Скачать 157.7 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2008 г. Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007). Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Основные цели курса: • сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; • охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре; • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама. В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся: • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия; • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; • умения работать с исторической картой; • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа. В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование: 1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс. 2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков» 3. Презентации по курсу истории Средних веков. 4. Уроки КиМ. «Средние века» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории Отечества для 6 класса составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе (при учебной нагрузке 2 часа в неделю 38 часов в год). Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе: - ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом; - выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории Отечества и современности; - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий; - формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами; -развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашей истории, культуре народов, проживающих на территории нашей страны. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной истории, в том числе региональной (в программе предусмотрены часы для изучения истории Донского края – 15% от учебной нагрузки), лучшей познавательной деятельности учащихся. Для преподавания истории Отечества в 6 классе применяется следующая учебно-методическая литература: История Отечества. А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков. Учебник Москва, «Просвещение», 2002г. Методическое пособие по истории Отечества. Б.Н.Серов, Л.М.Гаркуша. Москва, «Вако» 2001г. Рабочая тетрадь по истории Отечества. В.Р.Артёмова. Москва, «Просвещение».2002г. Тематическое планирование по истории Средних веков ( 31 час)
Тематическое планирование по истории Отечества в 6 классе (37)
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе Знать/Понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Рекомендуемая литература. История средних веков. Обязательная для прочтения литература. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. С. Д. Сказкина, ч. I, II, III. Тысяча и одна ночь. Арабские сказки (детские издания). Песнь о Роланде. Баллады о Робине Гуде. Р. Стивенсон. Черная стрела. Скотт В. Ричард Львиное Сердце. A. Левандовский. Жанна д' Арк. Рекомендуемая литература. A. Дюма. Робин Гуд. М. Твен. Янки при дворе короля Артура. A. Каждан. У стен Царьграда. В. Смирнова – Ракитина. Повесть об Авиценне. Воскобойников В. Великий врачеватель Авиценна. М., 1972. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1978. М. Заборов. Крестоносцы и их походы на Восток. Б. Бродский. Каменные страницы истории. З. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон-Кихота». В. Майнк. Удивительные приключения Марко Поло. М. Сервантес. Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский (детские издания). Л.В.Волкова, О.С. Томановская. Индия борется; Португальцы в Индии. М. Твен. Принц и нищий. B. Дитякин. Леонардо да Винчи. П. Мериме. Хроника времен Карла IX. Э. Мурани-Ковач. Флорентийский волшебник. Ж. Санд. Мастера мозаики. C. Цвейг. Совесть против Насилия. А. Дюма. Королева Марго А. Дюма. Графиня де Мон-соро Справочная (дополнительная) литература. Хрестоматия по истории средних веков. (любое издание) Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества (т. 7, изд. 1961 г., или т. 8, изд.1968 г.) Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история, литература, искусство, религия). Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М., 1999 Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М., 1999 Детская библия. Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства. История России. VIII-XVI вв. Обязательная для прочтения литература. Сахаров А., Троицкий С. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., 1978. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1984. Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X -- начало XII в. М., 1978. Древнерусская литература. Хрестоматия для 6-9 классов. Слово о полку Игореве. Былины. Русские народные сказки. Рекомендуемая для прочтения литература. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. B. Ян. Чингисхан. Батый. М. Каратеев. Ярлык Великого хана. Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода. А. Ладинский. Анна Ярославна - королева Франции; Когда пал Херсонес; Последний путь Владимира Мономаха. А.К. Толстой. Князь Серебряный. А. Волков. Зодчие. Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв. Р. Пересветов. Тайны выцветших строк. Рассказы «Начальной русской летописи». М., 1982. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1976. Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1974. Панова В. Сказание об Ольге. Л., 1975. Шторм Г. Подвиги Святослава.-- В кн.: Шторм Г. Повести. М., 1974 Рассказы русских летописей XII --XIV веков. М., 1973. Блок Г. Московляне. М., 1975. Караев Г., Потресов А. Загадка Чудского озера. М., 1976. Караев Г., Потресов А. Путем Александра Невского. М., 1970. Каргалов В. Русский щит. М., 1972. Пашуто В. Александр Невский. М., 1975. Обухова Л. Набатное утро. М., 1978. Рассказы русских летописей XV--XVIII веков. М., 1976. Бадигин К. Покорители студеных морей. М., 1962. Буганов В. Куликовская битва. М., 1984. Каргалов В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973. Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1981. Справочная (дополнительная) литература. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (история, литература, искусство, религия). Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8. Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963. Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965. Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979. Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?»//История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX -- начала XX в. М., 1991. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси//От Корсуня до Калки. М., 1990. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. М., 1989. Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода//Путешествия в древность. М., 1983. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972. Зимин А. А. Россия на рубеже XV -- XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV -- начала XVI в. М., 1980. |