Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от





Скачать 15.66 Mb.
НазваниеПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
страница1/126
Дата публикации29.11.2014
Размер15.66 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   126








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 им. О.Г.Макарова»




Согласовано

Председатель Совета МБОУ УГ№3 /И.В.Щелик/

Протокол №3 от21.03.2012г.


Принято на педагогическом Совете

Протокол №5 от «30» мая 2012г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ УГ№ 3

им. О.Г.Макарова_______В.Д.Сидорюк

Приказ № 47/5-0 от 01.06.2012г.

Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по ФГОС


Срок реализации – 5 лет (2012 – 2017гг.)

г.Удомля

2012г.

Русский язык
Пояснительная записка
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические

Принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100» авторы Е.Н. Бунеев и Е.В. Бунеев.

Данная программа является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций можно выделить основные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция – осведомленность школьников в системе родного языка, т.е. формирование у них языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке.

Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах, т.е. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебника, тексты которого содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывает его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщает знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Значение данного предмета для решения общих задач образования,

определённых в образовательной программе данной ступени обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Структура курса
Курс подразделяется на две части:

  1. 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы.


В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.

Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й класс содержит следующие темы:

слова со значением «предмет»;

cлова со значением «действие» или «состояние»;

cлова со значением «количество»;

слова со значением «признак»;

слова со значением «признак признака»;

слова со значением «признак действия»;

слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

Материал по орфографии и пунктуации даётся в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.

Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и её реализация в речи.

Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.

В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-9 кл.; более частые и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. При таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе.
На этапе введения новых знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На таком уроке учителем создается проблемная ситуация и организуется выход из нее одним из трех способов:

1. учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

2. ученики осознают противоречия и формулируют проблему;

3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце года.

Исходя из единой концепции непрерывного курса русского языка, главной целью обучения русскому языку в школе является обучение учащихся практической речевой деятельности на русском языке.

Целями русского языка в основной школе являются:


  • Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание этической ценности родного языка;

  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсов и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Основные направления работы по русскому языку в V–IX классах:



  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку; повышение интереса учащихся к предмету у ребят, используя как традиционные, так и нетрадиционные уроки, через различные формы внеклассной работы

  • формирование и совершенствование речевых умений и навыков учащихся: овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; связное изложение мыслей в устной и письменной форме;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • развитие умений работать с текстом, со справочной литературой, словарями.

  • организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

  • формирование навыков грамотного письма;

  • тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися и работа над их устранением;

  • помощь слабоуспевающим ученикам.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.

Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Место учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч.
В том числе: в 5 классе — 175 ч,

в 6 классе — 210 ч,

в 7 классе — 140 ч,

в 8 классе —105 ч,

в 9 классе — 105 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета, курса


  1. Результаты изучения предмета 
    Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
    1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
    2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
    3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   126

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconРассмотрено на Педагогическом совете школы протокол №6 от «01» февраля 2012г
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconИ. В. Сибирякова «03» сентября 2012 г. Принято на педагогическом совете Протокол
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПриказ №137-од от 17. 12. 2013 года Принято на педагогическом совете...
...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПринято на Педагогическом совете гбоу средней школы №365 протокол №3-1от 03. 02. 2012 утверждаю
Итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения обучающимися программ основного общего и среднего полного...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПринято на педагогическом совете протокол №1 от 30. 08. 2013
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПринято на педагогическом Совете школы Протокол № от 2012г Положение...
Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся, формах её проведения, системе оценивания обучающихся и переводе их в...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическом Совете моукдод «дмш №5 им. В. В. Знаменского», протокол от 29. 08. 2013 г. №1
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПоложение о безотметочном оценивании элективных курсов
Приказом №32 На Совете школы От «05» марта 2012 г. Протокол №7 от 24 февраля 2012г
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заслушан и принят на Педагогическом совете Школы 27 июня 2013 года Протокол №16
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconОтчет о результатах самообследования гаоу спо (ссуз) «Бурятский республиканский...
Порядок подготовки к государственной аккредитации обсужден на Педагогическом совете образовательного учреждения – протокол №104 от...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплексная программа «Я и пдд» рассмотрена и утверждена на педагогическом совете (протокол №1 от 30. 08. 2011г.)
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПоложение о портфолио учителя
Рассмотрено и принято на педагогическом совете муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная...
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе рабочей программы, Чалкиной Н. Г., учителя химии, утверждённой на педагогическом совете 30. 08....
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от iconПринято на педагогическом совете
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей комплексная детско – юношеская спортивная школа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск