Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс





Скачать 133.62 Kb.
НазваниеОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Дата публикации09.09.2014
Размер133.62 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа


«Юный лингвист»


Образовательная программа элективного курса по русскому языку.


Категория учащихся: 5 класс

Форма обучения: коллективная

Режим занятий: всего 35 часов, 1 час в неделю


Учитель: Гимадиева Гульсина Махмутовна

2013-2014 учебный год
  Пояснительная записка

      Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 класса.

Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся: А.Ю.Купалова. «Русский язык: Теория. Практика»: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений/Москва: Просвещение,2006г.; Иванова В. П. «Слово в системе русского языка», М., «Просвещение», 2006г.; Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку: 5класс.- М.: 2010.

Цель элективного курса:

Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова как части речи.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы. Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяются в последующих классах, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Юный лингвист».

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирование, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

       Программа курса состоит из трех разделов (блоков). В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по фонетике и орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором и третьем  блоке рассматривается материал по морфологии, предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 11-12 лет. Дети принимаются с огромным желанием заниматься дополнительно изучением русского языка и развивать свои филологические способности. Программа рассчитана на 35 часов.

Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а также с помощью фонетических и лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, тестирование.

Методы обучения: словесный, творческий и тестирование.

Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных заданий.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, творческие занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используются нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа элективного курса актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к ГИА и ЕГЭ, для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Тематический план.



Тема

Кол.-во часов

1

Фонетика. Орфография

16

2

Имя существительное

8

3

Имя прилагательное

3

4

Глагол

7 +1зачет



Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Кол. часов

Содержание занятия, характер

Рабочий материал

Дата

П. Ф.

1.

Введение. Звуки и буквы.

1

Лекция-практика.

1.Слово учителя о роли звуков и букв.

2.Алфавит.

3.Произношение слов с Ц, Ч, ТЬ, ДЬ, ЧН и другие.

Тестовое задание.

04.09
04.09

2.

Несовпадение звуков и букв.

1

Лекция.

1.Двойная роль букв е,е,ю,я.

2.Оглушение звонкого согласного.

3.Озвончение глухого согласного.

4.тся-[ца] ться-[ца]

5.сч –[ч долгий]

6.зж-[ж]

7.сш-[ш]

5.воробьи- [йи] и другие.

11.09
11.09

3.

Основные принципы орфографии.

1

Лекция-практика.

1.Традиционный.

2.Фонетический.

18.09
18.09

4.

Морфемный принцип.

1

Лекция-практика.

Образцы морфемного анализа.

25.09

25.09

5.

Правописание безударных гласных в корне.

1

Лекция-практика.

1.Проверяемые ударением.

2.Непроверяемые ударением.

Родной-родина.

Леса-лес.
Чемодан, собака, человек.

02.10
02.10

6.

Чередующиеся гласные в корне слова.

1

Практический.

Зар-зор, гар-гор,кас-кос, рас-рос –ращ, бер-бир, мер-мир, тер-тир, дер-дир и другие.

09.10

09.10

7.

Трудные темы орфографии.

1

Лекция-практика.

1.Основные значения приставок при- и пре-

2.Употребление приставок при- и пре- с одним и тем же корнем.

При-

1)Приближение,

2)присоединение,

3)близость,

4)неполнота действия,

5)доведение действия до конца.

Пре-

1)Синоним слова «очень»,

2)пре-пере.

16.10
16.10

8.

Контрольный словарный диктант.

1

Урок-контроль.

Яблоко, принесла, елка, предал, щавель, родной, села, придал, юла, прекрасный, престарый, прибрежный, приемник, перелетный, преграда, преемник, сшить, разжечь, легко, преступник, сжать, глубоко, заря, приступил ,умереть, собирать, росток, коснуться, косолапый, прикамский, приоткрыл, плясать, победить, убедить и другие.

23.10

23.10

9.

Правописание О-Ё-Е после шипящих.

1

1) О-Ё-Е в корне слов.

1.Черный-чернеть, желтый-желтеть.

2.Слова-исключения: «шофер ехал по шоссе, ел шоколад, услышал шорох, поднял капюшон, прыгнул в кусты крыжовника, порвал шов».

30.10

30.10

10.

Правописание О-Ё-Е после шипящих.

1

2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях слов.

Медвежонок, горячо, певуче, борщом, плачем (в окончаниях в тв. падеже-без ударения-е, под ударением-о)

13.11

13.11

11.

Правописание О-Ё-Е после шипящих.

1

Лекция-практика.

Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег.

Ожог (существительное).

Сжег-сжечь (глагол) и другие.

20.11

20.11

12.

И-Ы после Ц.

1

Лекция-практика.

И: 1.Цирк, циферблат, цинга и другие.

2.Слова на –ция: овация.

Ы: 1.В словах-исключениях: «цыган ходит на цыпочках, увидел цыпленка и цыкнул: цыц

3.В окончаниях: отцы.

4.В суффиксах: синицыно.

27.11

27.11

13.

Правописание сложных слов.

1

Соединительные гласные О-Е.



Пешеход, пылесос, барометр, птицеферма.

04.12

04.12

14.

Образование и правильное произношение сложносокращенных слов.




Лекция-практика.

Творческое задание.

Сложносокращенные слова.

