Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Эрхирикская средняя общеобразовательная школа" 671336, РБ, Заиграевский район, с.Эрхирик, ул Гагарина 10, тел/факс - 83013658658
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании МО «Гуманитариум»
Протокол № _____ от «____» августа 2012
Руководитель МО________________
/Халбаева А.К./
| «Утверждаю»
Приказ № _____ от «____» 2012
на основании протокола педагогического совета № 1 от «30» августа 2012 года
Директор школы: __________ /Ринчинова М.Р./
|
Рабочая программа
учебного курса
основного общего образования
по истории
6 класс
Учитель: Дарибазарова Н.Н. 2012– 2013 учебный год
Структура рабочей программы. Программа по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие разделы:
раздел: пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения истории в 6 классе, раскрываются особенности содержания курса истории Средних веков, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане;
раздел: содержание курса истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием числа часов на его изучение;
раздел: тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 6 класса и указанием числа часов на изучение соответствующего материала.
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Актуальность
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонацио-нальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;
овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности.
продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
курса истории в 6 классе Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания
умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:
объяснительно-иллюстративный
проблемный
частично-поисковый
наглядный
беседа
эвристический
практический
В 6 классе учащиеся будут осваивать новые формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы по работе с тренингами. Вместе с этим будут применяться и игровые технологии. Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Оснащенность учебного процесса по истории Средних веков и истории России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса Во многом результаты учебной деятельности зависят от применения учителем на уроках различных средств обучения. В 6 классе будет продолжено формирование умений пользоваться справочной, хрестоматийной, художественной литературой по предмету, пользоваться мультимедийными пособиями и интерактивными задачниками. Внедрение в учебный процесс новых форм уроков потребует от учащихся самостоятельной подготовки к семинарам, дискуссиям, поэтому учащиеся 6 класса должны научиться осваивать Интернет-ресурсы для получения дополнительных знаний. Комплект учебных материалов для ученика Учебники:
1.«История Средних веков» М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.: Русское слово, 2011 год
2. «История России с древнейших времён до конца XVI века» Е.В. Пчёлов (М: Русское слово, 2010г). Справочная литература:
1. Школьная энциклопедия «История Средних веков» (М. Олма-пресс,2003г)
2. Школьная энциклопедия «История России IX – XVI века» (М. Олма-пресс,2003г)
3. Серия «Эрудит» справочник « История России с древнейших времён до конца XV века»
(М. Мир книг,2006г)
4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.)
5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»
6. Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2001 г.) Сборники заданий для самостоятельной работы:
1. Тренинг по теме «Киевская Русь»
2. Тренинг по теме «Политическая раздробленность» (1132 г. — конец XIIIв.)
3. Тренинг по теме «Образование Русского централизованного государства»
(XIV — начало XVI вв.)
4. Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг.
5. А.Т.Степанищев «300 задач по истории с древнейших времён до наших дней» ИКТ:
1. Интерактивный задачник по истории России IX – XIXвв. « Витязь на распутье»
2. Электронное пособие «Всеобщая история» 5- 6 классы. Наглядный материал:
1. Исторические карты «Киевская Русь в 9-начале 12 вв.», «Русские княжества в 12-начале 13 вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», «Образование Русского централизованного государства в 14-15вв», «Королевство франков в 8-9 вв.», «Арабы в 9 - 11 вв.», «Крестовые походы», «Западная Европа в 13-15вв», «Индия и Китай в Средние века»
2. Опорные схемы «Этапы становления Русского государства»
3. Раздаточный материал по истории Средних веков.
4. Иллюстрации Книги для чтения:
1. «Повесть Временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва
2. «Слово о полку Игореве»
3. «Задонщина»
4. В. Ряховский «Евпатий Коловрат» Комплект учебных материалов для учителя 1. Поурочные разработки «История Средних веков», «История России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса»
2. А.Т.Степанищев «Методический справочник учителя истории» М.Владос,2001 г
3.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год.
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета. Для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России с древнейших времён до конца 16 века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном
(образовательном) плане Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме — 68 часов, по 2 часа в неделю.
Раздел 2.Содержание курса история для 6 класса
Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (32часа) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени – 36 часов). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.
Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.
Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.
Основу курса по истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — исторические карты Средневековых государств
3. Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.
формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этно-национальных, религиозных и др.;
развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в средневековье;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий;
в) восприятия мира, ценностей
г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени. Основное содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков» (32 ч)
|