Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области»





НазваниеСистема подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области»
Дата публикации16.08.2013
Размер74.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Система подготовки к Единому государственному

экзамену (ЕГЭ) по биологии

Из опыта работы Клещевской В.И. -

учителя биологии высшей категории

МОУ «СОШ № 3 г.Ртищево Саратовской области»

Биология не входит в число обязательных экзаменов, но очень важен для тех учащихся, которые выбрали для поступления естественнонаучное направление: биологический факультет университета, медицинский университет, психологические и социальные специальности, факультеты физической культуры и спорта и другие. Чтобы стать студентом достаточно успешно сдать ЕГЭ по отдельным предметам. С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает все большее доверие школьников. От качества подготовки к ЕГЭ зависит и качество сертификата, и соответственно возможность продолжения образования в ВУЗе.

Итак, с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, задачи прикладного характера, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками. Я широко использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. Важно в обучении использовать системный подход, благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.

Качественную подготовку к сдаче ЕГЭ дает профильное обучение, которое предполагает более глубокое изучение предмета за счет увеличения учебных часов, элективных курсов и консультаций.

Я начинаю детальную и планомерную подготовку к экзамену уже с сентября 11 класса.

  1. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

Первое, с чего необходимо начать – это не пугать учеников предстоящим ЕГЭ и формировать у них твердое убеждение в том, что если постараться, то можно получить вполне приличный балл. Конечно, не следует внушать школьникам, что ЕГЭ – это легко и просто. Но и не нужно внушать им мысль о полной безнадежности. Подготовку к ЕГЭ нужно начинать с прямого вопроса школьникам: что каждый из вас хочет получить на экзамене? И предложить написать диагностический тест в формате ЕГЭ, который и позволит определить степень готовности каждого к экзамену. Обычно результаты бывают невысокие, и многих учеников этот факт заставляет задуматься о том, что необходима тщательная и серьезная подготовка к ЕГЭ.

  1. Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ.

На первой консультации знакомлю учащихся с основными документами - спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена.

Далее рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, СD-диски и интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии, записаться на дистанционные подготовительные курсы, которые предлагают ВУЗы России.

  1. Изучение содержания КИМов по биологии.



  • Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «A», состоящие из тридцати тестовых заданий базового уровня сложности и двенадцати заданий повышенного уровня. За тестовые задания части «А» можно получить 69 % максимального первичного балла, поэтому рекомендую начать выполнение экзаменационной работы именно с части «А» и отнестись к его выполнению с максимальным вниманием. Первые 30 вопросов основаны на узнавании терминов, понятий, объектов, то последующие 12 формулируют вопросы шире, и для правильного ответа необходимо применить имеющиеся знания к несколько измененной ситуации, описанной в вопросе.

  • Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «В». Семь тестовых заданий части «В» относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Выполнение заданий этой группы дает только 7 баллов в максимальном первичном балле, 11 % от максимального первичного балла. Правильной стратегией будет при выполнении экзаменационных заданий отложить выполнение этой группы заданий «на потом», после выполнения заданий группы «С».

  • Знакомлю учащихся с особенностями выполнения заданий «С».

Часть С содержит шесть заданий со свободным ответом (С1–С6). При выполнении заданий С1–С3 надо дать ответ из одного-двух предложений (их относят к повышенному уровню сложности), а заданий С4–С6 – полный развернутый ответ (их отнесли к заданиям высокого уровня сложности). Выполнение шести заданий с развернутым ответом дает 12 баллов в максимальном первичном балле, 20 % от максимального первичного балла.

Задания этой части – сложные, при ответе на них необходимо не только привести набор фактов, сведений, но и структурировать ответ, выделить в нем основные и второстепенные аспекты, внутреннюю структуру объекта или явления. Это задания, которые решаются поэтапно, и ответ на них требует четкости, логичности, последовательности, аргументированности.

  1. Техническая подготовка к ЕГЭ.

На данном этапе подготовки учу школьников «технике выполнения теста». Эта техника включает следующие моменты:

  • Обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем – ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.

  • Обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос – пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.

  • Обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.

  • Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов.

  • Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить интуитивно или наугад.



  1. Повторение.

Залогом успеха подготовки ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена по биологии является системное повторение, которое провожу на уроках в химико-биологическом профильном классе, элективных курсах и консультациях групповых и индивидуальных.

  • Роль элективных курсов при подготовке к ЕГЭ.

Среди множества курсов я выбрала курсы на повторение учебного материала, но на более высоком уровне: в 10 классе « Биология растений, грибов и лишайников», в 11 классе «Человек и его здоровье». В программу включила исследовательские, проектные работы учащихся, работу с дополнительными источниками информации, включая ресурсы Интернет. На элективах даю лекции профильного уровня, а также провожу срезы знаний в различных формах: семинары, зачеты, тестирование, отчеты по творческим заданиям.

  • Повторение на уроках.

В течение 2-х лет обучения в профильном классе учащиеся выполняют тематические зачеты в формате ЕГЭ разного уровня сложности по всем разделам общей биологии. Например, итоговый зачет по разделу «Макроэволюция» включает:

  • 15 тестов с выбором одного ответа,

  • 1 задание на установление соответствия,

  • 1 - выбор 3-х ответов из 6,

  • 1 -установление последовательности

  • 2 вопроса с развернутым ответом.

В 11 классе повторение материала 10 класса провожу на уроках во втором полугодии, решаем задачи по молекулярной биологии, генетике, отрабатываем тесты разного уровня сложности по общей биологии. Для этого оставляю в конце урока 10 – 15 минут.

  • Консультации.

В первом полугодии на консультациях повторяем зоологию, т. к. данный курс биологии остался не охвачен повторением. Итак, когда повторили и углубили практически весь теоретический материал, со второго полугодия приступаем к решению КИМов. Особое внимание уделяю вопросам, на которых по анализу предыдущих лет было больше затруднений :

  • химическая организация клетки;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;

  • способы видообразования, определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов;

  • особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза;

  • характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных и их усложнение в процессе эволюции.

А также вопросам практического применения знаний.

  • Индивидуальная работа.

Учащиеся имеют разную подготовку, способности, некоторые пропускали уроки по объективным причинам, поэтому подготовка к экзаменам требует дифференцированного подхода. Учащиеся индивидуально получают задания, по необходимости провожу индивидуальные консультации, разъяснения сложных тем, в которых имеются пробелы в знаниях у отдельных учеников.

  1. Информационная поддержка.

В кабинете имеется уголок «Как готовиться к экзаменам», где создана папка с нормативными документами, образцами заданий с развернутым ответом и их оценка с комментариями, тексты тестов ЕГЭ, список пособий, электронных изданий, сайтов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, рекомендации психологов по подготовке к экзамену и др. На полке размещены материалы исследовательских, проектных работ учащихся, дополнительная литература, справочники. Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения ЕГЭ по биологии. В этом году сдавали ЕГЭ по биологии 6 человек, получили –

  1. Гарин Кирилл – 83 балла,

  2. Гордина Дарья - 82 балла,

  3. Васильева Вика – 79 баллов,

  4. Синицин Игорь - 73 балла,

  5. Шишкина Катя – 62 балла,

  6. Шишонкова Ульяна - 61 балл.

Все 6 поступили и являются студентами СГМУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconТема самообразования
А. Л. Табаченко. Система подготовки обучающихся к единому государственному экзамену по истории (из опыта работы)
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель основ православной культуры высшей квалификационной категории моу «сош №1 г. Ртищево Саратовской области»
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconВопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их
Из опыта работы учителя биологии моу зареченская сош №2 Тоцкого района Оренбургской области по проблеме «Организация учебного процесса...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconПрограмма элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий
Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории моу сош №226, г. Заречный, Пензенской области
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconОбразовательный квест-проект
Кульман Е. Г., учителя химии и биологии высшей квалификационной категории маоу сош «Диалог»
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconИз опыта подготовки учащихся к единому государственному экзамену
Выберите наиболее правильную трактовку данных пальпации – концентрированный усиленный верхушечный толчок в V межреберье на уровне...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconАзимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория...
...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconРабочая программа по биологии 9 класс Учителя биологии высшей квалификационной...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconТема: Формула цветка
Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconКацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу...
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconСогласовано: Утверждено: Зам. Директора по вр приказом №89-а от 30....
Успех любого экзамена зависит от многих факторов, но, прежде всего, от того, как Вы к нему подготовитесь. Это относится, конечно,...
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы Маркиной Л. Г., учителя начальных классов высшей квалификационной категории мбоу сош №14
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconТема урока: «Многообразие земноводных»
Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А
Система подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии Из опыта работы Клещевской В. И. учителя биологии высшей категории моу «сош №3 г. Ртищево Саратовской области» iconЛитература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях»
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «Павловский лицей» Оренбургского района


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск