Скачать 15.66 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Удомельская гимназия №3 им. О.Г.Макарова»
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по ФГОС Срок реализации – 5 лет (2012 – 2017гг.) г.Удомля 2012г. Русский язык Пояснительная записка Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические Принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100» авторы Е.Н. Бунеев и Е.В. Бунеев. Данная программа является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций можно выделить основные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета Русский язык. Языковая компетенция – осведомленность школьников в системе родного языка, т.е. формирование у них языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке. Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах, т.е. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности. Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебника, тексты которого содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывает его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщает знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Структура курса Курс подразделяется на две части:
В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок. Основная часть курса 5–7-й класс содержит следующие темы: слова со значением «предмет»; cлова со значением «действие» или «состояние»; cлова со значением «количество»; слова со значением «признак»; слова со значением «признак признака»; слова со значением «признак действия»; слова со значением «дополнительное действие». Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации даётся в связи с изучаемыми темами. В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и её реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-9 кл.; более частые и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. При таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе. На этапе введения новых знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На таком уроке учителем создается проблемная ситуация и организуется выход из нее одним из трех способов: 1. учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2. ученики осознают противоречия и формулируют проблему; 3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце года. Исходя из единой концепции непрерывного курса русского языка, главной целью обучения русскому языку в школе является обучение учащихся практической речевой деятельности на русском языке. Целями русского языка в основной школе являются:
Основные направления работы по русскому языку в V–IX классах:
Общая характеристика учебного предмета Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Место учебного предмета, курса в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
|
Рассмотрено на Педагогическом совете школы протокол №6 от «01» февраля 2012г «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» | И. В. Сибирякова «03» сентября 2012 г. Принято на педагогическом совете Протокол Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | ||
Приказ №137-од от 17. 12. 2013 года Принято на педагогическом совете... ... | Принято на Педагогическом совете гбоу средней школы №365 протокол №3-1от 03. 02. 2012 утверждаю Итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения обучающимися программ основного общего и среднего полного... | ||
Принято на педагогическом совете протокол №1 от 30. 08. 2013 Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся... | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Принято на педагогическом Совете школы Протокол № от 2012г Положение... Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся, формах её проведения, системе оценивания обучающихся и переводе их в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогическом Совете моукдод «дмш №5 им. В. В. Знаменского», протокол от 29. 08. 2013 г. №1 | ||
Положение о безотметочном оценивании элективных курсов Приказом №32 На Совете школы От «05» марта 2012 г. Протокол №7 от 24 февраля 2012г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Заслушан и принят на Педагогическом совете Школы 27 июня 2013 года Протокол №16 | ||
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Отчет о результатах самообследования гаоу спо (ссуз) «Бурятский республиканский... Порядок подготовки к государственной аккредитации обсужден на Педагогическом совете образовательного учреждения – протокол №104 от... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Комплексная программа «Я и пдд» рассмотрена и утверждена на педагогическом совете (протокол №1 от 30. 08. 2011г.) | Положение о портфолио учителя Рассмотрено и принято на педагогическом совете муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе рабочей программы, Чалкиной Н. Г., учителя химии, утверждённой на педагогическом совете 30. 08.... | Принято на педагогическом совете Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей комплексная детско – юношеская спортивная школа... |