Рабочая программа по истории – 6 класс Раздел 1
Пояснительная записка Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС.
Программа ориентирована на УМК: М. В. Пономарев, А. В. Абрамов, С. В. Тырин Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Программа включает пояснительную записку, характеристику курса, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, Интернет - ресурсов. Календарно – тематическое планирование составлено с учетом требований к результатам и освоения содержания курса по истории.
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению Всемирной истории:
воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах Всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Раздел II
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно – хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Программа составлена исходя из следующих задач обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Средневековья и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку;
раскрыть на конкретном примере положение о том, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества.
Изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Программа предполагает изучение Всеобщей истории на основе цивилизационного подхода, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории.
При составлении программы учитывались межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, возрастные особенности учащихся.
Изучение курса направлено на достижение следующих личностных результатов: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов. Раздел III
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение Всемирной истории в 6 классе – 34 часа. Данная рабочая программа предусматривает изучение Всемирной истории в 6 классе с расчётом на 34 часов (2 часа в неделю).
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении Всеобщей и Отечественной истории.
Направленность курса на развитие внутренних ресурсов обучающихся создает условия и для реализации надпредметной функции, которую курс истории выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на содержании предмета и предполагают развитие личностных достижений детей.
Раздел IV Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Средневековье, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально- ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Всеобщей истории основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные путь достижения целей; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логически рассуждение, умозаключение и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение текста, усвоение его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание текста;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для отображения своих чувств, мыслей, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие учебной деятельности в области ИКТ.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
умение датировать события и процессы истории Средневековья;
уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты;
умение давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников культуры древних цивилизаций;
умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.
Предметный результат выпускника 6 класса:
Учащиеся должны знать, уметь:
хронологию событий — основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времен до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры; системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
основные этапы и ключевые события истории Средних веков;
выдающихся деятелей Всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, демонстрируя знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений, отчетов об экскурсиях;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
соблюдения исторически сложившихся норм социального поведения;
применения знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
соотносить даты Всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий Всеобщей истории;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общее и различие явлений и событий;
объяснять свое отношение к событиям и личностям истории.
Раздел V. I.
Содержание учебного предмета и календарное планирование
Содержание
| Сроки
| Кол-во часов
| Кол-во контр.
| 1. Западная Европа на заре Средневековья
| 03.09-21.09
| 6
| 1
| 2. Восточнохристианский мир
| 24.09-01.10
| 3
|
| 3. Арабы и рождение ислама
| 05.10-12.10
| 3
|
| 4. Западноевропейское общество
| 15.10-12.11
| 7
| 1
| 5. Западная Европа в 11-15 вв.
| 16.11-10.12
| 8
|
| 6. Западноевропейская культура 11-15 вв.
| 14.12-17.12
| 2
|
| 7. Турки-османы
| 21.12
| 1
|
| 8.Страны и народы Азии и Америки
| 24.12-11.01
| 4
|
| Итого:
| 34
| 2
| |