Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий





Скачать 146.09 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий
Дата публикации19.01.2015
Размер146.09 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


Курышева И.В., учитель биологии МОУ СОШ № 226, г. Заречный, Пензенской области
Программа элективного курса

профильного обучения с использованием информационных технологий

«Валеология или Основы здорового образа жизни».
Дисциплина – биология

Класс преподавания – 10

Количество учебных часов – 17

Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 226, г. Заречный, Пензенской области
Программа элективного курса предназначена для профильной подготовки учащихся общеобразовательных школ (10-11 класс). Курс является предметным, углубляющий содержание профильных предметов, поддерживая базовую учебную дисциплину – биология. Курс предполагает формирование научных знаний и предметных умений, ведущими компонентами которых являются способы деятельности и эмоционально-ценностные отношения.
Оценивая привлекательность курса для учащихся можно отметить следующие моменты: несмотря на наличие в школьном курсе такого предмета как «Основы здорового образа жизни», изучаемые темы данного элективного курса с ним не перекликаются. Кроме того, для учащихся привлекательность курса «Основы здорового образа жизни» нам видится в том, что наравне с традиционными методами обучения в преподавании курса присутствуют интерактивные методы обучения, которые направлены на развитие взаимодействия не только учителя и учащихся, но и учащихся между собой. В ходе изучения курса предполагается использовать информационно-коммуникационные технологии.

При изучении курса «Валеология, или Основы здорового образа жизни» развиваются следующие знания, умения и навыки:

общеучебные:

- научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

- отношение к здоровью как к ценности;

- знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

- навыки оказания первой медицинской помощи;

- навыков гигиены, рационального питания и других способов самосовершенствования;

- культура межличностных отношений;

- навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;

- умение работать с компьютером и интерактивной доской, составлять презентации.

профильные:

- стратегии и технологии саморазвития и самореализации.

- способствуют дальнейшему профессиональному самовыражению;

- целостное представление о человеке;

- навыки управления своим здоровьем.

Цели курса: формирование личности, способной эффективно самореализоваться в современном мире; личности, имеющей представление о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, владеющей знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.

Задачи курса:

1) Сформировать у учащихся основные знания, умения и навыки здорового образа жизни;

2) Реализовать потребность учащихся в самореализации и профессиональном самовыражении благодаря наличию представлений о ценности здоровья и ресурсах собственного организма;

3) Развитие коммуникативной компетенции за счет участия учащихся в учебной деятельности, организуемой с помощью интерактивных методов обучения.

Обосновывая основные особенности методики преподавания элективного курса, отметим, что, развитие познавательного интереса предполагается с помощью интерактивных методов и способов обучения. Так как данная группа методов позволяет не только преподносить материал в легкодоступной, игровой форме, но и способствует самореализации личности учащихся. Данный вывод был сделан после практической апробации курса.

Используя интерактивные методы обучения, мы развиваем не только коммуникативную и информационную компетентность учащихся, но и преподносим материал в более доступной, игровой форме, способствуя тем самым самореализации личности старшеклассника. Опора на интерактивные формы и методы обучения, отвечает современным образовательным потребностям как учителя, так и ученика, так как взаимодействие участников образовательного процесса, являющееся основой данных методов способствует формированию творческого мышления, эмоциональному развитию, что усиливает образовательный потенциал программы.

Интерактивные методы обучения являются частью специально организованного процесса получения знаний и освоения нового опыта – обучения, представляя собой систему правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности.

Основные интерактивные методы обучения, встречающиеся в преподавании данного элективного курса следующие: интерактивная дискуссия, эвристическая беседа, учебный диалог, интерактивные игры, интерактивная лекция.

Материал курса подобран в соответствии с психологическими особенностями учащихся старшего школьного возраста.

В заключение отметим, что содержание курса должно на комплексном обучении в единстве интеллектуального, информационного, эстетического, трудового, духовного и физического воспитания и развития. Очень часто в погоне за интеллектом мы серьезно не занимаемся ни эстетическим, ни духовно-нравственным воспитанием учащихся. Пусть это нельзя соединить в каждом уроке, но во многих – вполне реально. И всем будет известно, что «Когда человек живет только умом, он охлаждает при этом свое сердце, становясь черствым душой, хотя и рассудительным и расчетливым. Утрачивается целостность сил души. Ум и воля должны быть в единстве, а не разъединены»1.
Контроль образовательных достижений учащихся проводится по окончании каждого раздела в виде круглого стола. Кроме того, предусматривается текущий контроль в виде отчетов учащихся о результатах практических работ.

