МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено «Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы:
____________________ _______________
(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)
Протокол МС № __ «__»______2013г.
от «__»______2013г.
Программа элективного курса
по литературе для 10 класса.
«Художественная литература
в искусстве древних цивилизаций и средних веков»
Автор: Г. И.Данилова
Соавтор: Н. А. Чопорова
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по литературе «Художественная литература в искусстве древних цивилизаций и средних веков» для 10 класса составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект автора Г.И.Даниловой. Количество часов в неделю – 1 час, всего - 17 часов
Цели и задачи обучения: приоритетными целями и задачами изучения данного курса являются:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой литературы и искусства;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной литературе и искусстве, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения художественной литературы и искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Структура программы:
Важнейшей особенностью содержания элективного курса в 10 классе является представленная в нем широкая панорама развития художественной литературы от истоков до XVIIв. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представления о художественной литературе в общей картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов художественной литературы в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в литературе и искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной литературы, как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный компонент. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства в целом, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет, в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой художественной литературы и культуры в целом.
Содержание программы:
«Художественная литература в искусстве древних цивилизаций и средних веков»
I. Художественная литература в искусстве древних цивилизаций (8 часов).
1. Первые художники Земли.
2. Искусство страны фараонов.
3. Литература, изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
4. Художественная культура Древней Передней Азии.
5. Литература и искусство доколумбовой Америки.
6. Золотой век Афин.
7. Театральное искусство античности и архитектура Древнего Рима.
8. Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве древних цивилизаций»
II. Художественная литература в искусстве средних веков (9 часов).
9. Мир византийской культуры.
10. Литературный и архитектурный облик Древней Руси.
11. Литература, изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
12. Литература и архитектура западноевропейского Средневековья.
13.Литература и изобразительное искусство Средних веков.
14. Театральное искусство и музыка Средних веков.
15. Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве древних цивилизаций и средних веков».
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу учебного года учащиеся должны:
освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.
Тематическое планирование составлено на основании:
- примерного государственного стандарта – 2009 год;
- примерной программы основного общего образования по искусству, 2009 год;
Литература:
Скрябина Г.И. Мировая художественная литература: от истоков до XVII века. 10 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2010
Емохонова Л.Г. Мировая культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003
Варданян Р.В. Мировая культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе
10 класс
«Художественная литература в искусстве древних цивилизаций и средних веков»
№
| № урока
| Тема урока
| Кол-во час-ов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания
| План.
| Факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. Художественная литература в искусстве древних цивилизаций (5 ч.)
1
| 1
| Первые художники Земли
| 1
| Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж).
Театр, литература, музыка и танец.
| Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники
| Иметь представление об особенностях сознания первобытного человека.
|
|
| 2
| 2
| Искусство страны фараонов
| 1
| Мировое значение древнеегипетской цивилизации.
Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке.
| Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры
| Иметь представление о скальных гробницах Среднего и Нового царств, архитектурном комплексе в Луксоре
|
|
| 3
| 3
| Литература, изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
| 1
| Повесть Синухета,
Повесть Петеисе
Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору);
| Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне.
| Иметь представление о музыкальном искусстве Древнего Египта
|
|
| 4
| 4
| Художественная культура Древней Передней Азии
| 1
| Рубаи (четверостишия) Омара Хайяма, историко-эпическая поэма «Шах-намэ» Абулькасима Фирдоуси , газели (лирические стихотворения) Шамседдина Хафиза Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
| Иметь представление о характерных особенностях литературы, архитектуры, основных памятниках культуры.
| Иметь представление об изобразительном искусстве и музыке
|
|
| 5
| 5
| Литература и искусство доколумбовой Америки
| 1
| Уильям Бирд: "Историея пограничной линии",Роберт Беверли "История и настоящее штата Виргиния, Джупитер Хэммон: "Вечерние размышления"Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки.
| Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках
| Иметь представление об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)
|
|
| 6
| 6
| Золотой век Афин
| 1
| Николай Кун «Легенды и мифы древней Греции»
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.
| Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества
| Иметь представление об изобразительном искусстве Древней Греции
|
|
| 7
| 7
| Театральное искусство античности и архитектура Древнего Рима.
| 1
| Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа
Поэты античной литературы (Эсхил, Софокл, Эврипид)
басни Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала
Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».
| Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах
| Иметь представление о римском форуме, центре деловой и общественной жизни «вечного города», Колизее – величественной зрелищной постройке Древнего Рима.
Иметь представление о литературном и музыкальном иискусстве античности
|
|
| 8
| 8
| Зачёт по теме: «Художественная литература в искусстве древних цивилизаций»
| 1
|
|
|
|
|
| |