Скачать 210.62 Kb.
|
Рабочая программа. Средние века 6 класс Пояснительная записка Статус программы Рабочая программа по истории средних веков для обучающихся 6 класса, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией А.А. Сванидзе– 2004 год издания. Курс истории средних веков на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий основной школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимум развивающим. Ведущими идеями предлагаемого курса являются: конкретизация содержания предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курса истории средних веков и проявления творческой инициативы учителя. Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Структура программы Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; основное содержание с перечнем разделов курса и распределением учебных часов по темам; требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 6 класс; литература и средства обучения; календарно-тематический план (приложение). Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Изучение истории средних веков на стадии основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, правовых и социальных установок; -развитие способности понимать историческую обусловленность явлений современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности; - освоение систематизированных знаний по истории человечества,; - овладение умениями поиска, систематизации, комплексного анализа исторической информации; - формирование исторического мышления. Задача курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам узнать о давно минувших веках, стремиться понять и с уважением относиться к чужим традициям. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часа для обязательного изучения учебного предмета «История», из расчета 2 учебных часа в неделю. Из них на изучении Истории Средних веков – 34 часа, на курс История России -34 учебных часа. Нормативные правовые документы.
Е.В. Агибалов, Г.М. Донской под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе «История Средних веков»- 2010 год издания. Сведения о примерной программе. Примерная программа основного общего образования по всеобщей истории 2004 года и авторская программа общеобразовательных учреждений по всеобщей истории для обучающихся 6 -го класса А.А. Сванидзе (М. Просвещение 2005 г.) Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования Обоснование выбора авторской программы. Данная программа содержит необходимый материал для изучения курса в общеобразовательных учреждениях. Отвечает возрастным особенностям обучающихся и достаточна им доступна. Соответствует государственному стандарту. Является продолжением начального курса при изучении всеобщей истории. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу. Существенных изменений в курсе не предусмотрено. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа, авторская программа предполагает не менее 40 часов, объединены темы «Франкское королевство» (1 час вместо 2), «Жизнь в средневековом городе» (1 час вместо 2), «Культура раннего Возрождения» (1 час вместо 3), такое объединение необходимо для полного прохождения курса «Истории России» во 2-ом полугодие. 2 часа распределены, как дополнение по основным темам, для практических работ с документами, контурными картами, тестами. Определение места и роли курса, в овладении обучающимися требований к уровню подготовки. Базовый уровень для 6 класса предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в использовании учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных обучающимся и способствующих самостоятельному изучению истории; а также развитие специальных знаний, представлений, умений. В ходе изучения курса истории средних веков необходимо вести работу по формированию у учащихся:
Формы организации учебного процесса. Классно - урочная система. Основной формой организации урока является поисковая деятельность. Знания складываются на основе рассказа учителя, а также чтения и обсуждения текста и дополнительной литературы, соответствующей подготовке и познавательным возможностям обучающихся 6 класса. Основные содержательные линии примерной программы в 6 классе реализуются в рамках курса – «Всеобщей истории» с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. .Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации средневекового общества, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство. Технологии обучения. При разработки программы учитывалось применение разнообразных технологий, методических приемов, соответствующих содержанию учебного материала и уровню развития обущающихся 6 класса, постепенно усложняя их от урока в урок, добиваясь необходимого уровня ЗУН
Методы и приемы:
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Программа предусматривает формирование у обучающихся ключевых компетенций, таких, как умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, критически оценивать достоверность полученной в различных знаковых системах информации, передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), формировать собственную позицию по изучаемому вопросу. Фундаментом ключевых компетенций является формирование ЗУН у обучающихся 6 класса по истории, которыми они должны овладеть. Для этого после каждого раздела предусмотрено проведение тестового контроля и обобщающий урок по теме. Перед каждым уроком определяются цели и задачи. Основное содержание данного курса - описание событий происходящих в древности, оценка их и явлений, процессов прошлого, а также научить различными способами усваивать учебный материал. Необходимо продолжить обучение: работы с исторической картой, легендой, контурной картой, таблицами, схемами военных действий, с историческими документами, с историческими понятиями, написать сообщение, рассказ по картинке или от имени участника события. Для этого обучающиеся используют «Памятки». Вторая составляющая ключевых компетенций – навык использования знаниево - умениевой базы в стандартных и нестандартных ситуациях. Эти навыки формируются и отрабатываются в ходе использования следующих форм и методов работы: урок-игра, урок-путешествие, и внедрение элементов информационных технологий. Для уроков в 6 классе применимы компьютерные технологии на разных этапах урока: при изучении нового материала, на этапе закрепления и контроля ЗУН (тесты). Виды и формы контроля Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы по всеобщей истории. Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся: - текущая проверка знаний (самостоятельные работы, тесты, в т.ч. с использованием компьютерных технологий, проверочные работы, устный и письменный опросы); - итоги обучения за четверть; - итоги обучения за год; - формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по предметам, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и т.д.). Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец года. В результате изучения истории средних веков обучающийся должен знать/понимать: - основные этапы, ключевые события истории средних веков, выдающихся деятелей Средневековья; - важнейшие достижения культуры; - изученные виды исторических источников; - периодизацию истории средних веков; - современные версии, трактовки важнейших проблем Средневековья; уметь: - соотносить даты событий с веком; - использовать текст исторического источника при решении учебных задач; - показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий; - рассказывать о важнейших событиях с опорой на факты; - даты, термины; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты. Информация об используемом учебнике В качестве учебного пособия используется учебник Агибаловой Е.В. и Донского Г.М. «История средних веков. 6 класс»- 2010 г., в котором содержатся все предусмотренные программой и обязательным минимумом вопросы всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века. Основное содержание История средних веков (34 ч) 1 часть (9 ч.) Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья(1ч) Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. (8ч) Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятие, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Знать/ уметь по 1 части истории средних веков Обучающиеся должны знать причины великого переселения народов и образования варварских королевств, распада империи Карла Великого, политической раздробленности, значение норманнских завоеваний и деятельности Кирилла и Мефодия,образ жизни франков. Обучающиеся должны уметь показывать по карте направление великого переселения народов, выделять причины образования и распада государств, характеризовать роль христианства и отдельных исторических личностей. 2 часть Византия и арабский мир. (3 ч.) Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Африке, Европе. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Знать/ уметь по 3 части истории средних веков Обучающиеся должны знать особенности истории Византии и средневековых арабов, Османской империи, причины крестовых походов, Реконкисты, падения Византии. Обучающиеся должны уметь сопоставлять историю Византии, арабов и османов, выявлять причины крестовых походов, Реконкисты, падения Византии, характеризовать сущность ислама. 3 часть Средневековые европейские государства (13 ч) Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско - католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы, их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь, быт горожан. Цехи и гильдии. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства. Кризис европейского сословного общества в XIY – XYвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д,Арк. Война Алой и Белой розы. Городские и крестьянские восстания. Жакерия. У.Тайлер. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Знать/ уметь по 2 части истории средних веков Обучающиеся должны знать основные средневековые сословия, роль церкви, понятия «феодализм», «ересь», «сеньор», «вассал», «рыцарство», «цехи», «гильдии», образ жизни разных сословий, понятия «генеральные штаты», «парламент», «жакерия», «гуситское движение», роль отдельных исторических личностей, основные даты данного периода. Обучающиеся должны уметь характеризовать феодальный строй, формы феодального землевладения, отношения вассалитета, роль католической церкви, выявлять причины появления ересей, сопоставлять особенности монархий в Англии и Франции, выявлять причины Столетней войны, жакерии, гуситского движения. 4 часть Страны Азии и Америки в эпоху средневековья. Культурное наследие. (Y – XYвв.) (8ч) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Духовный мир средневекового человека. Быт, праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания. Культурное наследие Византии. Особенности культуры народов Востока. Знать/ уметь по 4 части истории средних веков Обучающиеся должны знать особенности средневековых Китая, Индии, Японии, цивилизаций Америки; особенности мировосприятия средневекового человека, архитектурных стилей, средневековой литературы, научные и технические достижения. Обучающиеся должны уметь сопоставлять события истории Китая, Индии, Японии, цивилизаций Америки; сравнивать культурное наследие Византии, народов Востока и Европы. Учебно-тематический план
Учебно- методическое обеспечение. 1. Агибаловой Е.В. и Донского Г.М. «История средних веков. 6 класс» -2010 г 2. Рабочая тетрадь к учебнику - автор Е.А. Крючкова. М. Просвещение, 20010 г. 3. История средних веков. Хрестоматия. Под ред. Степанова В.Е. // Просвещение, 1980 4. Кишенкова О.В., Короткова О.В. История для любознательных. Задачник, 2 часть // «Дрофа», 2003 5. Книга для чтения по истории средних веков под ред. Сказкина С.Д. // Просвещение, 1969 6. Примерная программа по истории // Просвещение, 2008 7. Стандарт основного обязательного образования по истории средних веков. Официальные документы в образовании, 2008, №25 8. 1000 вопросов и ответов по истории. Школьникам и абитуриентам // АСТ, 2003 6 класс. История средних веков
|
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл Средних веков составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы... | Пояснительная записка рабочая программа по истории средних веков... Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории 6 класс Примерной программы основного общего образования по истории, 2010г, федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Рабочая программа по истории 6 класс Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по... | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России... России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков (6 класс)по... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | Рабочая программа по Истории Средних веков разработана на основе... Рабочая программа по Истории Средних веков разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного... | ||
Пояснительная записка Статус рабочей программы Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного... |