Протокол №1 от Р. Р. Гимаев





Скачать 180.5 Kb.
НазваниеПротокол №1 от Р. Р. Гимаев
Дата публикации23.08.2014
Размер180.5 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ «ШугуровскойСОШ

Н.Ф.Исмагилова Э.И.Гарифуллина имени В.П.Чкалова»

Протокол № 1 от Р.Р.Гимаев

«___19» августа 2013 г. «28» августа 2013 г. «1» сентября 2013 г.

Приказ №177

Рабочая программа

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Шугуровская СОШ им. В.П. Чкалова»

Лениногорского муниципального района РТ

первой квалификационной категории

Хуббатуллиной Веры Михайловны

элективного курса «Основы стилистики» в 9 классе

Пояснительная записка

Программа «Основы стилистики» предназначена для элективного курса в 9 классе и рассчитана на 17 часов.

Цель курса: расширить лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствовать практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи курса: 



  1. углубить понятие о стилях речи;

  2. изучить стилистические функции слов;

  3. изучить стилистические возможности грамматики;

  4. формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок;

  5. способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся;


Новизна курса для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Программа построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.

Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.

Работая по этой программе, учитель должен правильно организовать самостоятельную деятельность учащихся. Виды этой деятельности определены перечнем практических работ, проектов, рефератов

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области стилистики, стилистического использования форм частей речи, вариативность окончания имён существительных и прилагательных в формах косвенных падежей, вариативность форм глаголов, причастий, деепричастий, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся

^ Аттестация учащихся

Текущая аттестация – наличие конспектов, опорных схем, тезисов, качественное выполнение упражнений, решение тестов, написание текстов.

^ Итоговая аттестация – защита проектов, рефератов.

Предполагаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом; практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований.


^ Содержание программы

Введение

Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. (Фонетика и стилистика. Лексика и фразеология и стилистика. Морфология и стилистика. Синтаксис и стилистика.) Экспрессивно-выразительные средства языка. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

^ Функциональные стили речи

Понятие о функциональном стиле речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

^ Научный стиль речи

Научная сфера общения. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи.

Современные жанры научных текстов: монография, статьи, информационные сообщения, лекции, рецензии, рефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, аннотации и др. Устные и письменные формы научных жанров.

Особенности научного стиля. Передача максимально обобщенных объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры учебного текста. Требования в структуре разных жанров научных текстов (к статье в словарях справочниках, научному докладу, рецензии, аннотации и т.д.)

Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении

Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические):

^ Примерные практические работы



  • Выписать из справочников, словарей, какого-либо учебника 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются;

Произвести стилистический разбор научного текста;

  • Найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля;

  • Составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохранив основные мысли автора, средства связи предложений в тексте;

  • Прочитать главу из любой книги о русском языке, предназначенной для внеклассного чтения старшеклассников, изложить точку зрения автора, используя выражения: автор высказывает точку зрения, согласно которой…; признает, что…; рассматривает факты, которые…;делает вывод о том, что…; и др.

  • Прочитать 2-3 аннотации к книгам для внеклассного чтения о русском языке, составить план аннотации, написать аннотацию;

  • Прочитать рецензию на книгу, выписать предложения, присущие жанру научного стиля;

  • Написать рецензию на сочинение товарища или научно-популярную книгу


^ Официально-деловой стиль

Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи. Законодательные, дипломатические документы и административно-канцелярские бумаги как разновидности официально-делового стиля речи.

Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, акт, справка, приказ, протокол, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.

Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы (членение на части, цифровые обозначения частей, расположение текста на странице, условно-графические сокращения и др.), точность дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов.

Языковые средства официально-делового стиля речи. Использование слов-наименований лиц (глав государств, официальных представителей, должностных лиц), названий документов, сложносокращенных слов, канцеляризмов, устойчивых сочетаний.

^ Примерные практические работы

-распределить данные слова и выражения по группам: имеющие официально- официально- деловую окрашенность; входящие в состав всех стилей; стилистически нейтральные слова; слова и выражения, чуждые деловому стилю;

-подобрать нейтральные синонимы к словосочетаниям, свойственным официально-деловому стилю;

-составить характеристику одноклассника (указать фамилию, имя, отчество, год рождения, где учится, в каком классе, какой школы, как относится к учебе, чем занимается в свободное время, как ведет себя с товарищами, чем поощрялся);

-составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;

-произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;




  • самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты


^ Публицистический стиль речи

Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.

Жанры публицистического стиля речи: выступление на съездах, митингах; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.

Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.

Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)

Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз.

^ Примерные практические работы

-выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;

-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;

-написать хроникальную заметку в школьную газету;

-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;

-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;

-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя


^ Разговорный стиль

Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.

Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы.

Особенности разговорного стиля речи. Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимики, жестов).

Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля.

Употребление разговорных и просторечных слов. Повышенная эмоциональность и

Экспрессивность разговорного стиля. Образность, основанная на гиперболе, жаргонные элементы, метафоры.

^ Примерные практические работы

-найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;

-определение значений данных учителем слов и выражений, выделить разговорные и жаргонные слова, заменить их нейтральными;

-в изученном художественном произведении найти примеры с использованием разговорного стиля. Отметить специфические лексические, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля. Указать, какова роль этих эпизодов в тексте;

-найти письмо какого-либо писателя к знакомым и официальным лицам. Отметить факты разговорного стиля в письмах. Указать различие в языке этих текстов.

^ Стиль художественной литературы

Основная функция – воздействие через художественный образ

Литературный язык и язык художественной литературы

Эстетическая функция языка в художественном произведении.

Особенности стиля художественной литературы. Использование разных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, идеи, жанра, индивидуального стиля автора. Индивидуальность стиля писателя. 

Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность, экспрессивность). Использование многозначных слов и слов в переносном значении. Роль архаизмов, неологизмов, диалектизмов в художественном стиле.

Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, перифраза, аллегория, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос).

^ Примерные практические работы

-подготовить сообщение на тему «Особенности стиля художественной литературы»;

-подготовиться к выразительному чтению художественного текста;

-произвести анализ художественного текста с целью выявления лексических средств: синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, архаизмов, диалектизмов и др;

-привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в предложенном стихотворении, выявить их роль;

-проанализировать в энциклопедическом словаре юного филолога статьи, посвященные языку Пушкина, Лермонтова, Крылова и др., подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения;

-сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический с целью выявления их особенностей.


^ Учебно-тематическое планирование





Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контрольных работ

Планируемые результаты

Дата

Примечание

план

факт

1.

Введение. Понятие о стилистике русского языка. Понятие о функциональном стиле речи


1ч.

Усвоение нового материала

Групповая, индивидуальная

Работа над упражнениями, исправление неправильно использованной лексики

Точно, правильно употреблять в речи

7.09.13







2.

Особенности разговорного стиля речи

1ч.

Урок повторения

Групповая, индивидуальная

Работа с текстом, исправление ошибок

Исходя из контекста правильно употреблять в речи

14. 09.







3.

Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля и литературного языка


1ч.

Урок повторении усвоение нового материала

Групповая и индивидуальная

Работа над упражнениями

Не смешивать однокоренные слова, различающиеся приставками и суффиксами

21.09







4.

Научный стиль речи, его особенности. Языковые средства научного стиля.



1ч.

Урок усвоения нового материала

Коллективная, групповая

Составление упражнений, исправление ошибок

Правильно и точно употреблять термины и иностранные слова

28.09







5.

Аннотация как жанр научного стиля. Составление аннотации





Урок повторения и усвоение нового материала

коллективная




Правильно употреблять в речи

5.10







6.


Рецензия как жанр научного стиля. Рецензия на сочинение товарища или данный учителем текст

1ч.

Урок повторения

Коллективная, индивидуальная

Работа с текстами, газетными статьями

Избегать в речи частого использования шаблонов

12.10







7.


Официально-деловой стиль речи, его особенности

1ч.

Урок повторения

Коллективная, групповая

Работа с текстами

Правильно употреблять слова в нужном стиле

19.10







8.

Языковые средства официально-делового стиля речи



1ч.

Урок повторения

Коллективная, групповая, индивидуальная

Наблюдение за речью товарищей, составление предложений

Уметь правильно употреблять падежные формы существительных

26.10







9.

Автобиография как жанр официально-делового стиля


1ч.

Урок повторения, усвоения нового материала

Групповая, коллективная

Исправление ошибок в предложениях

Правильно употреблять в речи формы числа

2.11







10.

Особенности публицистического стиля речи, его жанры

1ч.

Урок повторения, обобщения

Коллективная, групповая

Исправление ошибок в предложениях, наблюдение за речью товарищей

Правильно употреблять в речи числительные

16.11







11.

Языковые средства публицистического стиля речи


1ч.

Урок повторения, обобщения

Групповая, индивидуальная

Составление текста

Правильное употребление форм глагола

23.11







12.

Заметка, портретный очерк как жанры публицистики


1ч.

Урок повторения

Групповая, индивидуальная

Наблюдение за устной речью, исправление ошибок

Правильно употреблять в речи местоимения

30.11







13.

Стилистический разбор публицистического текста


1ч.

Урок повторения

коллективная

Исправление ошибок в текстах

Правильно строить предложения с однородными членами, употреблять предлоги

7.12







14.

Стилистические ошибки в сложном предложении Особенности стиля художественной литературы


1ч.

Урок повторения

коллективная

Исправление ошибок в сочинениях




14.12







15.

Языковые средства стиля художественной литературы


1ч.

Урок повторения

Индивидуальная, групповая

Исправление ошибок в предложениях

Правильно употреблять в речи обороты

21.12







16.

Анализ художественного текста



1ч.

Урок повторения, обобщения

коллективная

Работа с текстом




11.01







17.

Итоговый урок.зачет

Анализ художественного текста

1ч.

Урок контроля

индивидуальная

Работа скарточками




18.01






































Список литературы для учителя
1. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978

2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988

4. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980

5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 1983

6. Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000

7. Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002

8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., «Дрофа», 1996

9. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980

10 .Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998


Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2002


Список литературы для учащихся


  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988

  2. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997

  3. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1979

  4. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000


ПРИЛОЖЕНИЯ


^ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ


  1. Старославянизмы в русском языке

  2. Деловые бумаги школьников

  3. Публицистический стиль речи

  4. Художественный стиль речи

  5. Язык наших учебников 

  6. Язык современного провинциального города



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Язык рекламы

  2. Школьный сленг

  3. Просторечные, разговорные слова и жаргонизмы

  4. Стилевая специфика языка газеты

  5. Стилистически окрашенная лексика

  6. Учебно-научная речь

  7. Стилистика на современном этапе

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол №1 от Р. Р. Гимаев
Программа элективного курса «Учись писать грамотно. Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 9-х классов
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол «1 от «28» августа 2013г Р. Р. Гимаев
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconЭ. и гарифуллина Р. Р. Гимаев Протокол №1 от «28» августа 2013г. «1» сентября 2013 Приказ №177
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол №1 от Р. Р. Гимаев iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск