Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах





Скачать 45.61 Kb.
НазваниеОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах
Дата публикации17.11.2014
Размер45.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Особенности преподавания

профильных элективных курсов по биологии.

Выступление учителя биологии МОУ «СОШ № 3 г. Ртищево»

Клещевской В.И.

Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

1) Являются «надстройкой» профильного курса, и такой дополненный профильный курс биологии становится в полной мере углубленным. Эту функцию могут выполнять такие элективные курсы, как «Клетки и ткани» /авторы Д.К.Обухов, В.Н. Кириленкова/(2), «Эволюция органического мира».

2) Развивают содержание базового курса биологии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (химии, физики) на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по биологии. Для реализации этой задачи подходят такие элективные курсы, как «Биологическая химия», «Биофизика: история, открытия, современность» /авторы А. В. Брильков, З.Г.Холостова, В.В.Фишов/ (2).

3) Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В этом случае можно использовать такие элективные курсы, как «Бионика: перекрестки науки и техники», «История биологических открытий».

Выбирая курс учитель должен ответить на вопрос: «Чем этот элективный курс будет полезен, интересен ученику?». Содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию.

Элективные курсы помогают углубить знания, но прежде всего они должны также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, умений поставить, а затем проанализировать эксперимент. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащиеся профильных классов должны грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты. Это дает возможность обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Поскольку элективные курсы направлены на формирование новых видов познавательной и практической деятельности, то и методика обучения старшеклассников должна соответствовать этой специфики. При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Необходимо предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Рекомендуется использовать следующие конкретные методы и техники организации занятий элективных курсов:

  • учебные проекты;

  • деловые игры;

  • обучение в сотрудничестве;

  • самостоятельную и исследовательскую деятельность;

  • мини-лекции и компьютерные практикумы;

  • реферативную работу и ее защиту;

  • итоговые конференции с презентацией докладов учащихся и выставкой их работ.

Написание и защита рефератов, творческих работ способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Хочу обратить внимание на возможности использования электронных рефератов. К сожалению, случается, что учитель предлагает ученику написать реферат, а ученик «скачивает» его из Интернета. Во избежание таких случаев целесообразно ставить перед учащимися задачу найти в глобальной сети несколько рефератов по теме, изучить их, сделать аннотированный список этих материалов, отобрать из них наиболее содержательные и интересные фрагменты. Учитель может предлагать учащимся готовые статьи из научных журналов, газет или научные статьи из Интернета, с последующим обсуждением их, при этом учащиеся приобретают навыки критического рецензирования статей.

Особую роль приобретают активные формы проведения элективов: диспуты, дискуссии, «круглые столы», конференции и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников, развивают речь, учащиеся получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, презентации и т.д.

Лабораторно-практические занятия - также важная форма работы в профильных классах. Занятия желательно проводить при максимально возможной самостоятельности старшеклассников по инструктивным карточкам, которые им предлагает учитель. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер

Последнее, что важно учитывать – систему диагностики, форму и критерии оценивания, стимулирующую стремление школьника к личностному росту и профессиональному самоопределению. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено \ не зачтено», так и по балльной шкале.

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятиях, участие в семинарах, конференциях, выполнение практических и лабораторных работ, анализ творческих, исследовательских работ, тестирование, выполнение зачетных работ. При оценивании необходимо использовать личностно-деятельностный подход - большее внимание к личности учащегося, его индивидуальным способностям и интересам.   

По мнению специалистов (А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев), на изучение одного элективного курса в профильных классах целесообразно отводить от 35 до 70 часов. Он может преподаваться одно полугодие, учебный год или два учебных года (10—11 классы). Реализуются элективные курсы за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.


   Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

         личностно-актуальная и социально значимая тематика;

         поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

         опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

         включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;

         обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;

         система диагностики и оценивания, стимулирующая личностный рост учащегося.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах icon"Развитие познавательных способностей учащихся с помощью элективных курсов"
...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconЭлективный курс «Информационно-коммуникационные в редакционно-издательской деятельности»
...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconС. В. Суматохин Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов по биологии
Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается в его профилизации. При этом в 10—11 классах образование...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconОсобенности преподавания профильных курсов «компьютерная графика»...
Секаева Наталия Михайловна (), учитель информатики высшей категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей Информационных...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconОбщие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов по биологии
...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconПрофильное обучение
Программы элективных курсов. Физика. 9—11 клас-П78 сы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. 125, [3] с....
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconХарактеристика-представление на учителя биологии муниципального бюджетного...
За последние пять лет учитель систематически проходил курсы повышения квалификации в гоу дпо то «ипк и ппро» по дпоп «Теория и практика...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconЭлективный курс по теме: Живой организм
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения....
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconРабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая...
Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconУрок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи...
Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Политология» в 10 классе, «Право» в 10-11 классах, и по географии: «Коммерческая география России», «Углубленный курс географии»...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconПреподавание информатики в профильных и непрофильных классах
Хакасском Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «Социализация личности...
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В. И. Элективные курсы в профильных классах iconОписание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г
Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск