№ п/п
| Тема урока
| Кол-во ча-сов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Характерис
тика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения материала
| Домаш
нее задание
| Дата проведения
|
План
| Фактич.
|
| Вводный урок
| 1
| Урок изуче-
ния нового
мате-
риала
| Понятие «Средние века»; Значение истории средних веков для современности; источники знаний об истории ср.веков
| Работа с исторической картой, по линии времени
Работа по учебнику
| Задание на
определение
понятий урока.
Задания на определение типа исторических
источников, на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневе-
ковья»
| Называть хронологиче-
ские рамки «средневе-
ковья».
Определять по ленте
времени географиче-
ские пределы средне-
векового мира Знать хронологические рамки «древнего мира» и «средневе-
ковья»; виды исторических источников
| Учебник С. 5-10
Индиви
дуально: Значе
ние истории средних веков для современности.
|
|
|
Глава 1. Становление средневековой Европы VI-XIвв
|
| ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕ
НИЕ НАРОДОВ,
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ
| 1
| Урок изуче-
ния нового
мате-
риала
| Германские племена. Конец Западной Римской империи. Великое переселение народов.Римский историк Тацит о древних германцах. Их верования.
| Работа с картой.
Рабочая тетрадь
| Устный опрос
Задания по теме в р/тетради
| Сравнивать общество германцев и общество Римской империи. Понимать, что они могли перенять друг у друга.
Знать особенности общинной организации общинных племен
| § 1, вопросы
|
|
|
| ОБРАЗОВА
НИЕ ФРАНКСКО
ГО ГОСУДАРСТ
ВА
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков.
| Оценка исторической личности по алгоритму.
Работа по учебнику и документу. Рабочая тетрадь
| Индивидуальный письменный и устный опрос домашнего задания.
Оценка исторической личности по алгоритму.
| Дать оценку Хлодвигу как историческому деятелю. Сравнивать власть вождя и короля. Оперировать понятиями
| § 2, стр.18-23
|
|
|
| ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕ-КОВЬЕ
| 1
| Комбинированный урок
| Духовенство и миряне. Монастыри. Битва при Пуатье. Пипин Короткий и Папская область.
| Работа по карте.
Оценка исторической личности по алгоритму.
Работа по учебнику и документу.
Рабочая тетрадь
| Индивидуальный письменный и устный опрос домашнего задания.
Работа по исторической карте.
Оценка исторической личности по алгоритму.
| Раскрывать внутренние и внешние задачи государства, роль христианской церкви в укреплении государства;
работать с исторической картой;
| §2, стр.23-28
|
|
|
| ОБРАЗОВА
НИЕ
ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО И ЕЁ РАСПАД.
| 1
| Комбинированный урок
| Возникновение и распад империи Карла Великого
| Работа по карте.
Оценка исторической личности по алгоритму.
Запись в тетради исторических терминов.
Работа по учебнику
Рабочая тетрадь
| Индивидуальный письменный и устный опрос домашнего задания.
Работа по исторической карте.
Оценка исторической личности по алгоритму.
Тест.
| Раскрывать внутренние и внешние задачи государства, роль христианской церкви в укреплении государства;
давать оценку личности на примере Карла Великого;
определять причины и следствия важнейших исторических событий
извлекать знания из исторических источников по рабочей тетради, работать с исторической картой
| § 3 Рабочая тетрадь
|
|
|
| ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX - XIвв
| 1
| Комбинированный урок
| Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.
| Работа по карте.
Запись в тетради исторических терминов.
Работа по учебнику и Рабочая тетрадь
| Индивидуальный устный опрос домашнего задания. Взаимозачет.
Работа по исторической карте.
| Знать особенности истории Англии.
Уметь извлекать знания из исторических источников, работать с исторической картой;
| § 4 показать по карте
Направ
ление походов норман
нов по странам Запад
ной Европы
|
|
|
| ЖИЗНЬ И БЫТ ФЕОДАЛОВ И КРЕСТЬЯН
| 1
| Урок применения знаний и формиро
вания умений
| Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения. Феодальные отношения. Натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.
| Работа по учебнику, иллюстра
циям.
