Скачать 107.4 Kb.
|
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Элективные учебные предметы, выполняющие функции «надстройки» профильного курса». Мещенко Е.И.. ,учитель биологии, высшая квалификационная категория, МОУ - средняя общеобразовательная школа с.Балтай, Балтийского района, Саратовской области, 2009 год. Аннотация Программой данного элективного курса предусматривается более углубленное изучение науки генетики, где особое внимание уделено вопросам решения генетических задач различной степени сложности. Этот курс направлен на профильное изучение биологии, является дополнительным материалом для подготовки к экзаменам, позволяет раскрыть некоторые медицинские аспекты, а также поможет в выборе будущей профессии – врач, генетик, эколог и т. д. Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связи с экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление о наследственности как одном из ведущих факторов эволюции. Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена для учащихся профильных классов, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Основная концептуальная идея курса – личная ответственность каждого человека за свое здоровье, здоровье нации и биосферы в целом. Основная цель курса: формирование у школьников знаний антропогенетики, занимающейся изучением наследственных болезней, нормальных и патологических свойств крови, методов изучения наследственности человека; подготовить ребят к поступлению в профильные вузы, например, медицинский университет. Задачи курса: 1.Сформировать знания: - о значении антропогенетики -о методах изучения генетики человека -о генетике человеческих популяций -о наследовании некоторых признаков у человека - о хромосомных болезнях и иммуногенетике - о роли медико-генетических консультаций 2.Развить представления : - об ответственности каждого за свою жизнь и здоровье - об ответственности за будущее своего вида и биосферы 3. Воспитывать - основы здорового образа жизни - культуру взаимоотношений В результате успешного освоения учебной программы учащиеся должны: - характеризовать методы генетики человека, знать законы , применимые к человеческим популяциям - решать задачи на наследование различных признаков человека; -обосновывать осознанный выбор здорового образа жизни -пользоваться дополнительной литературой, ИКТ, интернетом Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, использование проектной технологии, ИКТ Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, практикумы, лабораторные работы, семинары, защиты проектов. Оценивание курса: по пятибалльной системе. Учебно-тематический план
Содержание программы. 1. Введение (1ч). Антропогенетика - генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Медицинский аспект антропогенетики. 2. Методы изучения генетики человека (4ч). Генеалогический метод. Пробанд, анализ родословной. Наследование доминантного аутосомного признака: веснушки, катаракта глаз, хрупкость костей. Наследование признаков, определяемых рецессивными генами (наследуются прерывисто, так как не проявляются в гетерозиготе): альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту. Признаки, наследующиеся сцеплено с полом (гемофилия - признак, локализован в Х-хромосоме; волосатые уши - признак, локализован в У-хромосоме - передается только от отца к сыну). Родственные браки (З ч). Цитогенетический метод. Кариотип человека. Мейоз. Онтогенез. Идеограмма. Аутосомы и половые хромосомы. Нарушение в кариотипе. Амниоцентоз. Биохимический метод. Лабораторная работа Сперматогенез. Овогенез (З ч). Близнецовый метод. Однояйцевые и разнояйцевые близнецы. Конкордантность и дискордантность. Роль среды в фенотипических проявлениях признаков (З ч). Физические и душевные признаки наследственной и ненаследственной болезни у ОБ и РБ. Онтогенетический метод. Проявление наследственных болезней у гомозигот и гетерозигот (1ч). Популяционный метод. Демографическая статистика. Частота родственных браков в изолятах (1ч). 3. Генетика человеческих популяций (4 ч). Механизмы равновесия генов в популяции. Закон Харди-Вайдберга. Решение задач (1 ч). Типы человеческих популяций (изоляты, демы, панмиктические популяции). Основные показатели для характеристики человеческих популяций. Система браков в человеческих популяциях (1 ч). Элементарные эволюционные факторы в человеческих популяциях, нарушающих равновесие генов в популяции: мутационный процесс, популяционные волны (дрейф и миграция генов), изоляция, естественный отбор (1 ч). Генетический полиморфизм человеческих (1 ч): полиморфизм ДНК - наличие гипервариабельных участков по длине молекулы ДНК; генный - наличие двух и более аллелей одного гена; хромосомный - хромосомные аберрации; количественные вариации гетерохроматина в хромосоме; геномный - нарушение числа хромосом. Решение задач (1 ч). 4. Наследование свойств крови человека (2 ч). Моногенное наследование - система резус-фактор. Иммуногенетика. Наследственные болезни крови: серповидноклеточная анемия, талассемия (1 ч). Решение задач на наследование группы крови (1 ч). 5. Наследование аутосомно-доминантных признаков (2 ч). Фенотипическая изменчивость аутосомно-доминантного наследования аномалий. Решение задач 6. Наследование аутосомно-рецессивных признаков у человека (2 ч). Проявление при браке двух гетерозигот. Решение задач. 7. Наследование, сцепленное с полом, у человека (2ч). Определение пола у человека. Интерсекс. Гомологичные и негомологичные участки X и У-хромосом. Решение задач. 8. Генные и хромосомные мутации у человека (1ч). Делеция. Синдром «кошачьего крика». Транслокации сбалансированные и несбалансированные. Геномные мутации. 9. Гетероплоидия по половым хромосомам (1ч) Моносомия. Полисомия. Синдром Шершевского-Тернера. Трисомия. Синдром Клайфельтера. Мозаицизм. Гермафродитизм. 10. Гетероплоидия по аутосомам (1ч). Синдром Дауна. Синдром Патау. Синдром Эдвардса. 11. Практикум по решению задач (2ч). 12. Проектная деятельность по теме «Генетика человека» (4ч). 13. Конференция «Роль антропогенетики для здоровья населения» (1 ч). Примерные темы проектов: 1. «Актуальные задачи медицинской генетики». Цель: выяснить роль медицинской генетики для здоровья человека. Этапы разработки проекта. 1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации. Самостоятельная работа с различными источниками информации (2ч). 2. Причины возникновений мутаций у человека. Профилактика и лечение наследственных болезней (1ч). 3. Оформление и представление результатов работы (1ч). Участие в итоговой конференции по защите проектов (1ч). 2. «Медико-генетические консультации и кабинеты планировании семьи». Цель: Определение роли медико-генетических консультаций и кабинетов планирования семьи для рождения здорового потомства. Этапы разработки проекта. 1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации. Самостоятельная работа с различными источниками информации (2ч). 2. Евгеника - учение о «хорошем рождении». Наследственная изменчивость. Преитальная диагностика. Можно ли регулировать пол потомства? (1ч) 3. Оформление и представление результатов исследований (1ч). Участие в итоговой конференции по защите проектов (1ч). 3. «Королевская болезнь» Этапы разработки проекта. Цель: ознакомиться с родословными царствующих домов Европы и наследованием гемофилии. 1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации. 2. Причины наследования гемофилии в родственных браках. Заболевание гемофилией мужчин, единичные случаи у женщин. 3. Оформление результатов исследований, написание докладов, составление схемы родословных. Участие в итоговой конференции по защите проектов (1ч). Другие темы проектов могут быть выбраны учащимися самостоятельно. Литература: 1. Берг Р. Л. Наследственность и наследственные болезни человека. Л., Наука, 1971г. 2. Генетика человеческих популяций. Издательство Саратовского университета, 1991г. 3. Карузина И. П. Учебное пособие по основам генетики. - М., Медицина, 1980г. 4. Крестьянинов В. Ю. Сборник задач по генетики. Саратов, 1998г. 5. Лобашев М. Е. Генетика. М., Просвещение, 1979г. 6. Медведев Н. Н. Беседы по биологии пола. Минск, Высшая школа, 1976г. 7. Муртазин. Задачи и упражнения по общей биологии. М., Просвещение, 1972г. 8. Журнал «Биология в школе» №2 (2000г.), №4, №5 (2005г.). |
Программа элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов... Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Тема: «Судья инструктор по баскетболу» Образовательная программа предназначена для обучающихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа элективного... | Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии... Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» ... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Пояснительная записка Программа курса «Решение олимпиадных задач» Программа курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 4-5 классов. Курс рассчитан на 35 учебных часа из расчета... | Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа по биологии 6-ые классы базовый уровень(2 часа в неделю) Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» автор Никишов. В. для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Изо, под редакцией Б. М. Неменского. Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю | Пояснительная записка Программа элективного курса «Химия и медицина» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию в 11 классе РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, по 1 часу в 10 и 11 классах. Данное тематическое планирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4). Программа рассчитана на 34 часа в год... | ||
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных... | Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа) В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) |