Скачать 3.9 Mb.
|
Рассмотрено Согласовано Утверждено на методическом зам.директора по УВР директором школы объединении учителей ______________ _____________ биологии и химии Н.М. Махова Н.А. Изюмов август 2013 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Темтовская основная общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета БИОЛОГИЯ Класс: 6 Уровень: базовый Учитель, разработавший программу: А.Г. Пеплова Учитель, реализующий программу: А.Г. Пеплова Учебный год: 2013 - 2014 Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 72 с. Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, В.С. Кумченко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко). При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса. Программа предусматривает проведение 9 лабораторных работ и 3 экскурсий, использование текущего, тематического тестового и административного контроля. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава. Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2009. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Результаты обучения Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Содержание программы Введение (1ч). Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека. Демонстрации: Многообразие живых организмов Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; Общее знакомство с растениями (2 часа). Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения. Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений. Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях. Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение. Демонстрации: Споровые, семенные, цветковые растения. Органы цветкового растения Лабораторные работы: Строение спорового и цветкового растения. Экскурсии: Осенние явления в жизни растений Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов уметь объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. Клеточное строение растений (2 часа) Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений. Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток. Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения. Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. Строение растительной клетки Ткани и органы растительного организма Лабораторные работы: Рассматривание клеток кожицы чешуи лука Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: клеток организмов растений уметь изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. Органы цветковых растений (10 часов) Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени. Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян. Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения. Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение. Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение. Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов. Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев. Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад. Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец. Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время. Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков. Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия. Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян. Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды. Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян Виды корней Типы корневых систем Строение побега Строение почки Внешнее и внутреннее строение листа Листорасположение Многообразие стеблей Внутреннее строение стебля Строение цветка Соцветия Многообразие плодов Лабораторные работы: Изучение строения семян фасоли и пшеницы. Строение вегетативных и цветочных почек Внешнее строение корневища, клубня и луковицы Экскурсии: Жизнь растений зимой Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода уметь объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений; сравнивать биологические объекты (органы растений) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); Процессы жизнедеятельности растений (6 часов) Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений. Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений. Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений. Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий. Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями. Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений. Демонстрации: Роль света в процессе фотосинтеза Испарение воды листьями растений Лабораторные работы: Черенкование комнатных растений. Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение; уметь описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений выявлять приспособления организмов к среде обитания проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); Отделы царства растений (7 часов) Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов. Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека. Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений. Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана. Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов. Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные. Демонстрации: Строение мха Строение папоротника, хвоща, плауна Размножение сосны Лабораторные работы: Изучение внешнего вида хвойных растений Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений. Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных систематических групп уметь объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп. Историческое развитие растительного мира (2 часа) Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений. Основные этапы эволюции растительного мира на Земле. Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений. Демонстрации: Центры происхождения культурных растений Сорта культурных растений Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать сущность биологических процессов: эволюционного развития растений уметь объяснять причины эволюционных изменений растений проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Царство Бактерии (1 час) Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности. Демонстрации: Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений Царство Грибы(1 час) Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами. Демонстрации: Многообразие грибов Строение шляпочного гриба Грибы-паразиты Лабораторные работы: Изучение строения плесневых грибов Отдел Лишайники (1 час). Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы. Демонстрации: Многообразие лишайников Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов: В результате изучения разделов ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона; уметь объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы. Природные сообщества (1 час) Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты. Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере. Демонстрации: Ярусность в растительном сообществе Экскурсии: Жизнь растений в весенний период года Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона уметь объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды. распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения; выявлять приспособления организмов к среде обитания; сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года: В результате изучения биологии ученик должен
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Формы и средства контроля:
Средства обучения и литература:
Рассмотрено Согласовано Утверждено на методическом зам.директора по УВР директором школы объединении учителей ______________ _____________ биологии и химии Н.М. Махова Н.А. Изюмов август 2013 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Темтовская основная общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета БИОЛОГИЯ Класс: 7 Уровень: базовый Учитель, разработавший программу: А.Г. Пеплова Учитель, реализующий программу: А.Г. Пеплова Учебный год: 2013 - 2014 Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 72 с. Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов, И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, В.С. Кумченко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. |
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | ||
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Рабочая программа по биологии 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... |