Рабочая тетрадь
| Индивидуальный письменный и устный опрос.
Рассказ «День феодала», «День крестьянина»
| Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия феодалов и крестьян
| § 12
Устная сравнительная таблица «Жизнь и быт раба, колона и зависи
мого крестья
нина»
|
|
|
| КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬ
НОЙ ЕВРОПЫ В 6-11 ВЕКАХ
| 1
| Комбинированный урок
| Представления о мире в средние века. Каролингское возрождение. Литература.
| Работа по учебнику
| Индивидуальный устный опрос домашнего задания.
Составление плана. Тест.
| Формирование ярких представлений о культуре Западной и Центральной Европы в 6-11 веках;
Знать роль церкви в развитии культуры;
Совершенст-вовать умение сравнивать на примере обучения в средневековой и современной школе
| §5
|
|
|
Глава 2.Византийская империя и славяне в 6-11 веках.
|
| ВИЗАНТИЯ В VI—XI ВВ.
| 1
| Комбинированный урок
| Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Законы.
| Работа по карте, учебнику, задание на определение общих и отличитель-
ных черт развития Византии и Западной Европы.
| Индивидуальный письменный и устный опрос домашнего задания. Взаимозачет. Беседа по вопросам
| Уметь анализировать и сравнивать исторические факты
Понимать особенности развития Византии в 6-11 вв.
Давать оценку государственной деятельности
императора Юстиниана;
| §6
|
|
|
| КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
| 1
| Комбинированный урок
| Особенности развития образования, архитектуры, живописи. Научные знания
( Лев Математик) Культурные связи Византии.
| Работа по документу, работа по учебнику
Рабочая тетрадь
| Устный опрос домашнего задания.
Составление плана.
| Формирование ярких представлений о культуре Византии;
Знать роль церкви в развитии культуры.
| §7 Рабочая тетрадь
|
|
|
| ОБРАЗОВА
НИЕ СЛАВЯНС
КИХ ГОСУДАРСТВ
| 1
| Контрольный урок с элементами
комбинированного урока
| Расселение славян. Болгарское г-во. Великоморавская держава. Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
| Работа по документу, работа по учебнику
| Индивидуальный устный опрос домашнего задания. Контрольный тест
| Понимание процесса установления феодального строя у славян; пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; уметь составлять план
| §8
|
|
|
Глава 3. Арабский мир в 6-11 веках
|
12.
| АРАБЫ В 6-11 ВЕКАХ. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
| 1
| Урок изуче-
ния нового материала
| Древняя Аравия: природа, образ жизни, занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. Халифат.
| Работа по карте, учебнику
Рабочая тетрадь
| Нанести на карту территории, завоеванные арабами
Взаимозачет.
| объяснять роль ислама в объединении арабов;
уметь прослеживать причинно-следственные связи на примере зависимости занятий населения от природной среды;
объяснить причины объединения арабских племен и объяснять значение понятий: ислам, мусульманство, Коран. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснять причины распада Арабского халифата
| § 9
|
|
|
13.
| КУЛЬТУРА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Образование. Литература. Искусство. Медицина.
| Сравнение культуры Византийской империи и стран халифата
Рабочая тетрадь
| Кроссворд в рабочей тетради
Тест.
| Рассказывать о развитии культуры в странах халифата
| § 10
понятия
|
|
|
Глава 4. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
|
14.
| ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД. ГОРОЖАНЕ И ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
| 1
| Урок примене
ния знаний и формирования умений
| Возникновение и облик городов.Борьба с сеньорами.Коммуны. города-республики.Зарождение демократических порядков.
| Работа по учебнику, иллюстра
циям
Рабочая тетрадь
| Индивидуальный письменный и устный опрос.
| Называть причины возникновения городов в средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе.
| § 13стр. 103-108
§14 понятия
|
|
|
15.
| РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В СРЕДНЕВЕКО-ВОМ ГОРОДЕ
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Цехи. Гильдии. Ярмарки.
| Работа по учебнику, иллюстра
циям Рабочая тетрадь
| устный опрос.
