаканы.

Спирт-70% раствор, 2% раствор дихромата калия K2Cr2O7, серная кислота H2SO4, раствор куриного белка, кусочки свежего куриного мяса, кусочки куриной печени, 10% раствор гидроксида натрия NaOH, 1% раствор сульфата меди CuSO4 , физиологический раствор - 0,9% NaCl.

-1-
Этапы и ход урока.
Карта-схема урока



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация

2 мин

Постановка проблемы:

«Почему и для чего люди употребляют спиртные напитки?»

1. Выдвижение гипотезы.

2. Составление кластера

2

Изучение новой информации

5 мин

Рассказ «Этанол – продукт метаболизма»

Демонстрация слайдов 1-4

Слушают.

Смотрят.

Обсуждают .

3

Самостоятельная работа в группах

10 мин

Организует работу в группах, раздает приложения

Изучают информацию, отмечают «знаю», «не знаю», «хочу узнать», «информация удивила»

4

Обсуждение

5 мин

Демонстрирует слайды, соответствующие приложениям № 5-11

Представители групп комментируют слайды

5

Экспериментальная работа

10мин

Организует эксперимент, проводит инструктаж по технике безопасности

Проводят эксперимент по инструкции.

Делают выводы.

6

Слайд-пауза

5 мин

Демонстрирует слайды

«О пьянстве в карикатурах и пословицах» № 12-28

Смотрят

Обсуждают

7

Рефлексия

3 мин

Раздает задания

Обдумывают.

Анализируют.

Пишут

8

Творческая работа

3 мин

Раздает задания

В группах создают плакаты «О вреде алкоголя»

9

Заключение

2 мин

Организует учащихся на формулировании выводов

Делают выводы о том, что приобрели на уроке


Ход урока.

1. Актуализация.

Вступительное слово учителя.

Люди веками используют многие полезные вещества: поваренную соль, сахар, крахмал, специи. Но есть вещества, о вреде которых не устают говорить, и все-таки их употребляют люди разных стран, вероисповеданий и возрастов.

Предложите свои версии, какие это вещества?

В процессе обсуждения с учащимися выявляем группу веществ: пиво, курение, наркотики.

-2-

Уточняем, что вещества, вызывающие так называемую «бытовую» психологическую зависимость – табак и алкоголь.

Сегодня мы знаем самые разнообразные сведения о влиянии алкогольных напитков на организм человека с точки зрения биологии, медицины, общественных наук. А знаем ли мы как влияет алкоголь на биологические структуры с точки зрения химии?

Формулируем тему урока совместно с учащимися. Обращаемся к учащимся: «А как вы думаете, какие причины вызывают употребление спиртных напитков?» В беседе с учащимися составляется кластер, в который вписываются все возможные гипотезы.

Причины употребления алкогольных напитков

¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯
2. Изучение новой информации. «Этанол – продукт метаболизма».
Учитель рассказывает об этаноле с демонстраций слайдов 1 - 4

Главная составная часть любых алкогольных напитков – этиловый спирт, который имеет синонимы: этанол, питьевой спирт, винный спирт, медицинский спирт и обозначается формулой C2H5OH. Этанол – ядовитое наркотическое вещество. Не случайно арабский мудрец Абу-ль-Фараджи сказал следующее: вино сообщает каждому, кто пьет, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи.
Теории, объясняющие причины употребления спиртных напитков[5].

Ученые выяснили, что этанол содержится в организме, участвуя в окислении питательных веществ. Этот этанол назвали эндогенным, внутренним. Этанол, который люди употребляют извне, назвали экзогенным или, наружным. Выяснено, что употребление 50 мл спирта снижает уровень эндогенного спирта в 10 раз. Отсюда возникла биологическая теория, объясняющая причины употребления алкогольных напитков: у некоторых людей , у 5-7% (северных народов), характерно большее, чем обычно, содержание эндогенного спирта. При употреблении спирта извне у них снижается уровень экзогенного, что вызывает потребность добавлять спирт снаружи.

Теория неправильного питания объясняет, что пища, перенасыщенная углеводами, снижает эндогенный спирт.

Теория социальной псевдоадаптации объясняет, что человек, употребляя спиртное, отключается от действительности, таким образом отгораживается от проблем.

Теория эмоционального комфорта поясняет, что человек находит удовольствие в пьянстве.

Теория удовлетворения потребностей говорит о том, что человек в состоянии опьянения реализует потребности физиологические, духовные, любви, уважения.
-3-

Генетическая теория объясняет, что у ребенка пьющих родителей не вырабатывается эндогенный спирт.
Психологическая теория объясняет причины пьянства в следовании традициям и устоям общества.

Теперь вы видите, что причины употребления спиртных напитков имеют много корней и часто проявляются на молекулярном уровне.
3. Самостоятельная работа в группах

Учитель распределяет учащихся на группы и раздает им тексты (приложения 1-5), с которыми им предстоит работать: отметить знаком «+» - знаю», знаком «-» - не знаю, знаком «?» - непонятно, знаком «!» - интересная информация.

Тексты по темам:

  1. Пути перемещения этанола в организме

  2. Влияние этанола на пищеварительную систему. Метаболизм этанола в печени

  3. Влияние этанола на сердечно-сосудистую систему и нервную систему

  4. Алкоголь и потомство

  5. Социальная опасность употребления спиртных напитков


4. Обсуждение изученного (в группах) материала.

Учитель демонстрирует слайды (№ 5-11), иллюстрирующие тексты, а учащиеся комментируют их на основе изученного материала.

.

5. Экспериментальная лабораторная работа. «Изучение токсического действия этанола на биологические вещества» [2,3,6]

Функция лабораторного эксперимента заключается в том, чтобы ребята с помощью яркого зрительного образа представили себе биохимические процессы, происходящие под влиянием этанола; осознали, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организм каждый орган, каждая клетка соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое воздействие.

Перед проведением опытов учитель напоминает правила техники безопасной работы с химическими веществами и оборудованием.

Учащиеся осуществляют по 2 опыта в парах, записывают выводы:

Первая пара - опыт 1,4 ; вторая - опыт 2,4; третья – опыт 3,4; четвертая –опыт 5,4. Номера и названия опытов:

  1. Действие этанола на белки (денатурация);

  2. Действие этанола на кровь (гемолиз эритроцитов);

  3. Действие этанола на клетки печени;

  4. Определение этанола – качественная реакция (проба на алкоголь, проводимая инспекторами дорожного движения);

  5. Действие этанола на репродуктивную систему.

-4-

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Осуществите указанные опыты и запишите выводы по результатам наблюдения.

Опыт1. Действие этанола на белки.

Кусочки сырого мяса поместить в пробирку с 70% спиртом. Через 1-2 мин цвет мяса меняется из-за свертывания (денатурации) белка.

Для контроля провести аналогичный опыт с мясом, помещенным в 0,9% раствор поваренной соли (NaCl)- это физиологический раствор.

Комментарии : мышечные волокна желудка, соприкасаясь со спиртом, также могут разрушаться. Это способствует образованию язв в желудке.
Опыт 2. Действие этанола на кровь.

В две пробирки наливают по 5 мл разведенной крови, в одну из них добавляют 5 мл физиологического раствора, в другую- 5 мл спирта. Взбалтывают содержимое пробирок. В пробирке с физиологическим раствором содержимое остается мутным, так как эритроциты не

разрушаются, а в пробирке со спиртом раствор становится прозрачным. Это означает, что красные тельца под действием алкоголя разрушаются.

Комментарии : разрушение эритроцитов ведет к малокровию, слабости, головокружениям.
Опыт 3. Действие этанола на клетки печени.

В одну пробирку налить 5 мл 70% спирта, в другую –физиологический раствор и опустить в них свежие кусочки куриной печени. Понаблюдать 3-4 мин. В пробирке со спиртом печень изменяет цвет, что вызвано действием промежуточных продуктов окисления спирта: уксусного альдегида и уксусной кислоты.

Комментарии : в организме именно уксусный альдегид и уксусная кислота вызывают заболевания- цирроз печени и ожирение печени.
Опыт 4. Определение этанола – качественная реакция.

В пробирку налить 2 мл дихромата калия K2Cr 2O7 , подкисленного двумя каплями серной кислоты, и добавить в нее столько же 70% -ного раствора этанола .

Оранжевая окраска гидратированного иона (Cr2O7)2- исчезает, а появляется зеленоватая окраска, характерная для иона Cr 3+/

Эта смена окраски позволяет определять даже следовые количества спирта в организме.

3 CH3-CH2-OH + K2Cr 2O7 + 4 H2SO4 ® CH3-COH + K2SO4 +Cr2(SO4)3 + 7H2O

Уксусный альдегид

Нагрейте пробирку, с осторожностью познакомьтесь с запахом вещества – в процессе окисления образуется уксусная кислота:

3 CH3-CH2-OH +2 K2Cr 2O7 + 8 H2SO4 ®t 3 CH3-CОOH +2Cr2(SO4)3 + 11H2O

Уксусная кислота

Опыт 5. Действие этанола на репродуктивную систему

- 5 -

Алкоголь оказывает мутагенное воздействие на половые клетки, содержащие значительное количество белка. В качестве модели возьмем раствор куриного белка и докажем, что спирт разрушает белок наравне с кипячением.

Опыт:

В три пробирки нальем равное количество раствора куриного белка.

№ 1 – оставим для контроля.

№ 2 – нагреем до кипения.

№ 3 –добавим 70% раствор этанола .

Отметьте происходящие в пробирках изменения.

Затем проведем биуретовую реакцию (подтверждающую наличие сохраненной первичной структуры белка)

Опыт : в каждую пробирку добавьте последовательно по 2-3 мл 10% раствора гидроксида натрия (NaOH) и по 3 капли 1% раствора сульфата меди (CuSO4)

Cравните результаты.

Обсудите вопрос: какие заболевания репродуктивной системы вызывает алкоголь?
6. Слайд-пауза

Учитель показывает слайды № 12 - 28 «Пьянство в карикатурах и пословицах»
7. Рефлексия

Учитель раздает листки с вопросами, на которые нужно ответить либо «да», либо «нет»:

1.Информация, полученная на уроке, заставляет задуматься?

2.Стоит ли об этом рассказать друзьям? Родителям?

3.Помогут ли знания, полученные на уроке, сохранить здоровье?
8. Творческая работа.

Учитель предлагает учащимся попробовать себя в жанре карикатуры или комикса на тему «Пьянство»
9. Заключение.

Учитель совместно с учениками подводит итоги урока, собирает тетради лабораторных работ, выполненные иллюстрации. Делает качественную оценку деятельности обучающихся на уроке.
Список использованной литературы:

  1. Войнова Т.А. Медиаурок по теме «Спирты».// Химия в школе. – 2011.- №3,с 41-45.

  2. Давыдова Г.Е. К изучению экологических проблем в курсе органической химии. // Химия в школе. – 2007.- №1,с 29.

  3. Игнатьева С.Ю. Профилактика алкоголизма: интегрированый урок химии в Х классе. // Химия в школе. – 2003.- №1,с32-35.

  4. Малиновская Е.В. Открытый урок в малокомплектной школе. // Химия в школе. – 2011.- №4, с40-42.

  5. Малова Е.М. Вино безумных творит. // Химия в школе. – 2011.- №7с 21-22.

  6. Плахов А.И. Интегрированный урок биологии, химии и обществознания.// Химия в школе. – 2011.- №3,с 36 – 41.

  7. Телегина Е.В. Актуализация социальных проблем при изучении спиртов. // Химия в школе. – 2008.- №8, с 27 -30.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconТехнологическая карта дисциплины
«География и культура напитков»: дать студенту системное представление о разнообразии напитков, географии их распространения, истории...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Название урока: «Токсическое воздействие алкоголя и наркотических веществ на организм человека: причины и последствия»
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconРеферат Кислотность напитков и здоровье человека
Практическая часть. Социальный опрос. Результаты измерения кислотности популярных напитков
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconТемы рефератов Меценатство и детское призрение в России. Возрождение...
Педагогическая неграмотность родителей и ее влияние на процесс вовлечения детей в употребление спиртных напитков
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconРеферат Природные лекарства
Лекарственные растения: химический состав и действие на организм человека
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: информировать учащихся о пагубном воздействии на здоровье школьников употребления табака, спиртных напитков, наркотических...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconЭлектромагнитное излучение и его действие на организм человека.”
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №602
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconРеферат Природные лекарства
Лекарственные растения: химический состав и действие на организм человека § 3 Вкусные лекарства
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconИнформацию подготовил Андрей Альтман, т. 8-(3842)-390-106)
В рамках мероприятий, направленных на декриминализацию кузбасского рынка алкогольной продукции, сотрудники отдела экономической безопасности...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запрещается: курение в стенах оу, употребление спиртных напитков и наркотических средств, ношение и использование газовых средств...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconРеферат По физике На тему: «Влияние электромагнитного излучения на организм человека»
Влияние электромагнитных лучей, исходящих от сотовых телефонов, на организм человека
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconДиск №1 Алкогольный и наркотический террор против России. (фильм-dvd)
В фильме рассказывается действие алкоголя на организм человека с биологической точки зрения. А также и воздействие на социальный...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» icon1 курс 1 семестр
Организм человека, как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconУрок по физике. Тема: «Ускорение. Перегрузки. Влияние их на организм человека»
Цель знания: обобщить, расширить знания по теме «ускорение», выяснить, как ускорение и вызванные им перегрузки влияют на организм...
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconИсследование гриба – мерулиуса в жилых помещениях с. Дельгей. Действие...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
«Токсическое действие спиртных напитков на организм человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Химические свойства этанола: взаимодействие с активными металлами (натрий); реакции внутримолекулярной дегидратации и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск