Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов





Скачать 120.13 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов
Дата публикации23.07.2013
Размер120.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МОУ «Хузангаевская СОШ»

Алькеевского МР

«Согласовано» «Утверждаю»

директор школы зам. руководителя по УВР

МОУ «Хузангаевская СОШ» МОУ «Хузангаевская СОШ»

__________________ ______/Красильникова З.П.

Аверьянова О.Н. «___»__________ 2011 г.


Программа элективного курса по литературе

«УМЕЙТЕ ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ»
Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов

Составила: учитель русского языка и литературы

ІІ кв. категории

Чубукова Наталья Юрьевна

Программа

рассмотрена

на заседании ШМО

уч. русского яз. и лит- «___»__________ 2011 г.


2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соответствие курса целям и задачам

предпрофильной подготовки

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Предлагаемая программа элективного курса «Умейте владеть словом» рассчитана на учащихся 11 классов и направлена на формирование у учащихся коммуникативных способностей в различных сферах общения, умения грамотного отбора языкового материала. Овладение курсом позволит в будущем чувствовать себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Поможет намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 учебных часа.

Целесообразность, актуальность и новизна курса

Особый интерес к курсам современного гуманитарного образования связан с необходимостью совершенствования речевой культуры человека, формирования практических умений эффективно общаться в разных сферах коммуникации.

Ставший очевидным кризис речевой культуры в современном обществе вызывает необходимость введения новых подходов к обучению учащихся речевой культуре: коммуникативно-деятельностного, текстоориентированного и функционального. Данные подходы формируются в области современной коммуникативной лингвистики и теории текста. Внимание к «человеку говорящему» определяет необходимость обучения его новым знаниям в области речеведения, ключевыми разделами которого являются лингвистика, культура речи, риторика.

Особенно актуальными стали задачи формирования практических навыков речевого общения и совершенствования не только языковой и лингвистической, но и коммуникативной компетенции учащихся.

В основе предлагаемого курса лежит концепция лингвориторического образования, основанная на взаимосвязи лингвистики и риторики.

Данный курс качественно отличается от базовой программы развития речи учащихся и представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Речь» («Филологический анализ текста»). В данном курсе, как и в базовом, большое внимание уделяется тексту, но работа с текстами строится на более высоком уровне: текст рассматривается как основа лингвориторической компетенции и ее субкомпетенции – языковая, текстовая и коммуникативная, выделяемые в соответствии с понятиями «язык», «речь», «речевая деятельность». Первая непосредственно соотносится с лингвистикой, вторая и третья – с риторикой. Соответственно, лингвориторическая компетенция реализуется на уровнях языковых операций, текстовых действий и коммуникативной деятельности.

Третий раздел курса предусматривает формирование текстовой субкомпетенции и реализацию лингвориторической компетенции школьников.
Цели и задачи курса

Цель данного курса – развитие читательских рецептивно-аналитических и риторических продуктивно-синтетических умений в единой системе литературного образования и речевого развития школьника как языковой личности:

  • научить общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах;

  • формировать интерес к филологическим видам деятельности;

  • восполнить пробелы учеников в их предыдущей филологической подготовке;

  • формировать навыки и умения учащихся рационального речевого поведения;

  • развивать коммуникативные способности учащихся в различных сферах общения.

Основные задачи курса сводятся к следующему:

1. Формирование у школьника уровня языкового оформления текста (развитие элокутивных умений: Как сказано? Как сказать?).

2. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; умение отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства для достижения собственной речевой цели.

3. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем; умение передавать свои жизненные впечатления в образной форме (с помощью словесного художественного образа).

4. Формирование у школьника уровня композиционного расположения (развитие диспозитивных умений: В каком порядке сказано (сказать)?).

5. Формирование у школьника уровня содержательного наполнения (развитие инвентивных умений: Что сказано? Что сказать?).

6. Умение осваивать художественную идею произведения; умение раскрывать тему и проводить основную мысль своего текста.
Характеристика учебного материала,

методы и формы обучения

Учебный материал курса «Умейте владеть словом» представляет собой комплекс филологических дисциплин (лингвистика, культура речи, риторика) с заданиями, выполняя которые, учащиеся усваивают новые знания по филологии, приобретают навыки самостоятельной работы на основе предложенной системы контрольных вопросов и заданий, а также изучения специальной рекомендованной литературы по ключевым речеведческим темам.

Учебно-методический комплекс представлен теоретическим материалом и практическими упражнениями, что позволяет обогатить знания учащихся о функциональном аспекте языка, изучить проблемы взаимодействия лингвистического и экстралингвистического аспектов языка, понять язык как «систему систем».

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • практические задания и упражнения по отработке звучащей речи и ее особенностях;

  • филологический анализ текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, комплексный);

  • риторический анализ;

  • составление собственного ораторского выступления;

  • восстановление и переработка учащимися текста.

  • пополнение методической копилки учащихся следующими алгоритмами: алгоритм филологического анализа текста, алгоритм риторического анализа, алгоритм составления собственного текста.

Основная модель построения занятий:

лекция, практические занятия, исследование, индивидуальная работа и работа в группах.

Формы контроля и методы оценки

знаний, умений и навыков учащихся:

  • самостоятельные работы;

  • тестирование;

  • контрольные работы;

  • творческие работы.

Содержание программы

Вводный урок. Презентация курса.

Назначение, цели и задачи курса. Концепция лингвориторического образования.

Звучащая речь и ее особенности.

Фонетико-графический (звукобуквенный) и фонетико-орфографический разборы. Язык – речь – речевая деятельность. Практические задания и упражнения (дыхание и его тренировка, голос и процесс его воспитания, дикция и интонация, пауза).