Тест.
| Объяснять, что ремесло в средневековых городах представляло собой мелкое производство, основанное на ручном и личном труде ремесленника;
Описывать признаки ремесленной мастерской
Объяснять роль цехов в развитии производства,
сущность товарного хозяйства
| § 13 стр.109-115
|
|
|
Глава 5. Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы.
|
16.
| МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕС
КАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ.
| 1
| Комбинированный урок
| Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики. Ересь. Борьба церкви с еретиками.
| Работа по учебнику, карте
Рабочая тетрадь
| Устный опрос по теме «Развитие ремесла и торговли».
| Объяснять причины раскола церкви на католическую и православную, источники богатства церкви.
Раскрывать причины возникновения ересей
| § 15 Рабочая тетрадь
|
|
|
17.
| КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
| 1
| Урок изучения нового материала
| Причины крестовых походов и их последствия.
| Работа по карте, учебнику
| Заполнение таблицы «Крестовые походы»
Тест.
| Раскрывать причины и последствия крестовых походов
Определить участников всех крестовых походов
| § 16 Рабочая тетрадь
|
|
|
Глава 6. Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XVвв.
|
18.
| КАК ПРОИСХОДИЛО ОБЪЕДИНЕ
НИЕ ФРАНЦИИ.
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЕДИНСТВУ.
| 1
| Комбинированный урок
| Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты.
| Работа по учебнику, карте
| Заполнение таблицы «Причины объединения Франции»
| Объяснять причины усиления королевской власти. Перечислять черты сословной монархии
| § 17
|
|
|
19.
| ЧТО АНГЛИЧАНЕ СЧИТАЮТ НАЧАЛОМ СВОИХ СВОБОД
| 1
| Комбинированный урок
| Норманское завоевание Англии и его пследствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей» Англ. парламент.
| Работа по учебнику, карте
| Задание на выявление общего и особенного в сословно-представительной монархии Франции и Англии
| выявлять общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции и Англии
| § 18 Рабочая тетрадь
|
|
|
20.
| СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА. КРЕСТЬЯНС
КИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ.
| 1
| Комбинированный урок
| Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны.
| Работа по учебнику, с иллюстра-циями, презентации
Просмотр и обсуждение отрывков из фильма «Жанна д,Арк»
| Письменные задания, беседа Сравнивать цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции
| Развивать умения прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать исторические события.
Называть причины, сравнивать цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции
| § 19
(оЖанне д,Арк), §20 причины восста
ний, причины пораже
ний -сравнить
|
|
|
21.
| ОКОНЧАНИЕ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ И УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
| 1
| Комбинированный урок
| Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление централизованной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные г-ва.
| Работа по учебнику, карте
| Устанавли
вать последовательность и длительность Столетней войны
| Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность
Объяснять причины укрепления централизованного
г-ва во Франции. Объяснять какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного
г-ва в Англии
| §21 Рабочая тетрадь
|
|
|
22.
| РЕКОНКИСТА И ОБРАЗОВА
НИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙС
КОМ ПОЛУОСТРОВЕ
| 1
| Комбинированный урок
| Пиренейские г-ва: природа, условия жизни, занятия . Реконкиста , ее результаты. Инквизиция в Испании. Папство в XIV-XVвв. Раскол в католической церкви
| Работа по учебнику, карте
Рабочая тетрадь
| Проблемный вопрос: В чем особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове
| Показывать на карте государства расположенные на Пиренейском п-ве,
Знать причины образования самост. государств: Испании и Португалии
Усвоить понятие «реконкиста»,
«мараны»,
«мориски»,
«кортесы».
| §22
|
|
|
23.
| УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ КНЯЗЕЙ В ГЕРМАНИИ
| 1
| Контрольный урок с элементами
комбинированного урока
| Германские государства в XII-XV вв. Расцвет римских городов.
| Работа по учебнику, карте
| Контрольный тест Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизо-
ванное государство.
| Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное
| § 23, по §24- сообще
ния
|
|
|
Глава 7. Славянские государства и Османская империя в 14-16 веках
|
24.
| ЗАВОЕВАНИЕ ТУРКАМИ-ОСМАНАМИ БАЛКАНСКО
ГО ПОЛУОСТРОВА
| 1
| Урок применения знаний и формирования умений
| Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
| Работа с различными источниками информации
Рабочая тетрадь
| Беседа по вопросам, практические задания
Взаимозачет.
| Усвоение понятий: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».
| § 26
|
|
|
25.
| ЧЕШСКОЕ ГОСУДАРСТ
ВО И ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
| 1
| Комбинированный урок
| Чешское г-во. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения.
| Работа по учебнику, карте
| Умение прослеживать причинно-следственные связи
Тест.
| Усвоение понятий: веротерпимость, пан, гуситы, табориты, Гуситские войны-ход и результаты(уметь рассказать).
| §25 Рабочая тетрадь
|
|
|
Глава 8. Культура Западной Европы в 11-15 веках
|
26.
| ОБРАЗОВА
НИЕ, НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
| 1
| Комбинированный урок
| Средневековая наука, технические открытия и изобретения. Средневековое образование и литература.
| Работа по учебнику
| Индивидуальные задания
Тест.
| Усвоение понятий: университет, ректор, факультет, декан, бакалавр, магистр, доктор, вагант, мистик, алхимия, астрология, схоластика, логика.
Объяснять сословный характер средневековой литературы.
| §27, §30(сообщения, презентации)
|
|
|
27.
| ИСКУССТВО. НАЧАЛО ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
| 1
| Комбинированный урок
| Архитектура. Скульптура. Живопись. Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения
| Работа по учебнику, с иллюстра-циями
| Беседа.
Тест.
| Усвоение понятий: ренессанс, гуманизм. Раскрывать особенности средневековых направлений искусства. Знание особенностей проявлений ренессанса в разных странах Европы
| §28,29
|
|
|
28.
| КИТАЙ И ИНДИЯ
В СРЕДНИЕ ВЕКА
| 1
| Комбинированный урок
| Китай в IV-VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности экономического, социального и государственного строя Индии и Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая и Индии, их общечеловеческая значимость.
Делийский султанат.
Появление европейских колонизаторов.
Империя Великих Моголов.
| Работа по учебнику с иллюстра-циями
Рабочая тетрадь
| Беседа по вопросам
Взаимозачет.
| Понимание специфики развития Индии и Китая. Объяснять причины колониальных вторжений в Китай, причины крест. выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре этих стран и их общечеловеческой значимости
| §31, 32 по вариан-
там
|
|
|
29.
| АФРИКА И АМЕРИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА.
| 1
| Контрольный урок с элементами
комбини
рованного урока
| Государства, религия, общество ацтеков, майя, инков. Культура доколумбовой Америки и общечеловеческая значимость.
Особенности развития Северной и Южной Африки.
| Работа по учебнику, с иллюстра-циями
Рабочая тетрадь
| Беседа по вопросам Контрольный тест
| Понимание специфики развития Африки и доколумбовой Америки. Рассказывать о возникновении г-в, культуре, особенностях политического и общественного устройства у ацтеков, майя, инков. Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки
| §33,34
|
|
|
30.
| ИТОГОВЫЙ УРОК
«Наследие истории средних веков в истории человечества»
| 1
| Повтори
тельно-обобщающий урок- игра «Что? Где? Когда?»
| Систематизиро
вать и обобщить материал по изученному периоду
| «Мозговой штурм»
Рабочая тетрадь
|
| Повторение материала по изученному периоду.
| список доп. художествен. литературы по истории ср.веков
|
|
|