1.Из первых букв каждого слова: КФУ.

2.Из каждых звуков каждого слова: вуз.

3.Из первых частей каждого слова: колхоз.

4.Из первой части первого слова, второе слово-полностью: драмкружок.

5.С помощью соединительной гласной и суффикса: кораблекрушение.

11.12

11.12

15.

Разделительный Ь.

1

Лекция-практика.

Функции Ь.

Функции Ь:

1.Грамматический показатель.

Речь-ж.р.

День-м.р.

2.Мальчик-указывает на мягкость впереди стоящего согласного.

3.Читаешь-глагол,2 лицо,ед.ч.,

настоящее время.

4.Встань-глагол повелительного наклонения.

5.Читать, беречь- глаголы в неопределенной форме.

6.авзничь-наречие.

7.Белье-разделительный мягкий знак и другие.

18.12

18.12

16.

Тестирование.

1

Урок-контроль.

По сборнику тестов. Русский язык 5класс.

25.12

25.12

17.

Имя существительное.

1

Склонение имен существительных.



Первое склонение.

Второе склонение.

Третье склонение.

(Запись в тетрадь-«помощницу».)

15.01

15.01

18.

Род имен существительных.

1

Мужской род

1.Нулевое окончание: пол.

2.Мужской пол: Коля, бык.

3.Ь-день-дня.

Женский род

1.Окончания: -а, -я

рука, земля.

2.Женский пол: Чулпан, Гульназ.

3.Ь- ночь-ночи.


Суффиксы: -арь,-тель.

На: -дь и другие.
Суффиксы: -ость, -есть.

На: -вь (любовь), -адь (площадь), -нь (сирень) идругие.


22.01

22.01

19.

Урок-контроль.

1

Диктант с грамматическим заданием: определить род существительных.

Речь, конь, тетрадь, береза, дуб, новость, свежесть, молодежь, гараж, шалаш, герань, горох, рожь, глаз, нос, лицо, печь, пол, дверь, учитель, букварь, цифра, класс, Айсылу, Ваня, Сибирь, Америка, Солнце, земля, бык, телка и другие.

29.01

29.01

20.

Собственные и нарицательные существительные.

1

Различение собственных и нарицательных существительных.

Собственные:

1.Ф.И.О. человека.

2.Клички животных, птиц, насекомых.

3.Географические и астрономические названия.

4.Названия песен, художественных произведений, колхозов, сел, городов, районов, республик…

5.Почетные названия.

6.Названия газет, журналов… заключаются в кавычки и другие.

05.02

05.02

21

Правописание собственных существительных.

1




Пишутся с большой буквы; 4, 5- в кавычках.

12.02

12.02

22.

Одушевленность- неодушевленность.

1

Кто? Всем живым существам.

Что? Неживым существам.

1.Отличие с родным языком.

2.Одушевленность- неодушевленность: проявление в грамматике.

19.02


23.

Падеж имен существительных.

1




Запись в тетрадь-«помощницу».

26.02

24.

Склонение имен существительных.

1

Лекция-практика.

Определение склонения имен существительных, различение склонений.


Запись в тетрадь-«помощницу».

05.03

25.

Имя прилагательное.

1

Лекция-практика.

Имя прилагательное как часть речи.






12.03

26.

Полные и краткие имена прилагательные.


1

Различение полных и кратких имен прилагательных.



М.р.каков?

Ж.р. какова?

С.р.каково?

Множ. число каковы?

19.03

27.

Род, падеж и число имен прилагательных.

1

Имя прилагательное грамматически зависит от существительного.

Запись в тетрадь-«помощницу».




28.

Глагол.

1

Лекция-практика.

Глагол как часть речи.


Запись в тетрадь-«помощницу».




29.

Спряжение глагола.


1

Определение спряжения глагола.

2-ое спряжение.

1.Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.

2.7 глаголов на –еть.

4.4 глагола на –ать.
1-ое спряжение.

Все остальные глаголы.




30.

Спряжение глагола.

Вид контроля-тест

1

Определение спряжения глагола.

По сборнику теста. Р.я. 5 класс.




31.

Вид глагола.

1

Лекция-практика.

Определение вида глаголов.



Запись в тетрадь-«помощницу».




32.

Лицо и число глагола.

1

Определение лица и числа глагола.







33.

Время глагола.


1

Время глагола в изъявительном наклонении.

Настоящее, прошедшее, будущее сложное, будущее простое время.




34.

Углубленное повторение курса.

1

Урок-практикум.

Задания по всем пройденным темам.




35.

Итоговое занятие.

1

Зачет.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна...
Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское...
«Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса «Употребление тире в простом и сложном предложении»
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconПрограмма предпрофильного элективного курса по русскому языку для учащихся 9 классов. (12 часов)
Гиа и егэ. Такую возможность дают элективные курсы. Выбирая тему курса, учитель может обратить внимание именно на тот раздел, который...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа элективного курса «Речеведение»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения"
Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения"
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconТематическое планирование по русскому языку 7 класс Диагностика знаний учащихся
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по по русскому языку
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconТематическое планирование по русскому языку 5 класс Диагностика знаний учащихся 5 класса
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по по русскому языку
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconПрограмма элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconПрограмма элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс iconРабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск