Скачать 1.05 Mb.
|
Комплексная программа «Я и ПДД» рассмотрена и утверждена на педагогическом совете (протокол № 1 от 30.08.2011г.)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №123 Ленинского района г.Н.Новгорода. Адрес: г.Нижний Новгород, улица Дружбы, дом 50. Адрес сайта: www.scool123.ru Лицензия на образовательную деятельность имеется: Регистрационный номер № 6136 , серия А №314008 от 30 апреля 2009 года действительна до 30 апреля 2014 года. Год открытия школы - 1940 Директор Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 123 - Ковалева И.В. Преподаватель ОБЖ – Косарев Д.И. Руководитель ЮИД – Косарев Д.И. Кол-во обучающихся детей – 660 чел., в т.ч. в начальных классах – 303 чел. Наличие класса по ОБДД – нет (есть интегрированный с ОБЖ). Наличие транспортной площадки (автогородка) – нет. Наличие уголка по БД – имеется (рекреация 4-го этажа начальных классов, 1-го этажа). Наличие методической литературы и наглядных пособий – имеется. Наличие раздела по предупреждению ДДТТ в воспитательных планах классного рук-ля – имеется. Наличие школьного автобуса – нет. В каких классах проводятся занятия по БДД – 1 -11 класс. Охвачены изучением ПДД - 100% Как проводится обучение по БДД: в форме уроков, классных часов, факультативных занятий, игр, утренников, викторин, общешкольных праздников, конкурсов. Количество отрядов ЮИД - 1 Количество детей в отрядах ЮИД - 14 Количество выступлений ЮИД – 5 Организация и управление процессом обучения детей правилам дорожного движения осуществляется заместителем директора по УВР. Она руководит работой классных руководителей и школьного инструктора по изучению правил дорожного движения. Эта работа отражается в программе развития школы, в общешкольном плане работы, в планах (программах) работы классных руководителей, плане работы школьного инструктора по изучению ПДД. Второй год школа работает по реализации комплексной программы по профилактике дорожно-транспортного травматизма учащихся 1-11 классов «Я и ПДД». В прошлом учебном году это была программа «Безопасная дорога», которая дала положительные результаты, поэтому на педагогическом совете от 28.08.11 было решено продолжить работу в данном направлении по данной программе. Работа охватывает всех участников образовательного процесса: педагогический коллектив, ученический коллектив и родительский коллектив. Изучение правил дорожного движения происходит через интегрированную учебную деятельность на уроках ОБЖ в 5-10 классах, окружающего мира в 1-4 классах, через организацию общешкольных и классных мероприятий, через сотрудничество с работниками ГИБДД (проведение лекций, бесед, акций, просмотр видеофильмов и др.). В рамках классных часов (9 часов в год в каждом классе) в 1-11 классах ежемесячно классные руководители проводят классные часы по ПДД. Для каждого класса разработана тематика проведения классных часов по ПДД (по программе). Второй год в школе ведет свою работу отряд ЮИД, под руководством школьного инструктора (учителя ОБЖ). Работа отряда ведется по плану, который описан в программе «Безопасная дорога». Ребята активно проводят занятия для учащихся начальной школы. Традиционно в начале учебного года в школе проходят общешкольные родительские собрания, на которых поднимается вопрос по профилактике ДДТТ. Всем родителям, которые пришли на собрание выдается буклет или листовка, которые готовит совет старшеклассников «ТИМ». Данный вопрос рассматривается на педсоветах, совещаниях при директоре, общешкольных родительских собраниях. В работе школы используются различные формы урочной деятельности и внеурочной деятельности: конкурсы (миниатюр, рисунков, презентаций, сочинений, сказок, наглядного материала), театральные представления (посвящение в пешеходы), конкурс «Безопасное колесо», выпуск листовок и буклетов для родителей и учащихся, размещение информации и работ на школьном сайте. В рамках реализации программы развития школы и с целью профилактики ДТП реализуется проект «Рубеж» по организации летнего отдыха и оздоровления детей. Современная статистика детского травматизма и возникновения чрезвычайных ситуаций по вине детей определяют актуальность выбранной нами проблемы. На основании предложений членов педагогического совета нами была разработана программа профильного лагеря «Рубеж». Детский профильный лагерь для учащихся 5-7 классов ведёт свою работу в течение 3-х лет, на основании программы «Рубеж». Этот лагерь являлся одним из звеньев системы социальной защиты и поддержки учащихся школы и формой организации летнего отдыха детей. Профильный лагерь, ориентированный на овладение практическими навыками школьного курса программы «Основы безопасности жизнедеятельности», был направлен на оздоровление, полноценный отдых и досуг детей. Разработка программы была вызвана ростом количества травм учащихся. Программа прошла апробацию и принесла положительные результаты. Об этом свидетельствует снижение количества травм учащихся. Лагерь имел положительный резонанс в районе. Дети получили положительный эмоциональный заряд, приобрели навыки необходимые для жизни. Администрация школы обеспечила нормативно-правовую основу программы, осуществляла координацию и контроль. Благодаря инициативе педагогического коллектива реализация программы «Рубеж» удалась. Реализация этой программы в летнее время оправдана актуальностью вопроса занятости и оздоровления учащихся во внеурочное время, а также необходимостью практического осмысления учащихся правил безопасного поведения. В школе имеются стенды на 1,4 этажах по правилам дорожного движения. Отдельного кабинета и городка для изучения ПДД школа не имеет, но педагогический коллектив использует возможности другого образовательного учреждения (школа №91 Ленинского района), организуя практические занятия на ее базе. В этом учебном году запланировано посещение кукольного театра по данной проблеме. Кроме того, используются возможности школьных театральных кружков. По итогам работы программы «Безопасная дорога» в школе было проведено анкетирование родителей учащихся школы, которое показало, что школа ведет активную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Также для проверки знаний учащихся педагогом организатором по профилактике ДТП Косарев Д.И. были разработаны тестовые задания, в результате которых мы смогли узнать на сколько эффективно ведется работа по программе. Характеристика педагогического коллектива.
Педагогический коллектив состоит из 48 человек. В основном это опытные, работоспособные педагоги, которые используют в своей деятельности не только традиционные формы работы, но и вносят инновации. В частности применяют на своих уроках и внеклассных мероприятиях компьютерные презентации, используют возможности компьютерного кабинета, в котором установлена мультимедийная доска. Дают открытые и внеклассные мероприятия на районном уровне. Школа укомплектована преподавателями согласно штатному расписанию полностью. Вакансий нет. Образование педагогического коллектива Педагогический коллектив школы вносит большой вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения. Заслуги педагогов школы отмечены почетными грамотами: Список учителей-участников конкурса приоритетного национального проекта: Князева Ольга Александровна, учитель географии Яшков Александр Николаевич, учитель физкультуры Орлова Наталья Григорьевна, учитель математики Разуваева Галина Алексеевна, учитель истории Скловская Лариса Вениаминовна, учитель информатики Фатенкова Екатерина Васильевна, учитель экономики Эзенкина Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Захарова Валентина Николаевна, учитель математики Никольская Светлана Дмитриевна, учитель физкультуры Лауреаты районного конкурса «Классный руководитель года»: Захарова Валентина Николаевна (дважды) Малышева Татьяна Владимировна
Программа составлена на основании Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Приказа МВД России от 02 декабря 2003 года № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения и в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, стабильного и устойчивого социального развития. Данная Программа направлена на дальнейшее формирование гражданского сознания как важнейшей ценности, одной из духовно-нравственного единства общества.
Значимость деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников, по изучению правил дорожного движения и применению их в жизненных практических ситуациях для учащихся, несомненно, актуальна. В современном мире автомобиль давно уже не является предметом роскоши. И с каждым годом количество транспорта на дорогах возрастает. А вместе с ним растёт количество травм и смертей. Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов случаев травматизма школьников. 47% травм происходит с детьми в возрасте 11-14 лет. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Процент летальности (количество погибших из числа пострадавших) при нем достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%. Только в нашей школе за последние 2 года произошло 3 случая травматизма на дороге с участием учеников школы – один из них со смертельным исходом. Данные анкетирования, проведённого среди родителей детей, обучающихся в школе, свидетельствуют о том, что и дети, и родители знают правила дорожного движения, но не всегда соблюдают их. Несчастные случаи на дороге – это свидетельство того, что обучающиеся не приобщились к культуре поведения на дороге, не осознали свою ответственность за свою безопасность и здоровье. В школе сложилась система работы по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Однако, обучение детей безопасному поведению на дорогах и улицах требует поиска новых форм и методов работы, пересмотра организации сотрудничества с органами ГИБДД, общественностью. И, конечно, проблему нельзя решить без активизации деятельности самих детей. Данная программа реализуется в течение пяти лет и направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандистской работы. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Существенным отличием является привлечение школьников младших классов, проведение для них интересных занятий и игр членами школьного самоуправления. Образовательная программа относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. В образовательном процессе должны быть реализованы следующие принципы:
Цель: формирование активной гражданской позиции обучающихся по законопослушному и безопасному движению на улицах и дорогах. Задачи:
5.Содержание программы Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, учащиеся и их родители. Программа реализуется в школе со 1-го по 11-й класс. Каждый классный коллектив конкретизирует данную Программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по её реализации. 5.1. Блоки Программы Внеурочная деятельность Урочная деятельность Работа педагогов-организаторов Работа классных руководителей Работа отряда ЮИД Работа школьного самоуправления Работа учителей-предметников Проведение блиц-занятий Проведение внеклассных мероприятий Проведение классных часов Учебно-практическая деятельность Организация учебно-познавательных мероприятий Работа с родителями Участие в соревнованиях «Безопасное колесо» Освещение работы по изучению ПДД в школьных СМИ
5.2. План основных мероприятий Программы по каждому направлению деятельности План мероприятий формируется на основе настоящей Программы, также допускается возможность рассмотрения и включения новых мероприятий, предложенных участниками образовательного процесса.
6.Механизм реализации программы 6.1.Этапы реализации программы
6.2. Субъекты реализации программы Руководитель отряда ЮИД Инспектор ГИБДД Заместитель директора по ВР Директор Отряд ЮИД Классные руководители Учащиеся школы Психолог Директор:
Заместители директора по учебно-воспитательной работе:
Классные руководители:
Старшая вожатая:
Руководитель отряда ЮИД:
Психолог:
Инспектор ГИБДД
Основные методы, используемые при реализации программы: словесный, наглядный, деятельностный. Обучение детей и подростков ПДД и навыкам безопасного поведения на дорогах ведется, основываясь на следующие принципы:
6.3. Воспитательные функции программы коммуникативная - развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов, навыков общения, культуры поведения. Виды деятельности: консультации, тренинги, соревнования. познавательная - получение знаний о правилах дорожного движения Виды деятельности: урок-занятие, экскурсии на пост ГИБДД, игры, конкурсы газет «Знаки дорожного движения», недели безопасности ДД, выступления агитбригады, интеллектуальный марафон «Безопасное колесо», дежурство на дорогах. 6.4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Знать: правила дорожного движения, группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и её виды, правила безопасного поведения на улице, на дороге; правила пользования общественным и личным транспортом; основы первой медицинской помощи. Уметь: применять свои знания правил дорожного движения на практике, оказать первую медицинскую доврачебную помощь. 6.5. Ожидаемые результаты реализации программы
2. Отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков. 6.6. Методическое обеспечение программы: 1.Методическая литература, учебные пособия по правилам дорожного движения для учащихся, учебно-наглядные пособия, СД-диски с презентациями и играми. 2. Материально-техническая база: спортзал, стадион. Конкретные методы, используемые при реализации программы:
6.7. Ресурсное обеспечение Финансирование Программы осуществляется за счет основного бюджета школы и привлечение внебюджетных средств. Литература 1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ. 2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года. 3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4 томах.-М.: Генезис,2001 4. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.- М.: Транспорт, 1990. 5. Юсин А.А. Я купил велосипед.- М.: Молодая гвардия, 1984 6. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. ВыпускЗ:.М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000. 7. И.П. Подласый. Педагогика, т. 1,2.- М.: Владос, 2001. 8. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., 2000 9. Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000 10. Т.А Кузьмина, В.В. Шумилова Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении – Волгоград: Учитель, 2007 Утверждаю: Директор школы ____И.В. Ковалева План реализации программы на 2011-2012 учебный год
Приложение Работа классных руководителей: |