Контроль результативности достижений учащихся оценивался в профильном классе до и после обучения в нем (2003-2006 уч. год). (Приложение № 2, С. 30)
Содержание программы курса

«Валеология, или Основы здорового образа жизни», 10 класс (17 ч)
Введение (1 час)

Введение в науку «валеология». Основные понятия и термины: «валеология», «основы здорового образа жизни», «здоровье», «благополучие», «гигиеническое мировоззрение», «гигиеническая культура». Мероприятия, входящие в здоровый образ жизни. Основные факторы внешней среды, влияющие на организм человека. Значение валеологии в жизни человека.
Раздел «Физическое здоровье» (5 часов)

Понятие «физическое здоровье человека». Основные показатели физического здоровья человека. Положительное и отрицательное влияние физических упражнений на организм человека. Физическое состояние. Закаливание. Основные питательные вещества, витамины. Приемы и методы оздоровления при помощи рационального питания. Очищение организма. Методы очищения. Питание и его значение для здоровья человека. Основные правила правильного питания. Вес тела. Идеальный вес. Вес тела в зависимости от пола, роста и массивности скелета. Избыточный вес и ожирение. Причины ожирения. Генетические факторы и внешние воздействия. Пагубные последствия ожирения. Пониженный вес тела. Три основополагающих подхода к избавлению от лишнего веса: низкокалорийная диета, аэробные физические нагрузки, модификация поведения. Отказ от вредных привычек в питании.
Раздел «Психологическое здоровье» (5 часов)

Эмоциональная сфера человека, достижение эмоционального здоровья (благополучия). Укрепления своего психологического здоровья. Личность и ее изучение. Понятие «самооценка». Виды самооценки. Значение самооценки.

Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Темперамент и характер. Особенности моего характера.

Возможности и границы самоактуализации. Что значит быть самим собой? Внешняя и внутренняя, субъективная и объективная свобода. Свобода мыслей и чувств. Свобода желаний. Собственное мнение как фактор внутренней свободы. Независимость и конформизм. Самостоятельность, уверенность в себе и принятие решений. Осознание личностной ответственности за свои жизненные выборы. Стресс. Пути преодоления стресса.

Я и Другой. Общение «субъект-объект» и «субъект-субъект». Уважение собственной индивидуальности. Уважение индивидуальности и достоинств другого. Принцип ненанесения вреда. Понятие толерантной и интолерантной личности.

Причины, «безопасные» стратегии поведения. Техники эффективного слушания и высказывания. Ошибки восприятия при общении. Эффективное общение.

Раздел 3. Духовное здоровье (5 часов).

Нравственные законы. Заповеди Божьи. Главные человеческие ценности. Основные христианские добродетели. Нравственные качества личности. Уровни нравственности. Нравственное сознание. Особенность моральных суждений в подростковом возрасте. Вера и душа. Вечность жизни. Смерть.

Покорность и наказание. Личный интерес. Одобрение другими людьми. Способность к добру и злу. Альтруизм и эгоизм.

Понятие о смысле жизни: смысл творчества, труда, любви, здоровья как реализации себя. Индивидуальность личностных смыслов. Взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого в духовном развитии. Смысл сосуществования с Другим. Смысл жизни в кризисной ситуации. Понятия «любовь», «дружба», «счастье». Значение любви и дружбы. Диагностику развития данных качеств у себя. Основные параметры, характеризующие удовлетворенность человека жизнью.

Обобщающее повторение, подведение итогов (1 час)
Календарно-тематическое планирование элективного курса для 10 класса.

«Валеология или Основы здорового образа жизни».


№ урока

Тема урока

Методы и формы организации обучения

Практические работы

1.

Введение в науку «валеология». Основные понятия и термины.

Дискуссия







Тема 1. Физическое здоровье человека.







2.

Физическое состояние, закаливание и здоровье.

Обсуждение проблемы

Групповая дискуссия




3.

Питание и здоровье. Основные питательные вещества, витамины.

Интерактивная лекция




4.

Приемы и методы оздоровления при помощи рационального питания и очищения организма.

Эвристическая беседа

Пр.р.№ 1 «Составление своего суточного рациона питания».

5.

Приемы и методы физического оздоровления организма.

Интерактивная игра «Ресторан»




6.

Методика определения физического и биологического возраста человека.

Ролевая игра

Пр.р. № 2 «Витамины. Определение своего биологического возраста».




Тема 2. Психологическое здоровье человека.







7.

Эмоциональная сфера человека, достижение эмоционального здоровья (благополучия).

Интерактивные психологические игры




8.

Личность и ее изучение.

Компьютерное тестирование

Пр.р. № 3 «Изучение своей личности».

9.

Самооценка ее значение и изучение.

Компьютерное тестирование

Пр.р. № 4 «Изучение и определение своей самооценки».

10.

Психология стресса и пути его преодоления.

Составление презентации

Составление презентации

11.

Общение – восприятие и понимание партнера.

Интерактивная лекция







Тема 3. Духовное здоровье человека.







12.

Нравственные законы (Закон нравственных санкций, Заповеди Божьи)

Обсуждение конкретных ситуаций




13.

Главные человеческие ценности Основные христианские добродетели Нравственные качества личности







14.

Вера и душа. Разговор о душе и теле Разговор о вечности жизни и смерти







15.

Психология любви и дружбы.

Эвристическая беседа




16.

Счастье. Негативные и позитивные проявления личности.

Работа в малых группах




17.

Обобщающее повторение, подведение итогов.








Планирование – 17 часов.

Практических работ – 4.
Интернет ресурсы.

Энциклопедии

http://www.crosswmds.net/~livingthmgs/ - Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»

Адреса основных информационных систем

1. Отечественные

http://www.rambler.ru

http://www.yahoo.com

http://www.yandex.ru

http://www.all.edu.ru'

2. Очень хорошая всемирная поисковая система.

http://www.altavista.com

Сайты по здоровесбережению.

http://www.kumc.edu/instruction/medicine/anatomy/histoweb/

http://www.lokalhost.ru


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. / Н.М. Амосов. М.: «Молодая гвардия», 1979. – 191 с.

  2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2006. – 176 с.

  3. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Валеология, № 2. – 2003. – С. 35-39.

  4. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С.Н. Заготова. – Ростов-на Дону: ООО «Изд-во БАРО-Пресс», 2004. – 448 с.

  5. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. / Ю.Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.

  6. Каневская, Л.Я. Питание школьника / Л.Я. Каневская. – М.: Медицина, 1989. – 64 с.

  7. Красноперова, Н.А. Основы здорового образа жизни. О здоровье и здоровом образе жизни: психолого-педагогический аспект / Н.А. Красноперова: Учебное пособие. – Красноярск: СибГТУ, 2004. – 117 с.

  8. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб-метод. пособие. / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 216 с.

  9. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье. / А.П. Лаптев. – М.: Медицина, 1991. – 160 с.

  10. Медников, А.Б. Основы здорового образа жизни / А.Б. Медников: М 42 Лекция. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. – 16 с.

  11. Милованова, А.А. Гигиена / А.А. Милованова. – М.: ООО Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2000. – 192 с.: ил. – (Для мальчиков). (Для девочек).

  12. Михайлов, В.С. Выбираем здоровье! / В.С. Михайлов, А.С. Палько. – М.: «Молодая гвардия», 1985. – 191 с.

  13. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. / Р.В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

  14. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. / Составители: О.П. Аккузина, Ю.Ю. Буланый, Т.В. Кобзева, И.Н. Луцевич, М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, Л.Е. Федкулина. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001, 99 с.

  15. Постнова, М.В. Валеология: Учеб-метод. пособие./ М.В. Постнова, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. – ВолГУ, Фак. Философии и социал. Технологий, каф. Соц. Работы и медгигиены. – Волгоград: Изд. ВолГУ, 2005. – 144 с.

  16. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. Для учителя. / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

  17. Срослова, Н.В. Гигиенические основы здорового образа жизни: Уч-метод. пособие. / Н.В. Срослова. – Ряз.гос.пед.универс. С.А. Есенина. – Рязань, 2003. – 36 с.

  18. Чусов, Ю.Н. Закаливание школьников: Пособие для учителя. / Ю.Н. Чусов. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

        1. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С.Н. Заготова. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004. – 448 с.

        2. Локоть, Л.И. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Л.И. Локоть, А.В. Локоть, В.В. Перлинов, Н.П. Котова / Под ред. д. техн. наук Е.Т. Воронова. – Чита: Чит ГУ, 2006. – 150 с.

        3. Слипченко, Ф.Ф. Основы здорового образа жизни: Учеб.пособие для учащихся лицеев, гимназий, общеобразовательных школ, ПТУ. / Ф.Ф. Слипченко, А.С. Вульфович. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 236 с.

        4. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; Под общ.ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд.. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

        5. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника. / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.

6. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Медицина / Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1996. – 480 с.

Приложение № 1

Интерактивные психологические игры.

Интерактивная игра «Добрые слова»

Задача: формирование умений и навыков общения

Содержание: ученикам дается в руки какой-либо предмет, держа в руке этот предмет (мяч, игрушка), ученик говорит одно из добрых слов и возвращает предмет обратно.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу,

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.
Активная игра «Комплименты»

Дидактическая задача: преодоление внутренних комплексов, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.

Содержание: дети выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу, и говорят друг другу комплименты; на каждый комплимент игрок делает один шаг.

1-й. Я очень рад учиться в одном классе с такой аккуратной девочкой.

2-й. Мне приятно просить у тебя учебник.

1-й. Ты очень жизнерадостный человек.

2-й. Ты никогда никого не обижаешь. ... И т.д.

Побеждает та пара, которая ближе всех сошлась по количеству шагов друг к другу.
«Мое имя»

Произнесите свое имя тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво. Задание можно выполнить в кругу, когда каждый говорит свое имя, учитывая данное ему задание с последующим смещением установки.

Это задание можно предложить выполнить дома перед зеркалом, в кругу родных, знакомых. Задача: соотнести интонации голоса с выражением лица, с позой, с контекстом.

Приложение № 2.
Диагностика социально-психологической адаптированности учащихся

в профильном классе.
Контроль результативности достижений учащихся оценивался в профильном классе до и после обучения в нем (2003-2006 уч. год)

Проводилась диагностика социально – психологической адаптированности учащихся профильного класса и общеобразовательного. Тест данной диагностики позволяет обнаружить не только дифференцирующую способность в школьной адаптации или дезадаптации, но и особенности представлений о себе, перестройки в возрастные и критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих школьника к переоценку себя и своих возможностей.

Коэффициент социально – психологической адаптивности (СПА) для старшего подросткового возраста располагается в пределах 39-44 баллов. Сопоставление коэффициентов СПА с объективными показателями – успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе – очень желательно. Сравнение данного коэффициента с контрольным классом позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальных классах этот показатель выше.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что организация личностно ориентированной образовательной среды при профильном обучении повышает и социально – психологическую адаптированность личности, что стимулирует стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению учащихся.
Исследование общей мотивации и мотивации к изучению предмета проводилось с помощью «Методики анализа отношения школьников к учению Л.Р. Балабкиной».

Вывод: Динамику мотивации к изучению биологии учащимися старших классов можно проследить, проанализировав результаты тестирования мотивации учения до и после проведения элективного курса. Прослеживается устойчивый процент мотивированных детей, причем из просто заинтересованных дети становятся высокомотивированными, у них появляется познавательный интерес к изучаемому предмету, стремление самостоятельно находить интересующую информацию.






1(Невярович В. Терапия души. М.: Русский хронограф, 2000)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconПрограмма элективного курса по литературе «умейте владеть словом»...
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconФакультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconУчебно-методический план элективного курса для профильного обучения школьников
Практическая работа Исследование физических и химических свойств некоторых кислот
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий icon«московский психолого-социальный университет» факультет информационных технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ»
Элективный курс предназначен для пред профильного обучения (9 классов) рассчитан на 34 часа
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconПрименение информационных технологий в педагогической деятельности
Для подготовки к урокам и классным часам с использованием информационных технологий приходилось затрачивать много времени и, одновременно...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconПрограмма элективного курса профильного обучения «Социальная безопасность»
Предлагаемый элективный курс «Социальная безопасность» предлагается для изучения учащимися выпускного 11-го класса
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconФакультет информационный технологий утверждаю
Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий очной и заочной формы...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconТ. И. Никулина сош №149 Советского района г. Красноярска
Лекционно-семинарское занятие, как эффективная форма освоения элективного курса по английскому языку для технического профильного...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconРеферат в работе проведен сравнительный анализ школьной программы...
Создание программы профильного уровня по физике (раздел «Электричество») с использованием современных информационных технологий при...
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск