Скачать 105.21 Kb.
|
Уроки здоровья. Мероприятия для учащихся 5-6-х классов. Урок 2. Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Цель урока: информировать учащихся о пагубном воздействии на здоровье школьников употребления табака, спиртных напитков, наркотических средств. Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к причинам, по которым люди приобретают вредные привычки; 2. Показать опасные для здоровья последствия вредных привычек; 3. Способствовать выработке информационного иммунитета против привычек, наносящих вред здоровью. Предварительная работа: раздать анкеты, заполнить (анкеты анонимные). Раздать готовый материал для сообщений на уроке. Пригласить на урок родителей учеников, администрацию школы (приготовить пригласительные билеты). Анонимная тестовая анкета для учащихся младшего подросткового возраста (5-й класс) по теме «Вредные привычки». Против своего варианта ответа проставь галочку. 1. Курят ли ребята в твоём классе? а) затрудняюсь ответить; б) да, курят; в) в нашем классе не курят. 2. Куришь ли ты? а) пробовал один раз; б) не курю и не пробовал; в) иногда курю с друзьями. 3. Предлагали ли тебе попробовать пиво? а) да, но мне оно не понравилось; б) никогда не пробовал; в) хотел бы попробовать. 4. Если бы тебе предложили попробовать какое-нибудь наркотическое вещество, как бы ты отреагировал? а) отказался; б) попробовал; в) попробую один раз. Оборудование: Книжно-иллюстративная выставка «Территория риска» Разделы: 1. Подростки и курение; 2. Подростки и алкоголь; 3. Подростки и наркомания. Вступительное слово библиотекаря. Добрый день. Сегодня мы проводим второй урок здоровья. Тема: «Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики». Здоровье школьников находится под пристальным вниманием отечественной образовательной системы. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но так как дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны учителя и другие работники школы. Важно пробудить в детях желание самим заботиться о своём здоровье. А насыщенная, интересная школьная жизнь будет способствовать формированию здорового образа жизни. Между тем надо признать, что в стенах школы многие ученики впервые знакомятся с такими негативными явлениями, как употребление алкоголя, наркотических веществ, закуривают свою первую сигарету. Наш разговор сегодня имеет своей целью убедить учеников о пагубном воздействии вредных привычек на растущий организм школьника. Лучшему восприятию информации будет способствовать книжно-иллюстративная выставка «Территория риска». Начнём разговор о курении. Послушаем сообщение. Ученик 1. Почему курение опасно? Особенность табака – содержание никотина. Никотин – один и сильнейших растительных ядов и основная составная часть табачного дыма. В чистом виде это бесцветная маслянистая жидкость с неприятным запахом, горькая на вкус, легко растворимая в воде, спирте, эфире и легко проникающая через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов и желудка. Если взять чистый носовой платок, плотно приложить его к губам, а затем выдохнуть через платок дым от сигареты, то на платке останется коричневое пятно. Это табачный деготь – самая главная опасность для курильщиков. Ученые установили, что в состав табачного дегтя входят различные ароматические вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. Эти вещества называют канцерогенами (от латинского слова «канцер», что означает рак). Наиболее активным канцерогеном в природе является вещество – бензпирен, который входит в состав табачного дегтя. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то на этом месте возникает злокачественная опухоль. Библиотекарь. Посмотрите на первый раздел выставки «Подростки и курение». Цитата: «Капля и камень долбит». Русская пословица. В этом разделе представлены книги, статьи из периодики, иллюстрации о вреде курения. О том, как влияет табак на организм человека, послушаем следующее сообщение. Ученик 2. Табак вредно влияет на дыхательную систему. Проснувшись утром, курильщик долго кашляет и выделяет грязную, серую мокроту. Табачный дым раздражает слизистую оболочку бронхов и трахеи, развивается их хроническое воспаление. Такая слизистая оболочка становится неустойчивой к воздействию микробов. Поэтому курильщики чаще болеют воспалением легких, туберкулезом. Табак вредно влияет на сердечно-сосудистую систему. Под действием никотина сужаются кровеносные сосуды, замедляется ток крови, нарушается питание ткани, развивается кислородное голодание. Возникают головная боль, чувство усталости, недомогание, головокружение, мучительные боли в сердце. Никотин вызывает повышение артериального давления. Одна выкуренная сигарета повышает его на 10 мм ртутного столба. Вы можете возразить: «Разве тысячи людей, которые курят, ежедневно измеряют артериальное давление?» Нет, конечно. Но машинист, у которого повысилось давление, будет отстранен от работы, летчик не будет допущен к рейсу. Табак влияет и на органы пищеварения. На поверхности языка имеются специальные сосочки, воспринимающие вкус. Благодаря им, мы ощущаем сладкое, горькое и соленое. У курильщиков вкусовое восприятие притупляется, портится аппетит. Растворенный в слюне никотин заглатывается и попадает в желудок. Развиваются гастрит и язва желудка. Ученик 3. Курение влияет на внешний вид человека, особенно, если он рано пристрастился к табаку. Курящий подросток небольшого роста, щуплый. У него серая кожа, он часто болеет и кашляет, плохо ест потому, что нет аппетита, быстро утомляется в школе. Особенно разительные перемены вызывает табак у молодых девушек. Землистый цвет лица, рано появившиеся морщины, желтые зубы, неприятный запах изо рта. Совершенно недопустимо курение для беременных женщин. Никотин оказывает токсическое действие на плод. У курящих женщин значительно чаще рождаются мертвые или недоношенные дети. Библиотекарь. Спасибо за ваши сообщения. Дополним материалом из статьи «Про всеобщее прокурение» (Школьная роман-газета, № 9-1997, с.50). О разрушительном действии никотина вам расскажут книги Генкова Л.Л, Славкова Н.Б «Почему это опасно»; «Спасибо, не курю!»; материалы из периодической печати. Проблема детского курения нашла своё отражение у писателя Марка Твена (демонстрируем книгу «Приключения Тома Сойера». Роман хорошо вам знаком, вспомним эпизод, когда Том и Джо решили сделаться пиратами и удрали на необитаемый остров Джексона ( зачитать с. 104-106). Посмотрим на результаты нашей анкеты ( информирование и резюме). Библиотекарь. Продолжаем разговор о вредных привычках. Проблема подросткового пьянства возникла не вчера и не сегодня. 10-15 лет назад подростки выпивали нелегально, тайком, в нынешнее время молодой человек с бутылкой или банкой пива в руках – привычный персонаж рекламных клипов и плакатов. Неудивительно поэтому, что по данным социологических опросов опыт употребления алкоголя есть у подавляющего большинства современных подростков. Пробуют, не задумываясь о последствиях. Ученик 4. Влияние алкоголя на организм человека изучалось выдающимися учеными. Их исследованиями установлено, что алкоголь – этиловый или винный спирт – это наркотический яд. Принятый внутрь, он через 5-10 минут всасывается в кровь. Сначала кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. У человека в это время возникает приподнятое настроение, развязность, координация движений нарушается, появляется болтливость. Ученик 5. Но это только одна составляющая пагубного влияния алкоголя. Оказывается, проникая в живые клетки, он отравляет их и расстраивает работу тканей мозга и всех органов. Быстро сгорая, алкоголь отнимает у живых клеток кислород и воду. Клетки сморщиваются, жизнедеятельность их затрудняется. Если же происходит частое длительное отравление алкоголем, клетки разных органов, в конце концов, погибают или происходит их перерождение. Перерождаются ткани печени, почек, сосудов сердца, коры головного мозга. Алкоголь травмирует организм, делает его уязвимым для болезней. Библиотекарь. Обратите внимание на раздел выставки «Подростки и алкоголь». Цитата: «Хмель не вода – человеку беда» Пословица. Все источники этого раздела подробно рассматривают влияние алкоголя на организм человека, описывают стадии опьянения и чем это может закончиться для человека, не говоря уже о подростках, употребляющих алкогольные напитки. В брошюре «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики» читаем про этапы опьянения (с. 6). Авторы книги «Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя» предлагают родителям способ, как разговаривать с детьми об алкоголе (открыть главу на с. 84 с соответствующим названием). Статья «Пиво делает сердце дряблым» в журнале «Воспитание школьников», 2007, № 4 предостерегает любителей пива о последствиях неумеренного потребления пива для сердца, когда оно провисает, становится дряблым и недееспособным. Результат употребления алкоголя наглядно демонстрируют иллюстрации на выставке. Картина страшная. Посмотрим данные нашей анкеты (информирование и резюме). Не думай, что мы тебя запугиваем, ведь по традиции все наши праздники все равно не обходятся без выпивки. Мы просто хотим предостеречь от возможных последствий экспериментов со спиртными напитками над своим, еще не окрепшим организмом. Так или иначе, пробует спиртное каждый, но лучше, если это произойдет как можно позже и с полным осознанием того, насколько это вредно. Библиотекарь. Подростки и наркотики – острая проблема сегодня. Предлагаем нашей аудитории отрывок из фильма «Право на жизнь». Наркомания – не вредная привычка или «рисковое» хобби. Это системное заболевание, разрушающее организм. Молекулы наркотика, проникая во все клетки организма, в том числе и нервные, сбивают их работу. Лишают возможности самостоятельно вырабатывать необходимые вещества, отвечающие за нормальную деятельность органов и тканей. Заканчивается процесс гибелью нейронов, разрушением живой структуры, а значит – смертью наркомана. У большинства подростков нет системных реальных знаний о механизме действия наркотиков, поэтому детей легко обмануть, заманить, втянуть в их употребление. Вот почему важно знакомить (дозированно, на наш взгляд) учащихся о реальных опасностях наркомании. Раздел выставки «Подростки и наркотики» представлен книгами, брошюрами, журналами, иллюстрациями из Интернет, призванными визуально, грамотно проинформировать младших подростков и родителей об опасности начала употребления наркотических веществ. Цитата этого раздела: «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть поддержка – у того есть всё!» (Восточная мудрость). Книги «Дневник Наркоманки» и «Наркоман» - это пронзительно-документальные повествования об образе жизни подростков, ставшими наркоманами. (из книги «Наркоман» зачитать отрывки из исповеди «Тайга» с. 11; «Надоело, пора умирать» с. 54. Большинство подростков начинают употреблять наркотики в 14-15 лет. Чаще наркоманят подростки из материально благополучных семей. Причина: за наркотики придется заплатить большие деньги. Наркоманы – очень лживые люди. Они могут лгать, глядя в глаза и не смутиться. Они довольно раздражительные и злые, изобретают разные способы, чтобы использовать своих друзей, близких для добывания себе очередной дозы наркотика. Поддержать подростка, попавшего в беду – это обязанность его близких в борьбе за его здоровье. Действенную помощь окажут книги «Наркомания: Тонкости, хитрости и секреты»; брошюра Макеевой Александры Германовны «Все цвета, кроме чёрного: семейная профилактика наркотизма»; методические рекомендации для родителей «Как снизить риск развития наркомании у подростков» и другие источники третьего раздела выставки. В нашей анкете все 18 респондентов на предложение попробовать наркотик дружно поставили галочку против пункта а) – отказался. Осталось только получить знания о методах и приёмах отказа. В библиотеке такой материал есть. Для родителей после урока предлагаем теоретический материал «Общие понятия. Как не пропустить опасные признаки?». Библиотекарь. Есть у нас с вами альтернатива вредным привычкам? Да, есть. Посмотрите на наши плакаты. Они призывают нас к здоровому образу жизни: заниматься спортом, записаться в кружки и клубы по интересам, ходить в кино, театры, посещать выставки, заниматься в музыкальной школе, путешествовать, фотографировать, заниматься коллекционированием. Перечислять интересные дела можно долго. Старайтесь жить содержательно и творчески, тогда не останется времени на вредные привычки. Благодарим всех за работу и внимание. До свидания, до новых встреч. Анонимная тестовая анкета для учащихся младшего подросткового возраста (5-й класс) по теме «Вредные привычки». Против своего варианта ответа проставь галочку. 1. Курят ли ребята в твоём классе? а) затрудняюсь ответить; 1 б) да, курят; 10 в) в нашем классе не курят. 7 2. Куришь ли ты? а) пробовал один раз; 5 б) не курю и не пробовал; 13 в) иногда курю с друзьями. 3. Предлагали ли тебе попробовать пиво? а) да, но мне оно не понравилось; 10 б) никогда не пробовал; 8 в) хотел бы попробовать. 4. Если бы тебе предложили попробовать какое-нибудь наркотическое вещество, как бы ты отреагировал? а) отказался; 18 б) попробовал; в) попробую один раз. В анкетировании принимали участие 18 респондентов (учащиеся 5А класса МОУ СОШ № 27). Февраль, 2010 год. Литература Раздел «Подростки и курение».
Раздел «Подростки и алкоголь».
Раздел «Подростки и наркотики»
Пригласительный для родителей и других гостей Приглашение Уважаемая ____________________ _______________________________ _ Приглашаем Вас в библиотеку МОУ СОШ №27 на урок здоровья 26 февраля 2010 г. в 12.30 час по адресу: ул. Пятой Армии, 24 |