Филологический анализ текста.

Текст и его содержательные характеристики (тема текста, основная мысль, заголовок, микротемы). Лингвистический, стилистический, литературоведческий анализы текста. Комплексный анализ текста.

Риторический анализ.

Анализ речевой ситуации: КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? ГДЕ? КОГДА? Анализ дискурса (потока речевого поведения), если это устная форма речи, или текст, если это письменная форма речи, соответствующий данной речевой ситуации. Практическая работа. Оценка результативности речевого поступка (эффективность коммуникации).

Нормативность речи.

Орфоэпические и орфографические нормы. Словообразовательные и лексические нормы. Морфемный разбор с элементами словообразовательного и этимологического разбора. Морфологические нормы. Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения. Синтаксические нормы. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Композиционные (диспозитивные) характеристики текста.

Вступление, основная часть, заключение. Составление плана текста.

Основные виды переработки текста.

Функционально-смысловые типы речи. Поведение говорящего. Изложение и сочинении как результат лингвориторической компетенции.

Контрольно-итоговое занятие.

Контрольная работа, тест или творческая работа учащихся (собственное создание текста).

Тематический план курса


№№

урока

Наименование раздела, название темы

К-во часов

Дата проведения




Вводный урок. Презентация курса.







1

Концепция лингвориторического образования. Базовые риторические категории. Психолингвистическая сущность риторического канона.

1

19.03




Звучащая речь и ее особенности.







2

Язык – речь – речевая деятельность. Практические задания и упражнения (дыхание и его тренировка, голос и процесс его воспитания, дикция и интонация, пауза).

1

7.04




Филологический анализ текста.







3

Текст и его содержательные характеристики (тема текста, основная мысль, заголовок, микротемы).

1

9.04

4

Лингвистический и стилистический анализ текста.

1

14.04

5

Литературоведческий анализ текста.

1

16.04

6

Комплексный анализ текста.

1

21.04

7

Самостоятельная работа.

1

23.04




Риторический анализ.







8

Анализ речевой ситуации: КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? ГДЕ? КОГДА?

1

28.04




Нормативность речи.







9

Орфоэпические и орфографические нормы.

1

30.04

10

Словообразовательные и лексические нормы. Морфемный разбор с элементами словообразовательного и этимологического разбора.

1

5.05

11

Морфологические нормы. Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.

1

7.05

12

Синтаксические норы. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

1

12.05




Композиционные (диспозитивные) характеристики текста.







13

Вступление, основная часть, заключение. Составление плана текста.

1

14.05




Основные виды переработки текста.







14

Функционально-смысловые типы речи. Поведение говорящего.

1

19.05

15

Изложение как результат лингвориторической компетенции. Самостоятельное написание изложения.

1

21.05

16

Сочинение как результат лингвориторической компетенции. Самостоятельное написание сочинения.

1




17

Контрольно-итоговое занятие. Контрольная работа, тест или творческая работа учащихся (по выбору).

1







Всего:

17






Литература:


  1. Балакай А. Г. Девушка и барышня (о русских обращениях) // Русская речь. 2005.

  2. Балакай А. Г. Слава Богу – лучше всего (Знак речевого этикета в системе языка, речевой ситуации и художественном тексте. На материале романа И. С. Тургенева «Отцы и дети») // Русская словесность. 2002. № 5.

  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  4. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе: в 5 т. – М.,1997.

  5. Белошапкова В. А., Галактионова И. В. О видах выражения согласия // Русская речь. 1982. № 2.

  6. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. – М.,2001.

  7. Болотнова Н. С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. 2002. № 2.

  8. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск, 2002.

  9. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск,2006.

  10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону,2005.

  11. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,1993.

  12. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. 2003. № 2.

  13. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический вестник. 1996. № 3-4.

  14. Ворожбитова А. А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка. М.: Флинта: Наука, 2002.

  15. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.

  16. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.,1971.

  17. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров

  18. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М., 1998.

  19. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. – М.,1986.

  20. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.,1994.

  21. Культура русской речи / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяевой. – М.,1998.

  22. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.

  23. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М.,1999.

  24. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.,2002.

  25. Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1973.

  26. Михальская А. К. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998.

  27. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

  28. Основы культуры речи: хрестоматия / Составитель Л. И. Скворцов. М., 1984.

  29. Плёнкин Н. А. О понятии «богатство речи» // Русский язык в школе. 1987. № 3.

  30. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988

  31. Соловьева Л. Говори свободно. Создавая совершенный голос. Издательство «Добрая книга», 2006.

  32. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск, 1994.Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

  33. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.,1999.

  34. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconРабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconТема : «Весёлая математика. Логические задачи»
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconМетодические разработки занятий для дошкольников по теме «Семь чудес света»
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconРабочая программа элективного курса по истории «Культура России 20 века»
Программа курса разработана для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов и имеет целью, заинтересовать учащихся особенностями...
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconРабочая программа элективного курса «Речеведение»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconРабочая программа элективного курса «рекреационная география»
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю)
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПрограмма спецкурса по страноведению на английском языке для 8 9...
Программа элективного курса по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 8 9 класса и рассчитана...
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПрограмма элективного курса по литературе для 10 класса. «Художественная...
Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект...
Программа элективного курса по литературе «умейте владеть словом» Рассчитана: для учащихся 9 класса на 17 часов iconПротокол №1 от Р. Р. Гимаев
Программа «Основы стилистики» предназначена для элективного курса в 9 классе и рассчитана на 17 часов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск