Скачать 157.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫИ ПЕДАГОГИЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ________________________________ «____»___________________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.10 ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 1. Цели и задачи дисциплины. Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами навыков исторического мышления. Задачи дисциплины: сбалансированное освоение фактического материала и глубокое понимание теоретических проблем истории средних веков; выработка навыков самостоятельной работы с источниками (прежде всего правовыми) и исторической литературой; свободная ориентация в вопросах периодизации и хронологии средних веков, экономической, социальной и политической истории; понимание специфики и значения историко-культурного наследия средневековой цивилизации. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения материала программы курса студент должен: владеть системой знаний о генезисе, основных этапах развития и важнейших событиях мировой истории в средние века, понимать специфику исторического генезиса и развития цивилизации средневекового запада, осознавать место и роль западноевропейской цивилизации во всемирной истории, понимать общее и особенное в их развитии, знать основные комплексы историко-правовых источников по истории отдельных стран и регионов в средние века 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов дисциплины. 4.2.1. Содержание дисциплины согласно ГОС ВПО. Сущность переходного периода от античности к Средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы. Закономерности и региональные особенности феодализма в странах Европы и Азии. Преемственность культурных традиций античности в Средние века на Западе и Востоке. Становление и развитие христианской цивилизации. Роль христианской церкви в феодальном обществе, разделение церквей, особенности их организационной структуры. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе. Христианский мир и Восток в их взаимодействии и противостоянии. Нарастание процессов индивидуализации, десакрализации сознания, наработка рационально-интеллектуального инструментария в эпоху зрелого Средневековья как специфические особенности истории Латинского Запада.Сословный характер феодального общества, его специфика и проявление в идеологии и культуре Средневековья. Еврейские погромы и охота на ведьм – своеобразие процессов эрозии традиционного феодального общества в Западной Европе. Гуманизм как система мышления в эпоху Возрождения. Католическая церковь и процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Реформация и ее формы. Развитие науки и техники. Великие географические открытия и их последствия. Страны Востока (Индия, Китай, Япония) в период Средних веков. Проникновение европейцев в страны Востока. Генезис буржуазного уклада, его специфика в различных странах и социально-исторические последствия. 4.2.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Раннее Средневековье. Переход от античности к Средневековью. Становление феодального общества и государства. Предмет и задачи курса «История средних веков». Периодизация средневековой истории. Синтез античной, варварской и христианской культур. Особенности новой цивилизации. Оценка места и роли Средневековья в современной истории. Переход от античности к Средневековью в Европе. Кризис Западной Римской империи. Германцы до великого переселения народов. Крушение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Варварское королевство, его характер и социальная сущность. Сущность и происхождение феодализма. Возникновение феодальной зависимости. Свободные и несвободные в феодальном обществе. Специфика феодального общества в Западной Европе. Церковь и религия в средневековом обществе. Идеология средневекового христианства. Церковь и государство. История папства. Монашество и ересь. Европа в раннее Средневековье. Государство франков. Династия Меровингов. Правление Хлодвига (481-511 гг.). «Салическая правда». Франкское государство при Каролингах. Карл Великий (768-814 гг.) и создание империи. Распад империи Карла Великого. Образование раннесредневековой Франции и своеобразие путей ее исторической динамики. Ранняя история Англии. Природные условия региона. Образование англосаксонских королевств. Формирование единого государства в Англии и его культурно-историческое своеобразие. Нормандское завоевание и его влияние на судьбы английской истории и общества (1066-1087 гг.). Скандинавия в раннее Средневековье. Быт, нравы, общественное устройство скандинавов. Эпоха викингов (VIII-XI вв.). Причины, ход и последствия походов викингов. Византия в средние века. Возникновение и место Византии в средневековом мире. Население, экономические отношения, городская культура. Специфика христианской церкви. Расцвет Византии в правление Юстиниана I (527-565 гг.). Превращение Византии в средневековое государство в VII-XI вв. Иконоборческое движение. Становление феодальной Византии в период правления македонской династии, буферный характер византийского феодализма. Германия в IX-XI вв. Объединение Германских герцогств в единое королевство Оттоном Великим (936-973 гг.). Территориальное деление и особенности центральной власти в Германии. Церковь и папство в IX-XI вв. Раздел 2. Период классического и позднего Средневековья. Феодальное общество и государство в XI-XV вв.: основные этапы развития. Европейский город и его специфика как торгово-ремесленного центра. Средневековый ремесленный цех. Торгово-купеческая деятельность в городе. Формирование городского (бюргерского) сословия. Коммунальное движение и его итоги. Трансформация аграрной сферы под влиянием роста городов. Средневековое рыцарство. Сословная этика рыцарства и ее истоки. Соотношение идеала и реальности. Подготовка рыцарей. Фортификационное и военное искусство. Рыцарская поэзия и рыцарский роман. Культ Прекрасной Дамы. Крестовые походы (XI-XIII вв.). Причины, предпосылки и ход крестоносного движения. Создание государств крестоносцев на Ближнем Востоке. Последствия крестовых походов. Франция в зрелое Средневековье. Образование централизованного государства. Собирание королевского домена. Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.). Создание Генеральных Штатов. «Авиньонское пленение» пап (1309-1378 гг.). Франция в Столетней войне (1337-1453 гг.). Жанна д Арк: особенности формирования национального сознания в средневековую эпоху. Людовик XI и специфика раннего абсолютизма в Западной Европе Англия в зрелое Средневековье. Итоги нормандского завоевания. Смутное время и реформы Генриха II Плантагенета (1154-1189 гг.). «Великая хартия вольностей» (1215 г.). Политическая борьба в Англии во 2 пол. XIII в. и создание парламента. Борьба феодальных домов Йорков и Ланкастеров (война «Алой и Белой розы») и возникновение раннеабсолютистской монархии Тюдоров. Германия в зрелое Средневековье. Особенности политического и социально-экономического развития страны. Итальянская политика династии Гогенштауфенов. Фридрих I Барбаросса (1152-1190 гг.) Движение немецких князей на восток. Усиление раздробленности Германии в XIV-XV вв. «Золотая булла» (1356 г.). Италия в средние века. Города-государства Северной Италии. Создание папского государства («Патримонии св. Петра»). Королевство обеих Сицилий в Южной Италии. Германские вторжения на Аппенинский п-ов. Борьба итальянских городов за политические права. Италия в XIV-XV вв. Итальянские тирании – тирании «в бархатных перчатках». История Испании в средние века. Вестготское королевство (V-VII вв.). Арабское завоевание и история мусульманских государств в Испании. Развитие городской цивилизации. Реконкиста. Объединение королевств Кастилии и Арагона (1479 г.) и формирование централизованного государства в Испании. Культура Европы в эпоху Средневековья. Особенности средневекового европейского мировоззрения. Развитие науки и техники. Искусство. Материальная культура. Духовная жизнь. Раздел 3. Эпоха позднего Средневековья (XVI- нач. XVII вв.). Социокультурные феномены Возрождения и Реформации. Генезис капиталистического уклада, его региональная специфика и социальные последствия. Позднее Средневековье как пролог перехода от Средневековья к цивилизации Нового времени. Развитие производительных сил в промышленности и сельском хозяйстве в Европе в начале раннего Нового времени. Возникновение буржуазного уклада. Становление политической системы абсолютизма. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы. Эпоха Возрождения в Европе. Смысл, предпосылки и основные принципы Ренессанса. Проблема человека в культуре Возрождения. Стиль жизни и мышления гуманистов. Искусство и литература Возрождения. Германия в в XVI – нач. XVII вв. Кризис религиозной доктрины и церковной организации католицизма. Реформация в Германии. М. Лютер. Раскол в реформационном движении в Германии. Рыцарская реформация. Великая крестьянская война (1524-1525 гг.). Т. Мюнцер. Аугсбургское вероисповедание (1555 г.) и закрепление раздробленности в Германии. Реформация в Швейцарии. У. Цвингли. Ж. Кальвин. Выделение в протестантизме различных направлений. Церковь и религия в эпоху Реформации. Основные принципы католицизма и протестантизма. Католическая реакция. Тридентский собор (1545-1563 гг.) и Контрреформация. «Охота на ведьм». Франция в XVI – нач. XVII вв. Реформация и гражданская война. Генрих IV и утверждение абсолютизма. Правление Людовика XIII. Деятельность кардинала Ришелье. Англия в в XVI – нач. XVII вв. Начало Реформации. Реакция Марии Кровавой. Елизаветинская эпоха. Отношения Англии с Шотландией и Испанией. Англия при Стюартах. Движение пуританизма. Испания в в XVI – нач. XVII вв. Нидерландская революция: предпосылки и основные этапы. Образование Республики Соединенных провинций. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). Создание системы политического равновесия в Европе. 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а). основная литература:
б) дополнительная литература:
в) исторические источники:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Программа по «Истории средних веков», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ. Учебная, учебно-методическая литература, карты, библиотечные фонды. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Оборудованные аудитории, аудио-видеоаппаратура. 8. Методические рекомендации по организации дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-юристов. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении. Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.8.2. Методические указания для студентов. 8.2.1. Примерный перечень вопросов к экзамену:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование профессионально-образовательный профиль Юриспруденция. Программу составила: Доцент кафедры всеобщей истории ТГПУ, к.и.н. Т.И. Зайцева |
Рабочая программа по учебному курсу «История средних веков». 6 класс... Агибаловой, Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории средних веков, в который... | Тематическое планирование по курсу «История Средних веков» Место средних веков во Всемирной истории; по каким источникам ученые изучают историю Средних веков | ||
Тематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику... «История средних веков» к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков» 6 класс М. «Просвещение» 2007г и «История... | Программа курса «История средних веков» А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалов Е. В., Донской Г. М. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных... | ||
Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл Средних веков составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы... | Образовательная программа по разделу История средних веков ( 6 класс) Министерством образования Российской Федерации: М. В. Ведюшкин История средних веков /М., Просвещение, 2012г | ||
История средних веков Примерной программы основного общего образования по истории, в соответствии с п ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам Данилова... | Протокол №11 от ... | ||
Рабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков» «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (Е. В. Агибаловой,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История... В. А. Ведюшкин Программы для общеобразовательных учреждений. История 6 кл. М.: Просвещение, 2008г и авторской программы «История... | Рабочая программа по истории для 6 класса (с подробным календарно-тематическим планированием) А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А. А. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история средних веков Курс «История средних веков» является базовой дисциплиной всеобщей истории на II курсе исторического отделения. Данная дисциплина... | «История средних веков» Предмет и структура курса истории средних веков; его место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в становлении... | ||
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Экзаменационные вопросы ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... РС», 2011 -328 с. Дополнительная литература: Петрова Н. Г. История средних веков: Европа и остальной мир. Книга для учителя: 2 изд-М.... |